История контейнеров: от деревянного ящика до суперсовременной тары

Стандартные 20- и 40-футовые контейнеры, погруженные на автомобили, поезда и суда – привычная для нас картина, которую мы видим  ежедневно. И трудно поверить, что до середины прошлого века никаких контейнеров, специальных платформ, контейнеровозов и погрузчиков не существовало, и все грузоперевозки осуществлялись без этой удобной тары. Как и когда появился стандартный контейнер, и как он достиг того положения в мире, которое занимает сейчас?

Судьба контейнера была непростой, а его история содержит много интересных фактов.

Викторианская эпоха

Стандартный контейнер – изобретение «молодое» - он появился в 1950-х годах, и произвел настоящую революцию в сфере грузоперевозок. А вплоть до этого времени перевозка грузов производилась без использования специальной тары – буквально врассыпную, что заставляло тратить значительные силы и время на их погрузку и разгрузку.

Впервые об упрощении транспортировки грузов задумались практичные англичане – произошло это еще в конце XVIII века, когда на канале Бриджуотер стали применяться большие деревянные ящики, в которые насыпался уголь. Так производилась более простая и быстрая перегрузка угля с берега на баржи и обратно.

Однако эта идея дальнейшего распространения не получила, хотя ящики для угля использовались очень долгое время.

Начало XX века

Прошлое столетие ознаменовалось многими открытиями и изобретениями, и уже в начале XX века мог родиться полноценный контейнер. Но не родился.

Здесь снова отличились англичане: в 1920-х года на железных дорогах Великобритании начал использоваться контейнер, который был стандартизирован и получил название RCH. Интересно, что этот контейнер оправдывал ожидания, однако распространения не получил, и стандартом мирового уровня не стал. Почему? Это станет понятно чуть позже.

После Второй Мировой войны

Следующий шаг в изобретении стандартного контейнера был сделан в США – там, в конце 40-х – начале 50-х годов прошлого века получили более или менее широкое распространение контейнеры ConEx (то есть - Container Express). Эта тара представляла собой куб, каждая грань которого имела длину 6 футов (182 см). Сначала ConEx изготавливался из дерева, а затем стал металлическим.

Но и этот контейнер не стал основой для стандарта. Произошло это потому, что ConEx использовались исключительно военными, и, к тому же, не были интермодальными. То есть, такие контейнеры при транспортировке не перегружались с одного вида транспорта на другой – они просто довозились до места назначения на каком-либо одном транспорте.

Середина XX века – «Контейнерная революция»

Середину 1950-х годов принято называть временем «контейнерной революции», и не зря: именно в те годы была разработана, реализована на практике и всесторонне отработана современная система контейнерных перевозок, основу которой составил известный нам сегодня 20-футовый стандартный контейнер.

Виновниками революции стаи два человека. Первый – американский бизнесмен, владелец транспортной компании и один из ведущих грузоперевозчиков второй половины прошлого века Малькольм Маклин. Ему принадлежит сама идея и концепция контейнерных перевозок. А второй – выдающийся американский инженер и изобретатель Кит Тантлингер, который под руководством Маклина создал контейнер, позже стандартизированный и названный Twenty-foot Equivalent Unit (TEU), или «двадцатифутовый эквивалент».

Но почему созданный Маклиным и Тантлингером контейнер стал настолько популярен, что даже лег в основу стандарта? И почему все предыдущие разработки в этой сфере были забыты? Все очень просто: бизнесмен подошел к делу грузоперевозок комплексно, он работал над оптимизацией процесса транспортировки грузов, искал способ сократить время погрузо-разгрузочных работ, и снизить затраты. А главное, хотел сделать так, чтобы грузы лишь один раз были загружены в контейнер в точке отправки, и выгружены в точке назначения, а на всем пути следования погрузкам и разгрузкам подвергалась только тара целиком, вместе со всем своим содержимым.

Так что контейнер – это только один элемент системы. Маклин предложил концепцию интермодальных перевозок, что требовало стандартизации контейнера и его крепления, автомобильных и железнодорожных платформ и, наконец, морских судов для перевозки этих самых контейнеров. И не мене важно было обеспечить возможность портов проводить погрузку и разгрузку стандартных контейнеров.

Все это потребовало немалых финансовых затрат, но Малькольм Маклин в то время владел пятой по величине транспортной компанией в США, а поэтому смог реализовать задуманное. И 26 апреля 1956 года впервые в истории из порта Ньюарка вышел первый контейнеровоз (переоборудованный из танкера) Ideal X, имевший на борту 58 новеньких 20-футовых контейнеров. Через несколько дней контейнеровоз пришвартовался в порту Хьюстона, где произвел фурор среди приглашенных по этому случаю владельцев транспортных компаний и чиновников.

Система работала, контейнеры значительно упрощали и удешевляли перевозку грузов, однако разработка Маклина-Тантлингера не сразу стала распространяться по миру. В этом  деле, как ни странно, помогла война во Вьетнаме. Бизнесмен предложил правительству США доставлять военные грузы во Вьетнам с помощью контейнеров, и этот эксперимент прошел очень успешно – теперь грузы доставлялись в пять раз быстрее, а главное – транспортировка обходилась в несколько раз дешевле. Это стало настоящим рождением контейнерных перевозок, которые в международном масштабе полностью вытеснили транспортировку грузов «внавалку».

Наше время

Сейчас в мире ежегодно производится транспортировка нескольких сотен миллионов контейнеров, и, как ожидается, к 2015 году эта цифра достигнет миллиарда. Ежедневно в пути находится около 15 миллионов контейнеров, которые везут в себе самые разные товары. Это – колоссальные цифры, которые полвека назад не могли сниться даже Малькольму Маклину (который, кстати говоря, дожил до настоящего триумфа своего детища, и навсегда отошел от дел в мир иной в 2001 году, Тантлингер пережил его на целых десять лет).

Однако в наше время изменился и сам контейнер. Основу всей системы перевозок составляют два типа контейнера: 20-футовый (TEU) и вдвое больший 40-футовый (FEU). На основе этих контейнеров созданы увеличенные 20-ти и 40-футовые контейнеры (они более высокие и широкие) и 45-футовый. Также существуют и специальные контейнеры: рефрижераторы, контейнеры-платформы, вентилируемые, наливные (танк-контейнеры), с открытым верхом, изолированные и другие.

Контейнер стал детищем своего времени – времени глобализации и всеобщей стандартизации. Ведь мир стал таким, каким  мы его знаем, во многом благодаря именно этой простой металлической таре – стандартному контейнеру.

© 2010 – 2017, ООО «Контейнер-Маркет»       Карта сайта