Либерализация цен: светлое будущее?
Либерализация стоимостей — это комплекс мероприятий по формированию совокупности свободного ценообразования. В ходе либерализации государство частично или полностью снимает с себя функции по прямому регулированию стоимостей, делая упор на косвенных способах регулирования ценообразования.
Косвенные способы регулирования стоимостей оказывают помощь сохранить приемлемую обстановку и для клиентов и для производителей, не нарушая наряду с этим естественного баланса рыночной экономики. К примеру, цены на молочную продукцию в Соединенных Штатах регулируются следующим образом: Конгресс устанавливает оптимальный контрольный уровень стоимостей; в том случае, если цена на молоко, сыр, другие молочные и масло продукты оказывается ниже контрольной точки, государство скупает эти продукты, и направляет их на экспорт, на благотворительность, питание в национальных учреждениях.
Плановая экономика характеризуется твёрдым ценообразованием, при котором цена определяется директивно, сверху — такие цены не подвержены инфляции, и снабжают нужный уровень доступности потребительских товаров населению, но плановое ценообразование имеет множество недочётов, либерализация стоимостей оказывает помощь их устранить.
Свободное ценообразование делает экономику более эластичной, увеличивается рост производства.
Высокая борьба дает толчок новым повышению и идеям качества товаров.
Обеспечивается свободное передвижение капитала.
Рынок труда, услуг и товаров делается более мобильным.
Понижается уровень бюрократизации экономики.
Увеличиваются возможности для инвестирования, раскрывается более вольный доступ на интернациональные рынки.
Не всегда прямые способы национального регулирования стоимостей оказывают помощь бороться с инфляцией, во многих случаях действенны «естественные» рыночные методы регуляции стоимостей.
Варианты либерализации
1. Способ «шоковой терапии» — Российская Федерация, страны Восточной Европы
2. Постепенная либерализация — Вьетнам, Китай, Франция (1973 — 1986 годы), страны Западной Европы по окончании Второй мировой.
Способ «шоковой терапии»
Либерализация стоимостей в Российской Федерации была осуществлена в январе 1992 года. В соответствии с мерам, предложенным реформаторами, от национального регулирования освобождались цены на все группы товаров, не считая социально значимых (продукты питания: молоко, хлеб, билеты в публичном транспорте). Сперва существовали ограничения на стоимости, но уже к марту 1992 года эти ограничения произошло отменять.
Несогласованность мер по либерализации стоимостей с другими экономическими реформами и стремительность ее проведения стали причиной последовательности негативных последствий.
Первым среди них стало развитие гиперинфляции (2600 % в первой половине 90-ых годов двадцатого века). Деньги в следствии либерализации начали быстро обесцениваться, почему было нужно ввести талоны на многие товары, а фирмам, которым катастрофически не хватало оборотных средств, государство было вынуждено выдавать кредиты, для которых Национальный банк существенно повысил эмиссию рубля. Дефицит оборотных средств на фирмах вызвала задержкив выдаче заработной платы работникам.
В следствии галопирующей инфляции обесценилась зарплата, доходы, сбережения и вклады населения, и как следствие упала платежеспособность, спрос стал низким и неравномерным. Существенно выросла безработица, усилилась отличие между бедными и богатыми, быстро выросла часть бедных и весьма бедных домохозяйств.
Неточности русском либерализации
В чем как раз состояли обстоятельства столь тяжёлых последствий либерализации стоимостей в Российской Федерации — данный вопрос есть темой для продолжительных споров. Но, как вычисляют многие экономисты, неточностью стало проведение мер по либерализации до приватизации, итог которой кроме этого был неудовлетворителен. Производство было полностью монополизировано сперва страной, которое устанавливало цены, потом цены стали устанавливать монополисты-частные лица, но не рынок, как было запланировано.
Результатом несоответствия огромного повышения цен росту финансовой массы (другими словами денег, а не «безлюдных» необеспеченных настоящим содержанием банкнот), стало то, что финансовая масса к 2000 году составила около 15 % ВВП. Тогда как в других государствах, переживающих переходный период, она равнялась 20-30% ВВП (для сравнения, в развитых государствах данный показатель достигает 60-100% ВВП). Согласно точки зрения экономиста Глазьева, либерализацию нужно было дополнить мерами по созданию регулирующих сдерживающих механизмов.
Что еще возможно было сделать?
Совершить предварительную финансовую приватизацию: продажа акций больших фирм населению разрешила бы изъять финансовые средства у населения и вернуть баланс.
Осуществить продажу вторых форм государственного имущества: земельных участков, средств производства, жилищного фонда и без того потом.
Осуществить постепенную либерализацию (китайский путь), при которой ценообразование на товары первой необходимости должно было освобождаться от национального контроля поэтапно, в течение долгого срока.
Все эти методы помогли бы сохранить экономическое равновесие, но, как утверждают русские реформаторы, политическая нестабильность, конфликт между аккуратной и представительной властью в Российской Федерации делал неосуществимым постепенные и долгие реформы.
Постепенная либерализация — «китайский путь»
Постепенный метод обходится стране дороже, чем «шоковый» способ, поскольку нужно сохранять прошлый уровень социального обеспечения, что не в состоянии поддерживать только-только формирующаяся рыночная экономика.
В Китае переход к рыночной экономике осуществлялся весьма медлено — с 1978 года до начала нового тысячелетия. в течении всего периода реформ государство сохраняло за собой рычаги действия на стоимости. Использование вольно формируемых рынком стоимостей неспешно расширяло собственные границы: от цен на группы потребительских товаров к факторам и средствам производства.
В последнюю очередь проводилась реформа ценообразования отраслей естественных монополий.
К 2000 году совокупность ценообразования в Китае включала три вида стоимостей:
- фиксированные (устанавливались страной),
- рыночные (формирующиеся под действием предложения и спроса),
- плавающие (вольно формирующиеся в пределах, установленных страной). Инфляция в течении всего периода реформ не превысила 20 %.
Одажиу Людмила