История налогов в россии

История налогов в россии

От Киевской Руси до татаро-монгольского ига. // Сергей Виряскин. Специально для Банкир.Ру.

В это поразительно тяжело поверить, но некогда, совсем в далеком прошлом, на заре человечества не существовало никакого Налогового Кодекса, никаких выездных налоговых испытаний без конца и начала, и не было в действиях людей совсем никакого преступного состава. Люди тогда жили робко, не высовываясь, возможно сообщить, кроме того пара по-первобытному. Всё текло, всё изменялось.

И на смену первобытному какое количество стаду протолюдей пришла власть совместно со всеми сопутствующими реквизитами: армией, судом, тюрьмами и милицией. Но те страны не совсем были похожим современные: и порядки в том месте были строже и нравы тверже. Но, однако, сущность оставалась одинаковая, а это означало, что нужно кормить, а ещё лучше — прекрасно кормить, одевать, обувать и всячески баловать бесчисленные тысячи государственныхы служащих, солдат и правителей, каковые ничем нужным не занимались, а вдруг уж что и делали, то это просили имеется и кричали на всех углах о собственных народных полномочиях.

Говоря о далёких предках современных сотрудников налоговых органов, на ум сразу же приходит новозаветный евангельский персонаж Матфей, до собственного обращения в раннее христианство — заскорузлый мытарь и совсем аморальная личность. Как раз из Евангелия мы выясняем, что и тогда хорошим людям не спалось нормально оттого, что в одной комнате вместе с ними притворялись дремлющими переодетые в обывателей мытари (как раз так тогда назывались сборщики налогов). И в случае если в Евангелии всё закончилось более либо менее прекрасно и удачно (имеется ввиду доголгофная часть) — мытарь Матфей раскаялся в собственной беспутной жизни, раздарил всё нажитое мытарским (синоним – нечестным) путём имущество и отправился бороться за нравственность и справедливость, другими словами вести прямо противоположный прошлому образ судьбы, то с тысячами вторых сборщиков ничего аналогичного не случилось и как оставались они самыми востребованными действующими лицами народных пошлых анекдотов и песенок, так и сейчас остаются.

сборщики и Налоги налогов были известны ещё четыре тысячи лет назад в Старом Египте. Начальной формой налогообложения было жертвоприношение. Другими словами по праздникам либо незадолго до с обитателей Древнего Египта собирали животных и отправляли их в разные резиденции, где часть из этих животных отдавалась в жертву божественного пантеона, а большинство забиралась самими правителями, жрецами, армейскими и без того потом.

  Тогда существовали только натуральныеналоги, другими словами платили некую часть оттого, что вырастили либо произвели. Отысканы пара десятков глиняных пластинок, призывающих товаропроизводителей уплатить в казну зерном, животным и коноплёй жиром. О наказаниях тогда ещё ничего не говорилось, но, думается, что таковые были и были они несравнимы с современными по последствиям и своей жестокости.

Государство Старой Руси с самого собственного появления также не отставало от вторых в практике взимания налогов. Многие экономисты и историки заявляют, что до принятия Русью христианства во второй половине 80-ых годов десятого века, ни о какой налоговой совокупности сказать запрещено, поскольку как раз с этого исторического предела ведёт счёт годам и дням фактически русская денежная совокупность. Но эта позиция представляется очень нелепой, потому, что понятие налогов не ограничивается финансами и фактически финансовыми поступлениями.

Под понятие налога возможно подвести всё что угодно и с данной позиции налог, на отечественный взор, и воображает настоящее сущность и своё значение.

Налоги показались с самого появления власти в Старой Руси. Более того, возможно заявить, что и государство не было бы создано, не будь налогов и нескончаемых поборов в различных формах с подвластных обитателей. Этим, фактически, и решается целый вопрос о том, что первично — государство, илиналоги. Традиционно историю русского страны принято дробить на пара этапов, соответственно и историю налогообложения направляться дифференцировать таким же образом.

Так, вначале нами будет рассмотрен период от начала становления Киевской Руси и до татаро–монгольского нашествия, посколькуналоги в эти времена делали как следует разные функции, устанавливались разными субъектами, и изменялось их социальное и практическое назначение.

