Пропаганда: когда промывка мозгов становится бесполезной

Слова «пиар», «реклама» и «пропаганда» мы слышим ежедневно. Реклама – это по большому счету что-то: время от времени в самом деле думается, что от неё никуда не скроешься. То ролики «Тампакса» норовят вклиниться посередине фильма «Jesus Christ Superstar», то документальный фильм о Чечне прерывается прославлением нового альбома «Отпетых мошенников».

На рекламу возможно ругаться какое количество угодно, но она была и остаётся главным (а время от времени и единственным) источником дохода для коммерческих СМИ, и большим денежным подспорьем для публичного транспорта.

Исходя из этого никуда от неё не денешься, в особенности, в случае если учесть безобразно низкие цены на рекламное время на русских каналах.

Но что сделаешь, так у нас всё устроилось, и вряд ли что-то изменится в скором будущем.

Словосочетание Public Relations (PR либо «пиар») самый деятельно вошло в отечественную повседневную судьбу на протяжении годов 1998 и 2000 выборов.

Роберт Де Ниро в роли пиарщика.

До сих пор много людей склонны считать, что и нынешнего, и прошлого президентов выбрали, по сути, политтехнологи, либо «пиарщики». Сами пиарщики, кстати, считают так же. Вернее, они знают (либо считаюм, что знают), что в действительности так и имеется.

Не смотря ни на что, действие на публичное вывод во время выборов неизменно быстро улучшается. Пропаганда и PR всех оттенков присутствуют в обязательном порядке.

Видятся, но, отдельные господа, каковые уверенны сами и стараются убедить окружающих, что действенность «пиара» – это миф, придуманный и деятельно культивируемый лентяями, именующими себя «пиарщиками».

Тут, само собой разумеется, отмечается солидное несоответствие: в случае если действенность PR – это миф, то как же это так пиарщикам удалось так лихо убедить целый мир в собственной необходимости?

Из-за чего любое коммерческое предприятие, в котором трудится более 50 человек, уже старается наладить у себя внутренний PR и нанимает особых людей, дабы те строчили информационные бюллетени и «налаживали контакт между руководством и подчинёнными», как будто бы какие-нибудь жрецы, доносящие до плебса волю сидящих в дальнем кабинете небожителей?

Дело, возможно, в том, что мы жили и живём в эру пропаганды.

Этот термин по окончании распада СССР приобрёл у нас очень негативный оттенок, в других же государствах он был «предан анафеме» ещё раньше. На Нюрнбергском ходе.

Но, не обращая внимания на это, пропаганда, как её ни именуй, так же, как и прежде пронизывает всю нашу жизнь. Откуда она взялась?

Итак, сам термин случился от латинского слова propaganda, означающего «подлежащее распространению».

В первой половине 20-ых годов семнадцатого века, на фоне полыхающей Тридцатилетней войны Римская церковь осознаёт, что от насильственного обращения к католицизму в Европе нужно будет отказываться, и что нужен «второй подход». Данный подход должна была воплотить Конгрегация по распространению веры – Congregatio de Propaganda Fide.

Всю землю был поделён на 13 регионов, в любой из которых назначались особые представители Папы – нунции. Главной обязанностью всех конгрегации и нунциев стала, конечно, пропаганды христианства (и католицизма).

До двадцатого века данный термин использовался не через чур деятельно, не смотря на то, что явление, которое на данный момент обозначается как «пропаганда» существует, по всей видимости, столько же времени, сколько существует человечество.

Какие конкретно бы формы и технические средства не использовались бы, сущность и назначение постоянно оставались одними и теми же: убедить, привлечь в свой лагерь, устрашить, вынудить поверить во что-либо… В противном случае говоря, подействовать на публичное вывод.

Древние ораторы до сих пор считаются, и, по всей видимости, постоянно будут принимать во внимание основоположниками мастерства пропаганды (а в определённых качествах это вправду мастерство).

Демосфен, великий оратор.

История донесла до нас кое-какие их речи. Они вправду мастерски выстроены. Добавим ко мне талант сказать – и сходу делается светло, как Демосфен столько лет умудрялся удерживать афинян от необязательного подчинения царю македонскому Филиппу, да и его сыну Александру также.

История распространения христианства, главные его «документы», включая Новый Завет (особенно Евангелия, послания Апостола Павла, и Откровение от Иоанна), — всё это возможно принимать как собственного рода учебник пропаганды.

Но возвратимся к тому веку, в котором появилось большинство населения Почвы, другими словами веку двадцатому.

Термин «пропаганда», как уже сообщено, нечасто употреблялся для обозначения агитационной деятельности. Но в прошлом столетии пропаганда продемонстрировала себя во всей своей наготе.

Будет уместным заявить, что вместе с началом массового производства материальных товаров, в массовое производство попала и пропаганда.

Помимо этого, фактически вся первая добрая половина двадцатого века – это или войны, или активная подготовка к таковым, и как раз тогда пропаганда получала собственный сегодняшний вид.

Первая мировая, революция в Российской Федерации, после этого «передышка», на протяжении которой в униженной и разорённой Германии начинает набирать силу Национал-социалистическая рабочая партия.В 33-м году Гитлер приходит к власти (практически совсем законным путём), и с этого момента в Германии начинает устанавливаться тоталитарный режим, по сути только в частностях отличающийся от советского строя.

Нацистский агитационный плакат времён Второй мировой.

Весьма интересно видеть советские и германские агитационные плакаты предвоенного и военного времени. Они похожи, причём самым ужасным образом.

И так как это конечно: у обоих режимов были сходные цели – мобилизовать население на «великие свершения», ещё более сходные способы воплощения этих целей в судьбу.

И потому всё заполонили плакаты со детьми и счастливыми матерями, могучими рабочими, квадратномордыми, но древними и симпатичными солдатами храбрецами, и толстопузыми неприятелями отечества. Капиталистами либо иудеями.

Коммунистический агитационный плакат армейских времён.

В то время, когда война перекинулась на территорию СССР, военная пропаганда велась с обеих сторон. Причём с советской стороны она сначала была очень неумелой: германского воина, которому только что дали обещание огромное количество почвы и толпу нечистых славян-рабов во владение, призывали «подниматься под социалистические флаги».

Но это длилось недолго. Советские пропагандисты у собственных же неприятелей обучались тому, как нужно вести пропаганду. А успех пропагандисткой деятельности зависит от знаний об её объекте.

Нижеприведённые плакаты относятся к армейским годам. Оба призывают вступать в народное ополчение. Думается, другие комментарии излишни.

Ненужно пересказывать все «подвиги» нацистской либо советской пропаганды – их сходство на протяжении войны разумеется.

Отметим лишь, что в то время, когда нацистская пропаганда в общем, и деятельность «любимого министра Гитлера» Йозефа Геббельса в частности разбирались на Нюрнбергском ходе, попытка выяснить пропаганду как «упорядоченную деятельность по оказанию влияния на публичное сознание» натолкнулась на яростное сопротивление, и особенно — со стороны представителей СССР.

Пропаганда: когда промывка мозгов становится бесполезной

Коммунистический и германский агитационные плакаты однообразного содержания.

Это совсем конечно, потому, что в таковой форме советская пропаганда была бы приравненной к нацистской, а это уж было совсем недопустимо.

Помимо этого, конкретно нацистская пропаганда должна была подвергнуться и подверглась осуждению как раз за то, что в её основе было мифическое представление о превосходстве одной нации над всеми остальными. К сожалению, не обращая внимания на Нюрнбергский процесс, эти идеи так же, как и прежде имеют много почитателей.

Не смотря ни на что, а «лапидарное» определение по поводу «действия на массовое сознание», по сути, оказывается совсем верным. Более того, нельзя упускать из виду, что кое-какие главные методики ведения пропаганды были взяты на вооружение и активно использовались везде, во всём мире.

На данный момент понятие пропаганды в публичном сознании связано в основном с военной сферой либо политикой (а в особенности — с романами и тоталитарными режимами Оруэлла). PR и реклама больше соотносятся с социальной и экономической сферами.

Но это, по солидному счёту, только различные заглавия одного и того же явления – попыток повлиять на умы, распространить какое-либо учение, внушить какую-либо идея, обратить в собственную веру, наконец. И способы те же.

Родство какой бы то ни было пропаганды, рекламы и public relations подтверждается время от времени кроме того через чур наглядно.

К примеру, презентация ОС Windows XP началась с того, что хор американской Евангелической церкви с надрывом распевал America the Beautiful (это что-то наподобие национального гимна США).Уж не говоря о том, что это коммерческое шоу происходило в израненном и измученном Нью-Йорке всего через полтора месяца по окончании террористических атак.

Позже Альянс производителей ПО для бизнеса (Business Software Alliance – BSA) добился того, дабы великий муфтий Египта шейх Атта Алла издал «фатву» либо «фетву» (что-то наподобие религиозного указа) против компьютерного пиратства. Мол, пиратство имеется нехороший вид воровства, и потому не разрещаеться исламом.

На Западе позже многие смеялись: эдак дело дойдёт до папских булл, осуждающих формат MP3. Ясно, что в BSA не думали о том, какое наказание назначается в исламских странах за «воровство».

Христос, помнится, пинками вышиб из Иерусалимского храма торговцев, и тем самым, казалось бы, закрыл вопрос о бизнеса смешения и возможности религии.

И однако при с рекламой, пропагандой и пиаром мы опять замечаем какое-то уж через чур тесное сближение этих двух явлений.

оптимальнееэто продемонстрировано в полностью хулиганском, и так же полностью христианском фильме «Догма». В том месте американский католический епископ предлагает ввести новую символику: вместо распятого страдальца — подмигивающий по-рекламному «дружище Христос».

«Дружище Христос». Кадр из фильма «Догма».

Возможно приводить бесчисленные факты, цифры, данные исследований, обосновывающие действенность пропаганды, а значит, и рекламы (которая в Латинской Америке, кстати, именуется Propaganda Commerciale), и Public Relations.

Сказать, что пропаганды и никакого пиара не существует в природе, как минимум, наивно.

Та же реклама, к примеру, уже давно стала женой «положенные» рамки, и уже давно есть не только средством привлечения и оповещения потенциальных клиентов к каким-то услугам и товарам. Реклама стала замечательным орудием формирования публичного вкуса. Большинство людей, к сожалению, достаточно инертна и придерживается принципа «лопай, что дают».

Из этого и засилье самой низкопробной попсы в теле- и радиоэфире, а заодно и в торговых палатках. Из этого обилие пресных сериалов для домохозяек и популярность «Телепузиков».

В рассказе Генри Каттнера «Сутки не в счёт» главный герой говорит: «Во всём виновата совокупность штамповки мозгов. Чуть подрастёшь, как тебе начинают забивать голову. Фильмы, телевизор, издания, кинокниги — все средствавоздействияидутвход.Цельодна — тебя заставляют брать. Всеми способами.

Прививаютискусственные потребности и страхи , пока ты уже не можешь отличить настоящего от поддельного».

Это, возможно, прямой, явной пропаганды «неестественных» потребностей и нет. Так как это действительно, что никто не гонит нас плетью в магазины, брать новые альбомы «поп-звёзд», не смотря на то, что начальники больших американских лейблов и кинокомпаний, Наверное, лишь и грезят об этом.

Никто насильно не сажает двухлетних детей перед телевизорами, в то время, когда в том месте появляются четыре «инопланетянские» физиономии либо в то время, когда из чьих-то карманов начинают лететь всякие монстры.

Йозеф Геббельс, классик мастерства пропаганды.

Дело в том, что существует закон действенного внушения. Его, кстати, вывел всё тот же Йозеф Геббельс.

Закон формулируется следующим образом: чтобы что-то внушить громадному количеству людей, это нужно повторять, повторять и ещё раз повторять. И тогда люди с охотой поверят кроме того в то, что белое в действительности тёмное.

Фактически говоря, не это ли и происходит? Само собой разумеется, пропаганда и все её производные не обязательно вляются злом. Вопрос в том, кто ею занимается, и с какой целью.

А также в том, на кого эта самая пропаганда ведётся.

И в случае если уж сказать о пропаганде в негативном смысле, то сопротивляться ей возможно. И это не верно уж и тяжело. Человеку достаточно осознать, что такое пропаганда, и обучиться выявлять её в общем потоке информации (бесплатно, что он уже практически достиг «вещественной» плотности).

А обучась, человеку уже значительно легче самому для себя решать, как совместимы внушаемые ему идеи с его собственными представлениями о том, что прекрасно, а что не хорошо.

И тогда пропаганда делается бессильной. Практически.

Современные телесериалы — промывка мозгов (брошюра)


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: