Государственная поддержка малого бизнеса: все равно на всех не хватит
О национальной помощи малого бизнеса модно было сказать в 2001 году. Либо в 2005-м. Либо в 2008-м.
А позже грянул всемирный финансовый кризис, и у страны голова значительно больше болела о судьбах коммерческих банков, нежели о «малышах», питающих экономику миллионами налоговых ручейков. Либо все было совсем не так?
Специалисты общероссийской публичной организации фирм малого бизнеса «ОПОРА России» подсчитали, что от общего объема антикризисных программ малому бизнесу досталось лишь 1,6 %. Министерства экономики в 2009 году на поддержку малого бизнеса выделило лишь 350 миллионов долларов. На фоне европейских примеров эта цифра выглядит легко ничтожной. Через совокупность Российского банка развития на кредиты малому бизнесу за тот же период было выделено около 30 миллиардов рублей.
Для сравнения: небольшой бизнес США в кризисполучил от собственного правительства 411 миллионов американских долларов, а в скором времени американское государство собирается увеличить количества помощи до 5,5 млд дол. Во Франции предприятия малого бизнеса сейчас кредитуются в намерено созданном фонде с денежными возможностями в 2,74 миллиарда долларов.
Не обращая внимания на то, что Министерства экономики из года в год делается по отношению к отечественному малому бизнесу все щедрее, этих средств все равно не достаточно для полноценного охвата потребностей всех регионов страны. По крайней мере, так вычисляет помощник главы департамента по работе с объединениями предпринимателей Торгово-промышленной палаты Александр Алин.
Мало истории
В 1995 году получил юридическую силу первый в Российской Федерации закон«О национальной помощи малого предпринимательства». Он регламентировал создание фондов помощи малого предпринимательства, выделяющих «малышам» деньги на развитие в соответствии с технико-экономическим обоснованием программ, мероприятий и проектов.
Фондам дозволялось раздавать ссуды и кредиты без получения лицензии на банковскую деятельность, тогда как другие кредитные организации при отсутствии лицензии и грезить ни о чем подобном не могли. Помимо этого, закон давал малому бизнесу кое-какие налоговые послабления в течении первых четырех лет работы с момента открытия.
В 2008 году данный закон потерял силу, а вместо него отношения между малым бизнесом и властью начал регулировать ФЗ «О развитии среднего и малого предпринимательства в РФ». В качестве источников денежной среднего субъектов предпринимательства и поддержки малого он установил«средства бюджетов субъектов РФ, средства местных бюджетов методом предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, национальных и муниципальных обеспечений по обязательствам среднего предпринимательства и субъектов малого и организаций, образующих инфраструктуру среднего субъектов предпринимательства и поддержки малого».
Главным инструментом реализации политики в области помощи малого бизнеса стали федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы.
Региональная специфика
К методам помощи малого бизнеса относится и создание так называемых бизнес-инкубаторов – деловых центров с маленькими по площади конторами для начинающих предпринимателей, оснащенными нужным минимумом мебели и техники. Бизнес-инкубаторы кроме этого предполагают комплекс юридических, бухгалтерских и консалтинговых одолжений. Еще один вид спецсервиса от страны – технопарки.
Из бюджета возможно взять субсидии на производство экспортных услуг и товаров, развитие совокупности кредитования малого предпринимательства, развитие и создание инфраструктуры, ориентированной на потребности малых фирм наукоемкого сегмента.
К федеральным стандартам помощи в каждом регионе додают что-то собственный. Так, в Тюменской области действует личный Фонд помощи предпринимательства, а прелести занятости в малом бизнесе населению демонстрируют ролики и многочисленные сюжеты на местном телевидении. В Уральском федеральном округе сделали упор на образовательные программы для молодежи.
В Иркутской области приоритет отдали тем «малышам», каковые заняты в сфере туризма, лесопереработки, производства строительных материалов и ЖКХ. Количество финансирования региональной среднего поддержки предпринимательства и программы малого в 2006-2010 году составил практически 200 миллионов рублей.
Эксперты утверждают, что кризис вынудил предпринимателей «малой» формации пересмотреть собственные возможности и под другим углом зрения оценить собственные возможности. Они предвещают новую фазу развития отечественного малого предпринимательства – в сетевой форме, которая может снять необходимость какой-либо помощи, и национальной а также. Лишь это уже совсем вторая история.
Светлана Усанкова