Первоначально на территории Старой Руси существовала совокупность, прозванная народом повозьем. Любой, вычислявший себя обязанным родительскому отношению к себе Князя, и той тяжёлой и непосильной любому второму людской организму работе за благоденствие собственных   людей, над которой корпел Князь все ночи и дни, свозил к княжескому двору в Киеве всё то, чего не жалко и самим уже не съесть.

Князь Олег, невесть кем приходившийся Рюрику (отечественная история на этот счет хранит загадочное молчание) повёл остервенелую борьбу за расширение влияния Киева, подчиняя где мечом и огнём, а где лаской и хитростью всё новые почвы, которых к концу его правления скопилось уже столько, что подвластные народности дружно порешили:

“А что это у нас и гордости, что ли, никакой не осталось? Всё мы, да мы. Им то серьёзнее, так пускай они сами и едут к нам”.

Как раз так, и никак в противном случае, показалось в обращении понятие полюдья, означавшего выезд на места проживания податного населения уже самого Князя. С того времени повелась традиция выездных испытаний на предмет обнаружения всего, что имело возможность бы показаться дружинникам князя примечательным и заслуживающим внимания.

В основном налоги платились натурой, частью произведённых материальных благ, в случае если хозяйствующий субъект занимался ремеслом, частью собранного мёда, в случае если пчеловодством, или частью шкур пушного зверя, если он был занят в охоте. Такая совокупность, с позиций тогдашнего госдеятеля, отвечала как заинтересованностям, как страны, так и заинтересованностям самого плательщика налогов, будучи достаточно простой для исчисления платежей, и не требующей каких или дополнительных действий для обеих сторон.

Сложнее дело обстояло с теми племенами, каковые занимались земледелием. Плоды их трудов обычно выяснялись скоропортящимися и неподходящими для гурманских аппетитов Князей и их верной администрации. Исходя из этого в целях избежания каких или послаблений и недоборов для податных сельскохозяйственных производителей была придумана особая совокупность налогообложения: по шлягу от рала.

Ралом назывались всевозможные средства сельскохозяйственного производства – сохи, плуги, мотыги и без того потом. Шляг употреблялся в качестве неспециализированного заглавия для зарубежной валюты ( в те времена славяне ещё и не подозревали о всех преимуществах рубля), вольно обращавшейся на территории Киевской Руси. Как правило шлягами назывались серебряные арабские дергемы.

Так, чтобы заплатить дань, сельские товаропроизводители, кроме того, что вырастить урожай, должны были ещё и реализовать его, чтобы получить то, чем не стыдно позже будет рассчитываться с киевским Князем. Как раз из этого следует искать корни той несправедливой политики, которую разрешала себе русский государственность по отношению к деревне.  

Неспециализированную схему взимания налогов в те достопамятные времена рисует великий русский учёный – историк   В. О. Ключевский:

Князья отправлялись в славянские почвы древлян, дреговичей, кривичей, прочих славян и северян, плативших дань Руси, и кормились в том месте в течение всей зимы, а в апреле месяце, в то время, когда проходил лёд на Днепре, спускались снова к Киеву. В это же время как князья с Русью блуждали по подвластным почвам, славяне, платившие дань Руси, в продолжение зимы рубили деревья, делали из них лодки-однодеревки и весной, в то время, когда вскрывались реки, его притоками и Днепром сплавляли к Киеву, извлекали на берег и реализовывали Руси, в то время, когда она по полой воде возвращалась с полюдья.

Оснастив и нагрузив приобретённые лодки, Русь в июне спускала их по Днепру к Витичеву, где поджидала пара дней, пока по тому же Днепру планировали купеческие лодки из Новгорода, Смоленска, Любеча, Чернигова, Вышгорода. Позже все направлялись вниз по Днепру к морю в Константинополь.

Хорошим княжеского и его верной дружины внимания по большей части были меха, мёд, пенька, воск, зерно, скот, одежда, в общем, всё то, что не портилось и имело возможность понадобиться в прок.  Одновременно с этим не следует сводить всю хозяйственную деятельность самого Князя к несложному потреблению, поскольку в домонгольский период вся вершина власти представляла собой “вооружённых купцов”. Так, как правило, съездив за налогами, большая часть таковых уже на следующий сутки отправлялась на далёкие рынки соседних стран, по большей части в Византию. Вот что пишет по этому поводу Ключевский:

Дань, которую собирал киевский князь как правитель, составляла одновременно с этим и материал его торговых оборотов: став правителем, как конинг, он, как варяг, не прекращал ещё быть вооружённым торговцем. Данью он делился со собственной дружиной, которая служила ему орудием управления, составляла правительственный класс. Данный класс действовал как основной рычаг, в том и в другом обороте, и политическом и экономическом: зимою он правил, ходил по людям, побирался, а летом торговал тем, что собирал в продолжение зимы.

Никакой систематичности, никаких экономически и исторически обоснованных нормативов в налогообложении и никаких легальных сроков в аналогичных действиях княжеской администрации мы не замечаем, что разрешает сказать о глубокой и прочной исторической преемственности современной налоговой политики РФ. Очевидно, такое положение вещей далеко не каждого честного плательщика налогов устраивало.

 И уже в 945 году мы видим открытое выступление неких древлян. Из исторических источников мы выясняем, что киевский князь Игорь со своей дружиной в отыскивании достатка отправляются на бескрайние просторы громадной дороги и попадают во владения соседнего вассально – зависимого от Руси народа – древлянам.

Собрав с них всю вероятную дань, которой те обладали, Игорь с дружиной уходит восвояси, но, разумеется, продолжительно и хорошенько поразмыслив над скрытыми возможностями некоторых хитрецов и посчитав себя одураченным, возвращается обратно и требует ещё налогов. Хорошо будет напомнить, что единственным и превалирующим хозяйственным занятием у большинства славянских народностей оставалось земледелие, и, к сожалению, собирать урожай, они, благодаря   русским климатическим условиям, имели возможность лишь раз за год , а следовательно и налоговый период, по логике вещей, должен был составлять один год.

Но Игорю, а тем более его бравой дружине было глубоко одинаково: справедливо либо нет соблюдены процессуальные сроки. А по окончании нас хоть дефолт – поразмыслил Игорь и возвратился за повторной данью. Нетрудно осознать и честное возмущение древлянской знати, которая до этого и знать не знала, что такое прогрессивная совокупность налогообложения с русским выговором.

“А вот что ты будешь делать, в случае если мы дадим запрос?”- вопрошали древляне у Игоря.

“Святая простота! Да так как письменность у нас, у славян покажется лишь с введением христианства, если доверять Иловайскому. Как же вы запрос писать станете?”- справедливо отвечали дружинники Игоря.

“Ну, коли так…”- многозначно промычали древляне и не нашли ничего лучшего, как расправиться с Игорем и его свитой.

На этом, в принципе, и заканчивается ужасная история налогообложения в Киевской Руси. И начинается история оптимистическая, наполненная извечной верой в скорейшее спасение от всех податей, сборов и платежей. И вера эта, наровне с верой христианской и помогла славянскому народу вынести всё, и широкую, ясную грудью дорогу и без того потом.

Началось всё с того, что княгиня Ольга, по обстоятельству незлопамятности и своей отходчивости, не стала продолжительно горевать над погибшим мужем, а просто закопала по самое “нельзя дышать” в почву обидчиков, причастных к его убийству, сожгла столицу древлян город Искоростень, отрубила головы всем обиженным и упорядочила совокупность налогообложения. Были установлены уроки – прототипы современных налоговых ставок, и выяснены погосты – места сбора налоговых платежей.

Так, были законодательно выяснены сельские и муниципальные судебно-административные округа и установлены виды и податные оклады налогов.   Именно это яркое, хорошее во всех отношениях время и стало временем рождения русской налоговой совокупности, до того существовавшей только в отвлечённых представлениях отдельных заинтересованных исторических   персонажей.

Но позже, что и следовало ожидать, пришли силы извне, и на прошлой совокупности было нужно ставить жирный крест.

Продолжение направляться.

История развития налогового права России


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: