Фондовый рынок ценных бумаг: его участники и регулирование
Рынком ценных бумаг принято именовать часть денежного рынка (второй его частью есть рынок банковских ссуд), в которой проводятся купля-эмиссия и продажа ценных бумаг.
Он есть индикатором рыночной экономики и по совместительству ее главным денежным рычагом. Ориентируясь на темперамент обращения ценных бумаг, его возможно разглядывать как первичный и вторичный. В первом случае это первичное размещение ценных бумаг, каковые были выпущены на денежном рынке среди инвесторов, а во втором – купля-продажа осуществляется с ценными бумагами, каковые были выпущены ранее.
Участники рынка ценных бумаг – это физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения для ответа вопросов о переходе прав на акции.
Опытными участниками рынка ценных бумаг являются юридические лица, среди которых смогут быть и кредитные организации, несущие ответственность за:
- Дилерскую деятельность;
- Брокерскую деятельность;
- Депозитную деятельность;
- Деятельность по определению обоюдных обязательств (клиринг);
- Деятельность по управлению ценными бумагами;
- Деятельность по составлению списка обладателей ценных бумаг;
- Деятельность по ведению торговли на рынке ценных бумаг.
Существует пять главных групп участников рынка ценных бумаг:
- Эмитенты – юридические (реже физические) лица, производящие акции в обращение и несущие ответственность за их сохранность перед обладателями;
- Инвесторы – физические и юридические лица, вкладывающие собственные накопления либо капиталы в акции. В случае если инвестор проводит личный выпуск ценных бумаг, то он есть и эмитентом;
- Фондовые посредники – лица, связывающие инвесторов и эмитентов. Они владеют национальных лицензий на брокерские и дилерские услуги, являющиеся посредническими видами деятельности; Брокеры являются фондовыми посредниками, каковые выполняют операции с ценными бумагами на средства клиента, ориентируясь на контракты поручения либо комиссии. Доход брокера представляет собой комиссионное вознаграждение;
- Дилеры – это фондовые посредники, каковые реализовывают операции с ценными бумагами на собственные средства. Их доход рассчитывается, как отличие между стоимостью продажи и покупки ценных бумаг;
- Управляющие компании – это фондовые посредники, каковые занимаются доверительным управлением ценных бумаг и/либо денежных средств, предназначенными для приобретения ценных бумаг либо высвобождающимися от их продажи, в интересах и по поручению собственных клиентов.
Под регулированием рынка ценных бумаг понимается упорядочение деятельности всех его участников на нем и операций, проводящихся между ними со стороны тех организаций, каковые уполномочены обществом на эти действия.
Различают внутреннее и внешнее регулирование участников рынка. Внутреннее регулирование является подчинённостьюдеятельности разглядываемой организации принадлежавших ей нормативным документам, в числе которых: правила, устав и другие внутренние нормативные документы.
Под внешним регулированием понимается подчиненность деятельности разглядываемой организации нормативным актам страны, иных организаций и интернациональным соглашениям.
За регулирование рынка ценных бумаг отвечают органы либо организации, уполномоченные на исполнение регулирующих функций. Так, разглядывают:
- Национальное регулирование рынка, которое проводится национальными органами;
- Регулирование, осуществляемое опытными участниками рынка ценных бумаг, либо независимое регулирование рынка;
- Регулирование, проводимое при помощи публичного мнения, либо публичное регулирование.
Цели регулирования рынка ценных бумаг:
- Поддержание на рынке порядка, создание оптимальных условий на рынке для более комфортной работы всех его участников;
- Предостережение участников рынка от недобросовестных действий организаций либо отдельных лиц;
- Обеспечение открытого и свободного процесса составления цен на акции, опираясь на предложение и спрос;
- Создание рынка с повышенной эффективностью, где постоянно имеются стимулы с целью проведения предпринимательской деятельности и для каждого риска имеется адекватное вознаграждение;
- Создание новых рынков, помощь рынков, нужных обществу, и рыночных структур, нововведений и начинаний;
- Действие на рынок с последующим достижением каких-либо публичных целей.
В состав современного рынка входят разные элементы, механизмы их мотивации и взаимодействия. Рынки разделяются, в большинстве случаев, на товарные, денежные и интернациональные. В случае если совместить все рынки страны, то мы возьмём национальный рынок, а мира – всемирный рынок.
Товарные рынки складываются из рынков потребительских товаров, средств производства, интеллектуального труда, рабочей силы и информации; денежные – из валютных, рынков ценных бумаг и капиталов.
Вследствие этого, рынок охватывает те элементы, каковые связаны конкретно с обеспечением производства, и элементы финансового и материального обращения. Но элементы рынка, являющиеся отдельными рынками, по собственному значению разны. Рынок начинается тогда, в то время, когда появляется возможность приобретения рабочей средств и силы производства, т.е. трудовых и инвестиционных ресурсов в один момент.
Без этого о функционировании производства не может быть и речи.
Огромным экономическим значением владеет потребительский рынок. В случае если данный рынок не будет развиваться, то потеряется всякий смысл взаимоотношений обмена. Состояние потребительского рынка воздействует на обеспеченность населения, устойчивость финансового отношения и уровень потребления.
Денежный рынок (либо рынок ссудных капиталов) несёт ответственность за подвижность капиталов, их переход в более прибыльные и перспективные производственные отрасли. Разглядим структуру денежного рынка и их составляющих:
- Финансовый рынок:
- рынок кратковременных кредитных операций;
- рынок казначейских векселей;
- рынок иных кратковременных ценных бумаг;
- учетный рынок;
- межбанковский рынок;
- валютный рынок.
- Рынок капиталов:
- рынок среднесрочных ценных бумаг (акций);
- рынок долговременных ценных бумаг (облигаций);
- рынок среднесрочных банковских кредитов;
- рынок долговременных банковских кредитов.
Масштабы рынка определяются его степенью развития. В начале, в то время, когда осуществляется простое товарное производство, появляется рынок с некоторыми ограничениями, в котором подвергаются реализации, в большинстве случаев, лишь предметы потребления.
В будущем происходит стремительное расширение сферы обращения разных товаров, в частности, начинается совокупность рынков, на которых проводятся операции купли-продажи не только потребительских товаров, но и средств производства, рабочей силы и пр.
© Сергей Чашенков, TimesNet.ru