Психофизиологическая сущность и структура трудовой деятельности

С позиций эргономики трудовая деятельность рассматривается как энергии преобразования и процесс информации, происходящий в совокупности «человек — орудие труда —предмет труда—окружающая среда». Следовательно, рекомендации и эргономические исследования должны быть основаны выяснении закономерностей психологических и физиологических процессов, лежащих в базе определенных видов трудовой деятельности, на изучении изюминок сотрудничества человека с орудием труда, с предметом труда и окружающей физико-химической и психотерапевтической средой.

Разглядим с этих позиций самые общие особенности трудовой деятельности. К- Маркс в первый раз научно обоснованно продемонстрировал, что труд имеется форма сотрудничества человека с окружающей средой. Наряду с этим человек проявляет себя как «деятельное природное существо», имеющее сознательную, существующую в совершенном замысле цель.

Процесс трудового сотрудничества со средой осуществляет «живая личность человека», владеющая «совокупностью физических и духовных свойств». Данный процесс имеет двойственный темперамент: «Каждый труд имеется, с одной стороны, расходование людской рабочей силы в физиологическом смысле, — и в этом собственном качестве однообразного, либо абстрактно человеческого, труд образует цена товаров.

Каждый труд имеется, иначе, расходование людской рабочей силы в очень целесообразной форме, и в этом собственном качестве конкретного нужного труда он формирует потребительные цены»*. К- Маркс обращал внимание и на такие стороны деятельности, как эмоциональный эффект и волевое напряжение.

Одним из главных положений К- Маркса есть идея о том, что в ходе труда человек не только изменяет внешнюю среду, но и переделывает собственную природу. Пересмотр последовательности воззрений на психотерапевтическую природу деятельности, опираясь на перечисленные положения К.Маркса, сделали советские психологи. Значительно, что уже М. Я. Басов трактовал деятельность как структурное образование.

Громадную роль в становлении марксистской психологии по большому счету и в создании теории деятельности, например, сыграл Л. С. Выготский. Он продемонстрировал значение применения орудий труда как фактора, «конституирующего» психологическую деятельность, ввел представление о «символе» как внутреннем инструменте действия. Эти идеи были развиты и значительно дополнены А. Н. Леонтьевым, что сформулировал самая полную к настоящему моменту концепцию психотерапевтической организации деятельности.

Серьёзные информацию о закономерностях преобразования информации человеком в ходе деятельности были взяты К. Халлом, Дж. Хэббом, Ж. Пиаже, Д. А. Ошаниным и другими.

Одной из самые существенных изюминок развития теории деятельности у нас есть большой вклад в эту теорию данных физиологии. Уже в работах И. М. Сеченова находятся мысли о трансформации внешних действий в действия внутренние, психологические, о гомеостатическом регулировании физиологических функций у трудящегося человека, о детерминированности психологических актов.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, теория доминанты А. А. Ухтомского, иерархии уровней и теория активности регуляции перемещений Н. А. Бернштейна, представления об акцепторе действия, развитые П. К. Анохиным, и ряд других идей и результатов имеют громадное значение для понимания психофизиологической сущности трудовой деятельности.

Сейчас большое количество новых идей появилось в связи с рассмотрением трудовой деятельности как процесса сотрудничества человека с машиной и более сложными совокупностями управления и др. Кое-какие из этих идей конструктивны в смысле перехода от качественных к’структурно-количественным представлениям в создании теории деятельности. Большой вклад в познание психофизиологического содержания трудовой деятельности внесли изучения по физиологии труда.

На основании изложенных в перечисленных работах взоров, и концепций, содержащихся в других источниках, неспециализированную структуру трудовой деятельности возможно представить в виде схемы (рис. 1). Из схемы видно, что трудовая деятельность складывается из четырех компонентов: интенционального, операционального, акти-вационно-регуляторного и базисного.

Деятельность — это реализация личностных^свойств“человека, оти особенности имеют кроме этого определенную структуру, разглядываемую в теориях личности. сама’деятельность’и Окружающая среда смогут приводить к трансформации состояния человека. Процесс деятельности регулируется не только внутренними, но и внешними факторами, к каким относятся взаимодействующий субъект (либо коллектив) и сам предмет труда.

В качестве взаимодействующего компонента деятельности может выступать и орудие труда, если оно относится к классу автоматических устройств.

В более формализованном виде трудовую деятельность возможно представить как динамическую структуру, осуществляющую энергии и преобразование информации (рис. 2).

Психофизиологическая сущность и структура трудовой деятельности

Рис. 1.1. Схема структуры деятельности

Трудящийся человек имеет трудовую цель, т. е. субъективную модель (Qг) состояния предмета труда (Qz), в которое нужно перевести данный предмет из исходного состояния (Qj) при помощи трудовых — информационных (е) и (либо) энергетических действий. Эти действия человек может осуществлять конкретно на предмет труда либо через промежуточное устройство—орудие труда (т). Наряду с этим человек принимает данные через сигналы (S) от предмета труда, среды и промежуточного устройства.

Цель труда у человека формируется на базе мотивов, потребностей, установок (собственных либо приобретаемых извне).

Принимаемая (S) и извлекаемая из памяти (М) информация преобразуется по одному из трех типов переработки информации человеком: я — прямого замыкания (прямая, закрепленная ассоциативная сообщение, автоматизированное воздействие), р — репродуктивного мышления (принятие ответа методом пошагового преобразования информации по известным правилам), со — продуктивного (либо творческого) мышления. Посредством этих преобразований формируется прогнозируемый итог трудового действия (QI) и программа (замысел, стратегия) действий для его успехи.

Значительное влияние на темперамент протекания процессов восприятия, мышления, воспроизведения сведений (знграмМ) в памяти оказывают активационные действия, обусловленные уровнем бодрствования, эмоциональным и волевым напряжением, функцией внимания. В базе информационных и энергетических преобразований, воображающих собой сущность трудового действия на предмет труда, лежат физиологические процессы. В целом вся обрисованная функциональная структура является системой«человек — орудие труда—среда».

Предметом труда не обязательно возможно объект внешнего мира. Человек способен осуществлять преобразования информации, имеющие суть трудового действия, полностью в сфере субъективного отражения, создавая «духовный продукт*. Деятельность, направленную на объекты внешнего мира, именуют предметной, либо экстериоризованной, а направленную на формирование и преобразование собственных энграмм (т. е. представлений, образов, понятий, замыслов) — интериоризованной.

В чистом виде эти типы деятельности фактически не видятся. Обращение может идти только о значительном преобладании одного из них.

Специфика взаимоотношений человека с предметом труда через промежуточное устройство определяется в основном тем, какие конкретно собственные функции как энергии человек и преобразователя информации передал этому устройству. Различают два типа совокупностей «человек — орудие труда — среда»: с промежуточными устройствами в виде несложных орудий труда; в виде автомобилей.

При работе с несложными орудиями труда целый поток информации, нужный для управления действием на предмет труда, преобразует человек и он, так, во всех отношениях и в любую секунду осуществляет и осуществляет контроль процесс действия. Машина в интересующем нас нюансе есть преобразователем информации, а не только энергии, т. е. она частично без участия человека формирует Командные сигналы и регулирует действия. В следствии принципиальная изюминка работы человека с машиной содержится в неполном контроле с его стороны за протеканием процесса действия на предмет труда.

Рис. 2. энергии преобразования и Схема информации в ходе трудовой деятельности

Первый тип совокупностей, каковые возможно именовать совокупностями «человек — инструмент», делится на четыре класса в зависимости от того, какую функцию человека реализует орудие труда.

1. С эфферентными орудиями (инструментами). Психофизиологическая изюминка этого класса содержится в трансформации характера действия на предмет труда если сравнивать с естественными двигательными реакциями человека.

2. С афферентными орудиями. Посредством таких орудий естественный образ предмета труда преобразовывается в поменянный образ, что возможно разглядывать как несложную информационную модель предмета. Эта модель гомоморфна объекту.

Неестественного кода тут нет, а имеется изменение масштаба, ракурса, выпадение отдельных показателей и появление новых (к примеру, при работе с микроскопом). В следствии человек обязан в ходе обучения выработать особый (хороший от жизненного опыта) комплект энграмм-— эталонов, нужных для восприятия.

3. С орудиями памяти (к примеру, чертеж, фотография, запись). В этом случае употребляется неестественный код. Перекодирование как своеобразный психологический процесс делается серьёзным компонентом деятельности человека.

4. С орудиями преобразования информации (счеты, логарифмическая линейка и т. п.). В следствии применения таких орудий происходит изменение психотерапевтической структуры принятия ответов. Последовательность операций репродуктивного мышления человек может перевоплотить в простые операции прямого замыкания, высвобождая тем самым собственный мозг для творческого мышления.

Второй тип совокупностей, либо совокупностей «человек—машина» (СЧМ), делится на три класса:

1. С простой автомобилей о-й, в которой совершается преобразование информации по элементарной линейной программе (передача от человека части реакций прямого замыкания). Обратная информация от предмета труда поступает полностью к человеку, и он сам вносит коррективы в программу автомобили.

2. С репродуктивно-преобразующей машиной (простые ЭВМ). В этом классе характерным есть значительное, практически полное, отчуждение человека от предмета труда и от процесса его преобразования. В случае если, человеку пригодится включиться в рабочий процесс, он обязан будет по неестественному коду реконструировать как состояние предмета труда, так и процессы, которыми руководит машина.

3. С продуктивн о-п реобразующей машиной (самоорганизующиеся кибернетические устройства). Сотрудничество человека с таковой машиной уже носит темперамент информационного обмена между довольно замкнутыми совокупностями преобразования информации.

Человека, трудящегося посредством автомобили, будем именовать оператором. Ввиду того что именно этот тип деятельности есть главным предметом эргономического изучения, разглядим его психофизиологическую сущность более детально.

самая характерной чертой деятельности оператора есть то, что он лишен возможности конкретно следить за управляемыми объектами и вынуждел пользоваться информацией, которая поступает к нему по каналам связи. Деятельность человека, совершаемая не с настоящими объектами, а с их помощниками либо имитирующими их образами, именуют деятельностью с информационными моделями настоящих объектов.

Информационная модель — совокупность информации о функционировании и состоянии внешней среды и объекта управления. Она есть для оператора необычным имитатором, отражающим все значительно серьёзные для управления свойства настоящих объектов, т. е. тех источников информации, на базе которого он формирует образ настоящей обстановки, создаёт анализ и оценку ситуации , планирует управляющие действия, принимает решения, снабжающие выполнение и правильную работу системы возложенных на нее задач, и замечает и оценивает результаты их реализации.

Количество информации, включенной’в модель, и правила ее организации должны соответствовать способам и задачам управления. Физически информационная модель реализуется посредством устройств отображения информации. самая существенной изюминкой деятельности человека с информационной моделью есть необходимость соотнесения сведений, приобретаемых посредством устройств, экранов, табло как между собой, так и с настоящими управляемыми объектами.

Именно на основании соотнесения этих сведений строится вся деятельность оператора. Разглядим главные этапы деятельности оператора при ответе определенной технологической задачи либо исполнении операции СЧМ.

Первый этап — восприятие информации — процесс, включающий следующие как следует разные операции: обнаружение объекта восприятия; выделение в объекте отдельных показателей, отвечающих стоящей перед оператором задаче; ознакомление с выделенными показателями и опознавание объекта восприятия.

Различия между операциями выделения и обнаружения информативных показателей определяются тем, что явления, которые связаны с обнаружением объекта восприятия, протекают на уровне рецепторных полей принимающих совокупностей, тогда как свойство к выделению информативного содержания формируется на базе прошлого опыта и требует особого обучения.

В ходе ознакомления с выделенными показателями оператор устанавливает связи между отдельными особенностями объекта восприятия, увязывает их в единую схему, формирует личные совокупности эталонов, на основании которых он может потом опознать объект либо обстановку. Процессам опознавания и ознакомления сопутствует в большинстве случаев укрупнение показателей, объединение их в структуры, каковые после этого выступают как единые своевременные единицы восприятия.

Своевременная единица восприятия — это семантически целостное образование, формирующееся в следствии перцептивного обучения и создающее возможность фактически одномоментного, симультанного и целостного восприятия объектов внешнего мира, независимо от числа содержащихся в них показателей. Формирование своевременных единиц восприятия снабжает не только предметность и целостность восприятия, но и возможность в будущем мысленного реконструирования последовательности изюминок объекта, не отыскавших яркого отражения в информации, предъявленной оператору, равно как и возможность выделения нужной информации в помехах.

Второй этап — оценка информации, ее обобщение и анализ на базе заблаговременно заданных либо организованных параметров оценки. Оценка производится на базе сопоставления воспринятой информационной модели со сложившейся у оператора внутренней образно-абстрактной моделью обстановки (совокупности управления). Абстрактная модель является продуктомосмысливания оператором ситуациис учетом стоящих перед ним задач.

В отличие от информационной модели она относится к внутренним психотерапевтическим методам — средствам деятельности оператора.

В содержание образно-абстрактной модели оператора входят модели и образы настоящей и прогнозируемой обстановки, значение совокупности (программ) вероятных управляющих исполнительных реакций и действий совокупности. В нее’входят кроме этого такие субъективные и довольно часто нечетко определяемые элементы, как представление о критериях и целях функционирования совокупности, мотивы деятельности, знание (и чувство) последствий решений и т. п. Операция соотнесения элементов информационной модели с представлениями и образами, входящими в абстрактную модель, есть ответственным этапом переработки информации человеком. Эту операцию в деятельности человека именуют декодированием.

Процесс декодирования связан с утратой некоего количества информации. Помимо этого, вероятно получение неполной либо неточной информации из-за помех. Исходя из этого оператор обязан не только соотносить данные с управляемым объектом, но и реконструировать последовательность изюминок либо состояний объекта, не отыскавших отражения в предьявленной ему информации.

Громадное значение наряду с этим имеет опыт оператора и обученность его самые эффективным приемам декодирования.

Завершающей операцией переработки информации на втором этапе есть синтез, т. е. организация взятых по окончании декодирования сведений в целостную совокупность взаимосвязанных черт. Именно поэтому оператор имеет возможность дополнить прлученные текущие эти имеющимися у него знаниями о поведении объекта и возможных состояниях управления.

направляться различать постоянную (либо медлительно изменяющуюся) образно-абстрактную модель (ПКМ), хранящуюся в долгосрочной памяти оператора, и своевременную, в высшей степени подвижную образно-концептуальную (ОКМ), хранящуюся в краткосрочной, либо оперативной памяти (совокупность «своевременных образов».

В случае если обстановка знакома, внешняя информационная модель только «провоцирует» адекватную ситуации своевременную оператор и концептуальную модель срочно начинает реализацию соответствующей схемы- поведения. При незнакомой, проблемной ситуации своевременная модель начинает формироваться в ходе управления. Тогда в ее содержание входят эти, извлекаемые оператором как из информационной, так и из постоянной абстрактной модели.

Но функции своевременной абстрактной модели не исчерпываются ролью «смесителя» информации, поступающей из обоих указанных источников. В ней происходит детерминированное текущей задачей преобразование и перекодирование данной информации, т. е. приведение ее к виду, пригодному для принятия ответа и сам процесс ответа появившейся проблемной обстановке. Иными словами, формирование своевременной абстрактной модели в нестандартных условиях, по сути дела, сходится с процессом формирования программы и принятия решения управляющих действий.

Третий этап — принятие ответа о действиях — акт, формируемый на базе совершённого анализа информационной и образно-абстрактной моделей обстановки.

В ряде’случаев задача определяется заблаговременно заданным и известным оператору методом ответа. Тогда базой сотрудничества оператора с информационной моделью есть по существу выбор наилучшего из имеющихся в его распоряжении средств.

Деятельность оператора с информационной моделью усложняется, в случае если обстановка не предусмотрена заданным методом ответа. В этом случае сотрудничество оператора с информационной моделью преследует уже две цели—постановку самой задачи и нахождение метода ее решения, что достигается при помощи своевременного мышления.

В ходе принятия ответа оператор манипулирует преобразованной входной информацией. Эти манипуляции с образами являются, по существу, мысленный опыт. Одинаковая информация может служить объектом огромного числа самых разных преобразований. Но от оператора требуется формирование образа, адекватного не только настоящей ситуации, но и Конкретной задаче, стоящей перед ним, и имеющимся у него в памяти методам ответа аналогичных задач.

В нахождении адекватного метода преобразования входной информации, являющегося базой оптимального ответа, громадную роль играется рационально выстроенная информационная модель и постоянная абстрактная модель, формирующаяся в ходе обучения.

Четвертый этап — приведение принятого ответа в выполнение при помощи определенного действия (совокупности действий) либо отдачи соответствующих распоряжений.

Пятый этап — контроль за результативностью выполнения принятого ответа.

По окончании завершения этого этапа оператор приступает к ответу второй появившейся задачи. Существуют случаи, в то время, когда оператору приходится в один момент решать пара задач. Тогда рассмотренные этапы бывают как бы перемещены относительно друг друга.

Первые два этапа именуют информационным поиском, последние три объединяются понятием обслуживание.

Очевидно, четкую грань между обслуживанием и информационным поиском возможно совершить только условно, но для практических и исследовательских задач это очень комфортно.

В настоящей работе оператора перечисленные этапы не обязательно представлены всецело и в указанной последовательности. Часто они так переплетены, что тяжело выделить любой из них в отдельности. В некоторых видах деятельности оператора тот либо другой этап выясняется редуцированным, тогда как второй очень сильно разрастается и начинает составлять основное содержание действия.

Наконец, в настоящей работе оператора обслуживание и информационный поиск взаимообусловлены, поскольку от принятого ответа зависит направление следующего шага информационного поиска. Со своей стороны результаты информационного поиска влияют на скорость и точность обслуживания.

Учитывая это, возможно выделить два главных типа деятельности оператора по критерию изюминок переработки им информации.

Для первого типа характерен довольно малый алфавит сигналов, прочно ассоциированных с определенными реакциями. Информационное содержание сигналов ?возможно воспринять – и оценить так скоро, что процесс принятия и информационный поиск ответа смогут фактически отсутствовать. Оператор от восприятия сходу переходит к аккуратному действию, т. е. осуществляет немедленное обслуживание.

Наряду с этим нет многозначности связей между стимулами и вероятными ответными действиями, что разрешает разглядывать оператора как совокупность с фиксированными эталонами, соответствующими ограниченному классу стимулов, т. е. как совокупность, которая не применяет полностью имеющиеся у нее блоки памяти, операции укрупнения, обобщения, трансформации и т. п. В этом случае оператор практически переходит от первого этапа к четвертому, минуя два промежуточных, каковые предельно упрощаются и свертываются. Данный тип деятельности именуется обнаружением с немедленным обслуживанием; в нем ограничены возможности оперирования алфавитом управляющих и- алфавитом образов действий.

Ограниченный темперамент имеет кроме этого применение оператором информационной модели. Осознавая и оценивая значение сигналов, с которыми ему -приходится трудиться, оператор не испытывает необходимости воссоздавать всецело взаимозависимость и всю совокупность данных, отраженных в информационной модели. С психотерапевтической точки зрения операторам этого типа деятельности нет потребности строить динамичные своевременные абстрактные модели: они действуют по закономерностям реакций прямого замыкания.

Для второго типа деятельности оператора характерна переработка громадного количества информации как принимаемой с устройств отображения, так и извлекаемой из памяти. Процесс восприятия преобразовывается в независимое воздействие, развернутое во времени и осуществляемое по определенным, заблаговременно заданным либо выработанным правилам.

В этом случае происходит процесс информационного поиска, что сменяется процессом преобразования информации, приводящим к принятию ответа о нужном действии на совокупность, а после этого реализацией этого решения. Данный тип деятельности назван информационным поиском с отсроченным обслуживанием.

Как раз для этого типа деятельности характерно сверхсложное взаимоотношение между информационной моделью и постоянной абстрактной моделью настоящей обстановки. Оператор обязан создавать временные своевременные абстрактные модели. Наряду с этим ответ в форме своевременных моделей детерминируется и контролируется постоянной абстрактной моделью, в содержание которой входит и представление о конечном результате работы совокупности, о ее требуемой эффективности.

В базе таковой деятельности лежат процессы репродуктивного либо продуктивного мышления.

Имеется значительное различие между двумя типами деятельности с позиций их измерения. Первый тип может, с известными ограничениями, количественно описываться, при помощи теоретико-информационных понятий и мер. Эта возможность обусловлена тем, что в ходе деятельности у оператора не происходит значительной вероятностной алфавита модели и смены стимулов обстановки, а сама деятельность включает в себя только один ход осознанного преобразования информации.

При же информационного поиска с отсроченным обслуживанием оператор обязан проводить группировку, обобщение, классификацию стимулов, — иными словами, ему приходится поменять исходный алфавит стимулов, преобразуя его в разные своевременные единицы информации по самым различным методам. направляться иметь в виду, что в ходе тренировки и обучения второй тип деятельности оператора может переходить в первоначальный.

Итак, в ходе трудового сотрудничества человека с предметом труда сперва происходит отражение этого предмета в концептуальной (психологической) сфере, а после этого его информационное и физическое (в случае если предмет труда материален) преобразование.

Структура (либо- функциональная организация) СЧМ определяется взаимосвязью и составом отдельных частей, блоков и элементов. Частью СЧМ есть и человек. Но эта «часть» владеет рядом особенностей, принципиально хороших от особенностей промежуточного устройства, т. е. машинной либо инструментальной части совокупности. Для человека, делающего кроме того простые задачи и частные, самая сложная машина постоянно остаётся орудием труда, благодаря которому он решает эти задачи.

Человек может произвольно (а время от времени и непроизвольно) изменять собственные цели либо методы их успехи и соответствующим образом изменять функционирование автомобили. Помимо этого, «в» человека имеется собственная иерархия «функциональных блоков» и реализующих их своеобразных психотерапевтических и физиологических механизмов, сложность которых несравнима со сложностью автомобилей.

Рис. 3. Схема иерархической организации деятельности

Иерархия этапности успехи цели содержится в последовательном исполнении человеком последовательности действий различных порядков (уровней). Действием есть поведенческий акт, имеющий осознанную цель, а совокупность действий, объединенных единым мотивом, является деятельностью . Довольно стабильные компоненты действия именуют операциями.

Целесообразно ввести дополнительно понятие «цикл деятельности», и поделить действия по иерархическим уровням. Циклом деятельности нужно считать совокупность действий, завершающихся исполнением трудовой задачи либо ограниченных заданным временем постоянной работы (один полет, вахта, смена и т. п.). Иерархическую структуру операций и действий иллюстрирует рис.

3. Действия, как процессы, ограниченные осознанными целями, в большинстве случаев, осуществляются человеком последовательно и потому образуют этапную иерархическую развертку во времени. Операции смогут иметь как структурную, так и этапную иерархическую организацию.

Аналогом деятельности в машинной части СЧМ есть функционирование, а аналогом действия—функция. В случае если критерием действия есть элементарная для данного уровня рассмотрения цель, то критерием функции — ответ запрограммированной задачи. Часто термин «задача» используют и к действиям человека. В этом случае в большинстве случаев имеют в виду цель, заданную в определенных условиях.

машины и Совместный акт человека, направленный на решение какой-то задачи, именуют операцией СЧМ.

СЧМ в отличие от вторых чисто технических совокупностей характеризуется рядом изюминок, вносимых в нее особенностями, свойственными людской деятельности. В частности:

1. Универсализм. Любая конкретная машина предназначена для исполнения ограниченного числа заблаговременно известных задач. Человек в принципе может делать множество различных задач и разными методами, не смотря на то, что, само собой разумеется, для индивидуума имеются ограничения, накладываемые его объёмом и способностями знаний.

Исходя из этого и СЧМ кроме этого владеет более широкой универсальностью, которая проявляется в том, что человек может, применяя по-новому те либо иные свойства совокупности, использовать ее для ответа вторых задач, каковые не планировались при проектировании совокупности и не предусматривались инструкцией.

2. Адаптивность. Адаптивность СЧМ содержится в существенно большем диапазоне приспосабливаемости совокупности к изменяющимся условиям ее функционирования. Эта приспосабливаемость осуществляется двумя дорогами — трансформациями методов работы совокупности и трансформациями черт совокупности по отношению к входным сигналам.

Наличие первого пути разрешает человеку посредством автомобили решать одну и ту же задачу при помощи различных методов. Второй путь характеризуется большим диапазоном приспособления анализаторов человека к вариативным трансформациям сигналов, поступающих на вход совокупности. Выделение инвариантных показателей солидного числа звуковых и световых сигналоь производится человеком существенно полнее и лучше, чем машиной.

Человек ‘владеет неповторимой свойством распознавать сигналы, воображающие собой сложные образы.

3. Помехоустойчивость. Благодаря наличию у человека информационных каналов с различными механизмами помехоустойчивости (зрение, слух и т. д.) вероятно применение дублирующего восприятия для помехозащищенности систем и повышения помехоустойчивости.

4. Резервирование. Изюминкой резервирования у человека есть возможность компенсации непредусмотренных отказов, действия при которых заблаговременно не известны. Конечно, что возможности резервирования замещением, т. е. исполнением работы вместо отказавшего элемента автомобилей, у человека ограничены количеством его “физических возможностей.

Но функциональное резервирование вероятно в широких пределах. Прекрасно обученный, эмоционально устойчивый оператор осуществляет контроль работу автоматических устройств и ликвидирует отказы техники, тем самым повышая надежность совокупности.

5. Изменчивость. Изменение состояния человека под влиянием разных факторов обусловливает как хорошие, так и отрицательные стороны СЧМ. Хорошим есть возможность широкого приспособления к темповым, интенсивностным и экстенсив-ностным требованиям к работе совокупности. Отрицательным есть связь качества между факторов и деятельности, талантливых ухудшать его состояние — утомление, заболевание и т. п.

Из отмеченных изюминок СЧМ вытекает, что эти совокупности описываются намного большим числом параметров, воздействующих на эффективность, чем автоматические устройства, причем их влияние на эффективность совокупности во многих случаях возможно оценить лишь экспериментальным методом. Структура главных понятий, характеризующих СЧМ, продемонстрирована на рис. 4.

Рис. 4. Структура понятий, характеризующих СЧМM

Общепринятым есть определение эффективности как свойства, характеризующего приспособленность совокупности к достижению поставленной перед ней задачи. Но кроме этого понятия, которое возможно назвать производственной эффективностью, направляться иметь в виду второй вид эффективности, характерный лишь совокупностям, где работает человек, социально-личностную эффективность.

Введение этого понятия обусловлено тем, что в ходе трудовой деятельности человек не только воздействует на предмет труда, но и сам измёняется. Трансформации смогут выражаться в формировании навыков, в сдвигах функционального состояния здоровья, в трансформации установки (отношения) к цели и т. п. На данный момент нет количественных показателей социально-личностной эффективности СЧМ. Но учет данной характеристики, кроме того в ориентировочном качественном выражении, есть значительной задачей при эксплуатации и разработке конкретных СЧМ*.

На любом уровне рассмотрения СЧМ в базе показателей, выбираемых для оценки эффективности, лежит черта трансформаций особенностей предмета труда. Эти свойства возможно сгруппировать в три класса: материальные, энергетические, информационные. Особенным свойством есть время, нужное для трансформации вышеперечисленных особенностей предмета труда на требуемую величину.

Чтобы СЧМ имела возможность решать поставленную задачу, она обязана владеть рядом особенностей, характеризующих ее приспособленность к исполнению данной задачи. Эту совокупность особенностей назовем адекватностью совокупности.

Адекватность определяется:

1) информационной организацией СЧМ (наличие в структуре совокупности нужных блоков, программ переработки информации, каналов связи, обученного соответствующим образом персонала и т. п.);

2) физическими чертями (механическими, энергетическими и т. п.);

3) средствами активации функционирования (устройства приведения в готовность, переключения работы с одного режима на другой и т. п.);

4) снабжающими процессами (материально-энергетическое обеспечение поддержания структуры и целенаправленного информационно-энергетического функционирования и т. п.).

Применительно к человеку информационная адекватность определяется особенностями абстрактной модели, в содержание которой входит некий комплект, либо алфавит моделей и образов настоящей и прогнозируемой обстановки, в которой функционирует совокупность управления, и знание совокупности вероятных управляющих и свойств системы и исполнительных действий управления. В базе данной группы качеств лежит свойства анализаторов и функциональная организация, центральной нервной совокупности, психофизиологические законы преобразования информации человеком в ходе деятельности. Физическая адекватность характеризует антропометрическое и ^иловое соответствие человека решаемым задачам.

Активационная адекватность определяется мотивами, установками, потребностями, заинтересованностью человека в исполнении данного вида деятельности, характером эмоциональных реакций, особенностями внимания.

Базисная адекватность определяется функционированием сердечнососудистой и дыхательной совокупностей (в целом — вегетативных совокупностей организма), изюминками химических процессов и психологическими состояниями.

Очевидно, указанные четыре группы особенностей не являются свободными.

Активационная, физическая и базисная адекватности определяют в целом работоспособность человека. В таковой трактовке понятие «работоспособность» характеризует возможности человека реализовать имеющийся у него в виде абстрактной модели «внутренний инструмент» и в виде эффекторов—«внешний инструмент» исполнения определенного вида трудовой деятельности.

Существует еще последовательность понятий, определяющих по различным показателям группы особенностей СЧМ. Самый употребительны понятия, определяющие:

1) состояние СЧМ и ее составных частей: готовность, врабатывае-мость, рабочее состояние, состояние хранения —- спокойствия и т. д.;

2) переходные особенности, т. е. возможности преднамеренного перевода СЧМ из состояния хранения в рабочее состояние и обратно, one ративность, мобильность и т. д.;

3) устойчивость, восстанавливаемость и т. д.

Особенное значение имеют такие характеристики СЧМ и ее составных частей, как выходные цена и показатели функционирования. По выходным показателям определяют уровень качества функционирования СЧМ (среди них и уровень качества деятельности человека как компонента совокупности). К выходным показателям относится кроме этого надежность.

Под надежностью знают «свойство изделия делать заданные функции, сохраняя собственные эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени либо требуемой наработки». Так, понятие надежности, потому, что оно определяется через «заданные функции», нужно считать производным от понятия эффективности.

Это значит, что надежность связана со всеми особенностями совокупности, снабжающими ее адекватность, и проявляется через исполнение либо невыполнение задачи за счет того либо иного качества функционирования. Базой чтобы получить меру надежности являются показатели, характеризующие происхождение таких событий в СЧМ, каковые проявляются как невыполнение заданной функции. Эти события именуются «отказом».

Отказом нужно считать любое изменение функционирования СЧМ либо ее частей, приводящее к невыполнению задачи на данном уровне рассмотрения совокупности. Все сообщённое относится и к деятельности (действиям, операциям) человека. Временные отказы, обусловленные не утратой работоспособности психофизиологических совокупностей, а неадекватностью информационных преобразований, являются неточностями.

Ценой (либо величиной затрат) назовем затраты материальных, энергетических либо структурно-информационных средств на функционирование. Применительно к деятельности человека под «ценой» разумеется, направляться осознавать напряженность физиологических психических процессов и функций, снабжающих реализацию определенного качества деятельности человеком.

Эргономическая оптимизация конкретной СЧМ неосуществима без знания функциональной организации данной совокупности, включающей человека как главный компонент. Исходя из этого обнаружение структуры трудовой деятельности человека есть нужным этапом в любой эргономической работе. *

Под структурой трудовой деятельности понимается динамическая организация операций и действий, делаемых человеком в ходе успехи определенной трудовой цели. Это организация складывается из двух групп процессов, значительно отличающихся по их роли в деятельности оператора. Первая несколько—поведенческие информационные и биомеханические преобразования, воображающие собой сущность трудового процесса и лежащие в базе информационной и физической адекватности; вторая несколько—функции, снабжающие эти преобразования в химическом, энергетическом и психологическом (психологические состояния) отношениях и лежащие в базе активационной и базисной адекватности.

В определенной полосе физиологической и психотерапевтической нормы первая несколько процессов протекает довольно независимо от второй группы, и влияние факторов, конкретно снабжающих увеличение качества трудовой деятельности, фактически не связано с влиянием факторов, снабжающих оптимизацию функционального состояния здоровья человека. В противном случае говоря, при обычном физиологическом и психологическом состоянии человека возможно в широчайших пределах варьировать характеристики сигналов, поступающих на пульт оператора, нагрузку на органы управления, вырабатывать те либо иные навыки либо методы действия и тому подобное, изменяя уровень качества его деятельности от большого до нулевого. Одновременно с этим человек посредством психофизиологических механизмов, лежащих в базе активационной адекватности, владеет свойством поддерживать трудовую деятельность на нужном уровне, не обращая внимания на достаточно большие трансформации состояния здоровья.

Во многих случаях (особенно при работе в необыкновенных условиях среды) функциональное общее состояние здоровья человека может существенно отклониться от диапазона нормы. Для таких случаев принцип независимости снабжающих процессов и процессов целенаправленного преобразования информации делается несправедливым.

Исходя из этого эргономическое нормирование «запредельной» территории должно предусматривать определение зависимостей параметров абстрактной модели и всего процесса деятельности от физиологического и психологического состояния здоровья. Специфика нормирования в данной территории пребывает в том, что параметры становятся подвижными.

Другими словами тут уже нельзя ограничиться одним-двумя уровнями значений критерия типа «возможно» либо «предельно возможно» (как это принято на данный момент в гигиене и физиологии труда). Зависимости направляться воображать в виде номограмм либо таблиц, показывающих, как изменяются свойства абстрактной модели и показатели качества деятельности и как изменяются физиологические и психологические показатели, конкретно связанные со здоровьем, физическим и психологическим состоянием человека. Для того чтобы рода «динамическое» нормирование в эргономике совсем нужно, потому, что каждые конструкторские и эксплуатационные ответы связаны с выбором в многомерной совокупности показателей того из них (либо нескольких), что лежит в базе оптимизации по отношению к выбранному показателю эффективности совокупности при неизбежной неоптимальности по вторым показателям.

Из рассмотренной схемы трудовой деятельности вытекает наличие трех групп показателей, по которым направляться обрисовывать структуру деятельности человека в СЧМ:

1) состав и системные свойства трудового процесса, т. е. черта совокупности особенностей совокупности «человек — машина», психологических и физиологических процессов;

2) своеобразная напряженность, определяющая интенсивность и динамику психофизиологических процессов, лежащих в базе делаемых человеком действий;

3) неспецифическая напряженность, которая характеризует состояние физиологических и психологических функций, снабжающих работу организма при исполнении трудового процесса.

Психология управления


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: