Ключи специального назначения
Ключ для гаек трубок большого давления дизельных
двигателей. При проверке действия форсунок дизельных двигателей не редкость нужно ослаблять гайки крепления трубок большого давления при трудящемся двигателе. На протяжении данной операции горючее, подводимое насосом под давлением, может брызнуть в лицо контролирующему.
Чтобы защититься от брызг горючего, направляться применить ключ с козырьком, продемонстрированный на рисунке 87, а. Козырьки вырезают из листовой стали и приваривают к стандартному гаечному ключу газовой сваркой. При отвертывании гаек таким ключом горючее ударяется в козырек и не попадает на контролирующего.
Ключ для проворачивания вала топливного насоса. В ходе обслуживания дизельных двигателей появляется необходимость провернуть кулачковый вал топливного насоса. Сделать это стандартным ключом некомфортно, Лучше воспользоваться особым ключом, форма -которого продемонстрирована на рисунке 1, б. Сделать таковой ключ несложнее всего из стандартного одностороннего гаечного ключа с зевом 27 мм, изогнув его, как продемонстрировано на рисунке.
Ключ для гаек направляющих автомобилей и колёс тракторов. При регулировке подшипников направляющих автомобилей и колёс тракторов комфортно и безопасно отвертывать и завертывать гайки ступиц колес торцовым ключом определенной формы.
Усовершенствованный рожковый ключ. Чтобы уменьшить количество используемых рожковых ключей и ускорить работу, необходимо у стандартного ключа один из рожков укрепить шарнирно на планке.
Таковой ключ станет универсальным и будет доходить к гайкам с солидным числом размеров.
Для тех же целей рекомендован ключ, изображенный на рисунке 1, л.
Ключ для прокачки тормозов автомобиля типа «Волга». При прокачке тормозов автомобиля доступ к шестигранным головкам перепускных клапанов (особенно на передних колесах) затруднен, а отвертывать и завертывать их простым гаечным ключом некомфортно. Бывают также случаи, в то время, когда при тугой затяжке клапана ключ время от времени проворачивается, сминая наряду с этим грани клапана.
Дабы уменьшить работу, возможно применить торцовый ключ, продемонстрированный на рисунке 1, д.
Рис. 1. Ключи особого назначения: а — для гаек трубок большого давления; б — для прокручивания кулачкового вала топливного насоса; в — для гаек направляющих колес; г — рожковый усовершенствованный; д — для прокачки тормозов; е и ж — для свечей зажигания: 1 — торцовый ключ; 2 — резиновая манжета; 3 — штуцер; 4 — резиновая втулка; 5 — свеча; 6 — удлинитель; 7 — винт; з, и, к — для отвертывания труб: 1 — скоба; 2 — рукоятка; 3 — ось; 4 — эластичная лента; 5 — палец; 6 — храповик; 7 — штифт; 8 — фиксатор; 9 — штырь; /0 — пружина; л — рожковый раздвижной
К корпусу торцового ключа с зевом 11 мм приваривается штуцер, соединенный каналом, с полостью ключа. В ключа сделана выточка, в которую засунута резиновая манжета.
При применении для того чтобы ключа на протяжении прокачки на штуцер надевают резиновый шланг и опускают его в банку с тормозной жидкостью, после этого надевают ключ на головку перепускного клапана так, дабы он упирался в резиновую манжету, что исключает подсос воздуха либо вытекание тормозной жидкости, кроме штуцера. В будущем действуют так же, как простым стандартным гаечным ключом.
Ключи для свечей зажигания. При неаккуратном пользовании стандартным ключом повреждают изоляторы свечей зажигания. Дабы этого не случилось, возможно в свечной ключ засунуть резиновую втулку, форма которой продемонстрирована на рисунке 1, ж. Такая втулка не лишь предохраняет изоляцию свечи от повреждения, но и хорошо охватывает ее, что облегчает постановку свечи на снятие и место ее с двигателя, не касаясь руками, в особенности при работе с раскаленными свечами.
Пара другая конструкция ключа для данной же цели продемонстрирована на рисунке 1, е.
Дабы этим ключом установить свечу на место, необходимо предварительно ввернуть в удлинитель резьбовую часть ее центрального электрода и застопорить его в этом положении винтом. Затем рукой нужно ввернуть свечу до отказа в гнездо, ослабить винт, свернуть со свечи удлинитель и дотянуть свечу в гнезде простым ключом.
Трубные ключи находят широкое использование в ремонтных фирмах. Стандартные ключи не неизменно эргономичны» работе. Ниже дается описание последовательности ключей, отличающихся простотой как в изготовлении, так и в пользовании.
Ключ с роликами, продемонстрированный на рисунке 1, з, трудится по принципу приспособлений, используемых для ввертывания и отвертывания шпилек. Ключ складывается из рукоятки, жестко соединенной с корпусом, в котором установлены зажимные ролики. Ролики имеют эксцентрично расположенные отверстия и посажены на осях, укрепленных в корпусе.
На внешней поверхности роликов и внутренней поверхности корпуса сделана насечка. корпус и Ролики по окончании изготовления подвергнуты закалке.
Два ролика на этом ключе сделаны чтобы им возможно было отвертывать и завертывать трубы, не переворачивая ключа, а лишь включая в работу тот либо другой ролик,
Ключ-скоба конструкции Ю. К. Пярна продемонстрирован на рисунке 1, и. Ключ складывается из скобы и рукоятки, шарнирно соединенной с ней. Наружная поверхность изогнутой части рукоятки и внутренняя поверхность скобы имеют насечку. Рабочие поверхности ключа закалены.
Скоба возможно изготовлена как из целого куска металла, так и из отдельных пластин, соединенных между собой заклепками.
Пользоваться ключом необходимо так, как продемонстрировано на рисунке. Чем большее упрочнение прилагается к рукоятке при завертывании трубы, тем посильнее труба зажимается ключом.
Ключ для соединения полированных труб. Трубные ключи с роликами по окончании свертывания труб оставляют на них следы насечек захватов.
Для соединения труб с полированной поверхностью на которых не должны оставаться следы от захватов ключа, возможно использован ключ, сконструированный В. Ефимчевым и продемонстрированный на рисунке 1, к.
Ключ складывается из скобы, шарнирно соединенной с рукояткой с помощью оси. К концу скобы и выступу рукоятки прикреплена эластичная лента, изготовленная из пружинной стали, покрытой резиной. Лента на финишах имеет ушки, через каковые проходят пальцы, соединяю щие ленту со рукояткой и скобой.
В пазу скобы на оси вольно посажен неполнозубый храповик. От проворачивания он удерживается штифтом, входящим в окружной паз, выполненный в храповике. В рукоятке ключа помещены фиксатор с ввернутым в него штырем и пружина.
Дабы завернуть этим ключом трубу, необходимо в раскрытом его положении надеть скобу на трубу и после этого, удерживая одной рукой скобу на трубе, второй рукой развернуть рукоятку в сторону завинчивания. Наряду с этим лента затягивается на трубе и удерживается в этом положении фиксатором, что входит в зацепление с зубьями храповика.
При повороте рукоятки на разжим храповик поворачивается фиксатором против часовой стрелки на угол, ограничиваемый штифтом. В таком положении эластичная лента ослабевает так, дабы возможно было перехватить ключ поворотом против часовой стрелки для следующего поворота рукоятки. При ослаблении лента совсем не освобождает поворачиваемую трубу от обхвата и ключ удерживается на трубе.
Именно поэтому ключом возможно трудиться одной рукой, а второй придерживать второй ключ, предназначенный для удерживания от проворачивания второй трубы, в которую завертывается первая.
Дабы снять ключ с трубы, необходимо оттянуть фиксатор за штырь. Наряду с этим скоба под действием эластичной ленты отойдет от трубы и ключ возможно снять.
Торцовые ключи достаточно обширно распространены. Они эргономичны в работе и разрешают использовать громадные моменты без повреждения грани гаек.
По собственной форме эти ключи очень разнообразны. Они смогут быть Г-образными, коловоротными, Т-образными, шарнирными комбинированными, крестообразными, с ручкой из пластмассы, по типу отвертки, для небольших гаек, инерционными, складными либо трубчатыми.
Громадный интерес является ключом , снабжающий приложение к отвертываемой гайке переменного крутящего момента. Особенность его конструкции содержится в трансформации длины плеча. Для данной цели к стержню, на что надевают сменные головки, приварена втулка, вольно перемещающаяся по нижней, изогнутой части ключа и в финише удерживаемая ограничительной гайкой.
При отвинчивании очень сильно затянутых гаек сначала втулку ставят в крайнее левое положение, до упора в гайку, а когда гайка стронется с места (начнет вращаться), окончательное свинчивание возможно вести на малом плече, для чего втулку направляться передвинуть вправо до отказа.
При сборке «разборке автомобилей довольно часто приходится одним гаечным ключом завертывать гайку, а вторым удерживать головку болта от проворачивания.
Таковой метод неудобен и малопроизводителен. Эту работу возможно упростить, в случае если применить особый ключ. Он складывается из скобы, головки торцового ключа, приваренной к колену коловорота, ручки и пружины.
Перед тем как отвернуть (либо навернуть) этим ключом гайку, необходимо скобу, подтянутую вверх пружиной, переместить вниз с таким расчетом, дабы в паз нижнего финиша скобы возможно было завести головку болта, с которого отвинчивается гайка.
Рис. 2. Торцовые ключи:
а — Г-образный; б — коловоротный; в — Т-образный; г — шарнирный; д — комбинированный; е — крестообразный; ж — для небольших гаек; з — ключ-коловорот с переменным плечом- и — ключ-коловорот со скобой; к — инерционный ключ; 1 — головка ключа; 2 — пружина; 3 — скоба; 4 — ручка; 5 — грузы- 6 -втулка; 7 — ограничительная гайка; л — складной м — труб-головку /div
В целях сокращения времени на разборку и сборку винтовых соединений с успехом возможно использован инерционный ключ. Он снабжен грузами, установленными на горизонтальных ручках. На верхнем финише стержня ключа на шариковом подшипнике насажена шаровая ручка.
На нижнем финише стержня закреплена сменная вставка с торцовой головкой.
Дабы таким ключом навернуть гайку, необходимо сначала вручную «наживить» ее на одну-две нитки, после этого надеть на нее головку ключа и, удерживая его за ручку, быстро толкнуть грузы. От этого толчка за счет сил инерции ключ может сделать до 20 оборотов и завернуть гайку.
Ключи для амортизаторов машин выпускаются заводского изготовления, но их возможно модернизировать.
Для машин «Москвич-407» и «Москвич-408» рекомендован особый ключ, продемонстрированный на рисунке 3, а.
В случае если расположить штыри этого ключа по его оси, то он станет меньше, легче и несложнее в изготовлении (рис. 3, б). Но при пользовании им бывают случаи, в то время, когда гнутся, а время от времени и срезаются запрессованные штырьки.
Восстановление их — операция трудоемкая, исходя из этого лучше усовершенствовать ключ, установив двухсторонние штырьки (рис. 3, б). В случае если такие штырьки сломаются, их легко заменить новыми. Возможно кроме этого изготовить для данной цели ключ из куска металлической проволоки длиной 600-800 мм и диаметром 6 мм, изогнув ее так, как продемонстрировано на рисунке 3, г.
Рис. 3. Ключи для амортизаторов машин: а — «Москвич-407» и «Москвич-408» (заводской конструкции); б, в и г — то же, разные варианты
В машинах ГАЗ-51А крышки цилиндров амортизаторов отвертывают ключом особой конструкции (рис. 4, а).
При разборке снятого с автомобиля амортизатора нельзя зажимать его картер в тисках, поскольку благодаря деформации стенок цилиндра вероятно заедание поршней.
Дабы отвернуть крышки, необходимо закрепить амортизатор болтами на металлической пластине, зажатой в тисках, так, как продемонстрировано на рисунке 4, б, и лишь затем возможно снимать крышку.
Для машин ГАЭ-53А и ГАЗ-66- имеется такие ключи, которыми комфортно отвертывать гайки резервуара амортизатора.
Рис. 4. Ключи для амортизаторов машин: а — ГАЗ-51А, конструкция; б — то же, использование; в — ГАЗ-66
Рис. 5. Ключ к гайке кулачкового вала топливного насоса
Ключ к гайке кулачкового вала топливного насоса ТН-8,5. Дабы отвернуть гайку, необходимо надеть на нее ключ и вращать его за квадратный финиш любым ключом либо приспособлением.
Ключи для мотоциклов. Особенная форма гаек, используемых при сборке мотоциклов, не разрешает пользоваться простыми гаечными ключами, исходя из этого любой ключ имеет собственный назначение.
Ключ для крепления трубы глушителя. У чехословацких мотоциклов гайки, крепящие трубу глушителя к цилиндру, делаются из алюминиевого сплава, а ключ, входящий в набор инструмента, цепляет лишь за одно ребро гайки, и случается так, что это ребро обламывается.
Ключи для спиц колес продемонстрированы на картинках 6, в и г. У первого размер 6 мм рекомендован для ниппелей спиц колес мотоцикла М-72, размер 7 мм — для автомобилей К-750 и «Урал»,
Рис. 6. Ключи для мотоциклов: а — для гаек крепления выпускной трубы, конструкция; б — то же, использование; еиг — для спиц и щтока амортизатора; д — для гайки чашки рулевой колонки; е — для гайки сальника; 1 — вороток; 2 т ключ; 3 — прокладка; 4 — наконечник пера; 5 — кожух пера; I — чертеж; II — неспециализированный вид; ж — для гаек рулевой колонки
Второй ключ — для спиц чехословацких мотоциклов. Он бывает кроме этого использован для удержания штока амортизатора при его установке на место.
Особый ключ для гайки чашки подшипника рулевой колонки мотоциклов «Ява» изображен на рисунке 92, д. Внутренний диаметр его трубки образовывает 26 мм, наружный — 32 мм.
Ключ под гайку-сальник пера передней вилки мотоцикла «Ява». Дабы этим ключом затянуть гайку, необходимо приложить ключ к подвижному наконечнику пера, подложить прокладку из жести, вдвинуть ключ в пространство между кожухом пера и подвижным наконечником, засунуть вороток в гнездо и вращать гайку в нужном направлении.
Ключ для гаек рулевой колонки передней вилки продемонстрирован на рисунке 6, ж.
Ключ, используемый при замене диафрагмы бензонасоса машин (рис. 7). Этим ключом комфортно удерживать от проворачивания тягу диафрагм.
Его необходимо надеть на шестигранную шайбу и простым ключом отвернуть гайку крепления диафрагмы.
Ключи для топливной аппаратуры двигателей автомобиля ЯАЗ-204. Для сборки и разборки насоса-форсунки и подкачивающего насоса возможно применять ключи, продемонстрированные на рисунке 8.
Ключ, изображенный на рисунке 8, а, разрешает обеспечить надежное уплотнение соединений за счет затяжки гайки со большим упрочнением. Ключ, продемонстрированный на рисунке 8, б, рекомендован для болтов крепления подкачивающей помпы. Использование его позвано неудобным размещением помпы, при котором простыми гаечными либо торцовыми ключами пользоваться нереально.
Рис. 7. Ключ для бензонасоса
Рис. 8. Ключи для топливной аппаратуры двигателя ЯАЗ-204: а — для насосов-форсунок; б — для подкачивающего насоса (помпы)
Ключи для сборки и разборки пусковых двигателей. При исполнении этих операций появляется необходимость в особых (нестандартных) ключах для затяжки и отвертывания гайки шестерни распределительного вала двигателя П-46. В этом случае рекомендуется воспользоваться ключом, продемонстрированным на рисунке 9, а. В случае если нужно снять ведущий диск регулятора двигателя ПД-10А, предлагается второй ключ.
Ключи для сборки и разборки агрегатов гидросистемы тракторов. При работе с масляным насосом типа НШ винты крепления боковой крышки комфортно вывертывать торцовым ключом, продемонстрированным на рисунке 10, а.
Рис. 9. Ключи: а — для гайки шестерни распределительного вала двигателя П-46, б — ведущего диска регулятора двигателя ПД-10А
Под гнездо шарикового клапана предохранительного устройства приспособлен второй ключ, продемонстрированный на рисунке 10, б.
Рис. 10. Ключи для гидросистемы тракторов:
а — для винтов крышки насоса; б — под гнездо предохранительного клапана — Для гайки крышки распределителя.
Для отвертывания гаек, крепящих крышки распределителя, предлагается ключ, конструкция которого рассмотрена на рисунке 10, в.
Ключ для завинчивания регулировочных гаек у подшипников дифференциала автомобиля «Москвич-408» (рис. 11, а). Этим ключом завертывают гайку со стороны ведущей шестерни до получения минимального бокового зазора, не более 0,05 мм (по окончании затяжки с данной же стороны болтов у крышки подшипника дифференциала).
Ключ для регулировки развала колес автомобиля «Москвич-408». Для исполнения данной операции комфортно пользоваться ключом (рис. 11, б), которым наряду с этим вращают эксцентриковую втулку.
Рис. 11. Ключи для автомобиля «Москвич-408»: а — для гаек подшипников дифференциала; б для регулировки развала колес
Рис. 12. Ключ для гаек шатунных болтов двигателей типа КДМ-100: а — головка; б — рукоятка.
Ключ для гаек шатунных болтов двигателей типа КДМ-100. В то время, когда нужно заменить шатунные вкладыши, не снимая двигатель с трактора, весьма комфортно пользоваться ключом, складывающимся из головки(рис. 12) размером 27 мм и рукоятки.
Дабы заменить вкладыши, необходимо выполнить следующее. Снять с правой стороны двигателя крышки смотровых люков, поставить соответствующий поршень в верхнюю мертвую точку и отвернуть первую гайку. После этого развернуть коленчатый вал так, дабы было комфортно отвернуть вторую гайку этого шатуна и снять ее.
Крышку нижней головки шатуна легче снять, в случае если выбить шатунные болты приблизительно на 15 мм. По окончании замены вкладышей нужно собрать двигатель в обратной последовательности.
Он бывает использован в двух вариантах (рис. 13, а и б).
Ключи для токаря. Трудясь на токарном станке, токарь может случайно при затяжке подробности в патроне покинуть ключ, а, включив станок, взять важную травму. Дабы этого не произошло, достаточно надеть на ключ пружину, как продемонстрировано на рисунке 14, а. Перед пользованием ключом необходимо сжать пружину.
Когда рабочий кончит затяжку патрона и заберёт руку, пружина, распрямляясь, вытолкнет ключ из гнезда.
Для облегчения работы токаря изобретатель В. Антонов объединил ключи, которыми в большинстве случаев пользуется токарь (одним крепит резец, вторым подробность в патроне), в один объединенный ключ (а, с. 201239), складывающийся из полого корпуса (рис. 14, б) с воротком, наконечника и пружины, засунутого в корпус. Наконечник от выпадения из корпуса удерживается стопорным винтом.
Рис. 13. Ключ-трещотку: а — вариант первый; б — вариант второй; 1 — рукоятка; 2 — штифт; 3 — пружинка; 4 — стопорное кольцо; 5 — ключ; б — заклепка; 7 — шпонка
Внутренняя часть корпуса выполнена по размеру и форме головки винта, крепящего резец, а наружная часть наконечника — по размеру и форме ключа патрона.
Дабы отвернуть винт суппорта, необходимо поставить ключ на винт и надавить. Наряду с этим наконечник уйдет вовнутрь корпуса и он своим финишем захватит головку винта. При отпускании ключа наконечник снова выступает наружу.
Ключ для газосварщика. Газосварщику приходится крепить последовательность гаек, вентилей, наконечников газовых других деталей и горелок. Для данной цели ему нужно иметь под рукой до 5-6 разных ключей.
Но все работы возможно выполнить одним, универсальным ключом, изготовленным из простого стандартного ключа размером 36?32, к которому приварено пара подробностей , либо из пластины толщиной 8 мм.
Торцовый ключ с подогревом рекомендован для винтов и отвертывания гаек, залитых плавкими наполнителями, к примеру битумом.
При отвинчивании винтов и гаек, залитых застывшим битумом, требуется предварительная их очистка методом извлечения и скалывания, что отнимает большое количество времени.
Всего этого возможно избежать, применив торцовый ключ конструкции Малиньша (а, с. 343402), складывающийся из корпуса, воротка, рабочих головок и электроподогревательных элементов.
Нагревательные элементы выполнены в виде спирали из нихромовой проволоки, изолированной теплостойкой изоляцией и защищенной железным кожухом. Рабочее напряжение 36В.
На средней части корпуса ключа имеются отверстия а для отвода тепла. Токоведущий провод пропущен через вороток, а подвод к головкам изолирован керамическими буксами.
Рис. 14. Ключи для токаря: а — первый вариант; 6 — второй вариант; 1 — корпус; 2 — вороток; 3 — пружина; 4 — стопорный винт; 5 — наконечник
Рис. 15. Ключи для газосварщика: а — первый вариант; б — второй вариант
Рис. 16. Ключ с подогревом: 1 — корпус; 2 — вороток; 3 — головка; ’4 — нагревательный элемент; 5 — изоляция; 6 — кожух; 7 — провод; 8 — керамическая букса; 9 — зубья
Для лучшего проникновения рабочих головок в наполнитель по их торцам сделаны зубья.
Гайки и винты этим ключом повертывают в таковой последовательности. Сначала нагревательный элемент подключают к сети на 20-30 с. В течение этого времени головка нагревается до нужной температуры. После этого, поворачивая и нажимая на вороток, нагретую головку надевают на гайку.
Под действием тепла битум, покрывающий гайку, расплавляется и часть его выжимается через сквозные боковые отверстия в головке. В будущем трудятся как простым ключом.