Сколько нужно денег?

Сколько нужно денег?

Экономическая парадигма изменяется, и должны изменяться подходы Нацбанка.

Образ денежного регулирования с развитием кризиса сейчас стал предметом активных дискуссий. Показались различные другие по отношению к существующей практике точки зрения, и имеется аргументы в пользу каждой. Существуют различные точки зрения и относительно того, какова эффективность применяемых Национальным банком мер.

Директор Центра экономических изучений Олжас Худайбергенов, к примеру, достаточно критично оценивает текущую работу этого университета. В частности он уверен в том, что страна обязана развивать механизм тенговых денег и для этого, быть может, придется без шуток пересмотреть подходы к денежному регулированию в стране.

Тенговая масса

— Каков, по вашему точке зрения, должен быть уровень монетизации казахстанской экономики?

— Фактически все 2000-е годы коэффициент монетизации держался на уровне 37—38%. Он подскочил до 45% по окончании девальвации в феврале 2009 года по причине того, что валютный компонент в финансовой массе высок — в тенговом выражении его последевальвационное значение выросло, — а ВВП официально считается в тенге. на данный момент данный показатель снова возвратился к 38%.

Большое количество это либо мало, возможно заметить, лишь в случае если сравнить с другими государствами, в особенности с теми, у кого мы заимствуем опыт, экономические модели, реформы. В государствах Восточной Европы коэффициент монетизации образовывает около 60—80%, а на западе — 120—140%, в Китае и Японии — 250—300%. Значит, мы без шуток отстаем.

Но отечественная обстановка хуже еще и тем, что для расчета коэффициента монетизации у нас берется финансовый агрегат М3. Логичнее брать М2, так как все, что не входит в М2 и входит в М3 — это валюта, а правильнее депозиты физических и юрлиц в долларах, евро и т.д. Так, в случае если М3 на сегодня равен 9,7 трлн тенге, то М2 образовывает 7,9651 трлн тенге. Но кроме того в агрегате М2 имеется валютный компонент.

В случае если и его вычесть, то останется приблизительно 6,31 трлн тенге «чистой» тенговой финансовой массы. Так, коэффициент тенговой монетизации равен около 24%.

— Но при расчете монетизации довольно часто включается и находящаяся в стране в обороте валюта.

— Само собой разумеется, экономическая логика предполагает различные взоры на данный вопрос, и возможно заявить, что валютный компонент также участвует в обслуживании всех процессов. Но таковой подход был бы 100% верным, если бы мы были, скажем, 51 штатом США. А до тех пор пока это не верно, Казахстан, как и каждая вторая страна, обязан продвигать собственную валюту, дабы тенге обслуживал солидную часть экономики. на данный момент же зарубежная валюта образовывает около 35—40% в общем количестве финансовой массы в стране.

Это одно из не сильный мест отечественной финансово-кредитной политики.

У нас возможно забрать нормально кредиты в валюте, кроме того на приобретение жилья, что некое время назад многие деятельно и делали. Более того, кредит в валюте у нас постоянно считается более недорогим, чем тенговый, что есть огромной неточностью — именно это стало причиной тому, что спрос на долларовые кредиты был громадной. Для многих стран все вышеуказанное — нонсенс.

У нас же, к сожалению, все это преподносится как достижение.

Нужно подчернуть, что в случае если на уровне рядовых заемщиков был выбор между тенговым и валютным кредитами, то на уровне банков практически выбора не было. У нас нет совокупности долгих и недорогих тенговых денег, исходя из этого крупные компании и банковский сектор искали деньги за границей. Это, фактически, и стало главной причиной стремительного роста внешнего долга за вычетом межфирменной задолженности в 2000-е.

Собственная валюта

— Каков же, на ваш взор, самый выгодный для Казахстана механизм эмиссии безналичных тенге и из-за чего?

— на данный момент у нас эмиссия идет не совсем верно — тенге печатается для скупки валюты, в то время, когда ее делается большое количество на рынке. Таковой подход ведет к непропорциональному росту тенговой финансовой массы по отношению к ВВП и инфляции. При обратной операции, в то время, когда отмечается дефицит валюты и идет ее оттекание из страны, Национальный банк выбрасывает валюту на рынок и скупает тенге.

Учитывая, что это в большинстве случаев случается достаточно скоро, экономика, привыкшая к определенному количеству денег, в какие-то моменты начинает задыхаться от дефицита тенге. К счастью, у Казахстана еще не было ситуации, дабы отрицательный платежный баланс наблюдался в течение долгого времени, но если бы такое произошло, практически кредитование в стране остановилось бы — краткосрочно такое явление мы замечали во второй половине 2008 года.

В случае если страна желает развиваться, то она обязана стремиться применять лишь собственную валюту в собственной экономики, покинув пространство для зарубежной валюты только для потребностей экспортно-импортного сектора. Конечно, это предполагает, что все остальные сегменты должны приобретать тенговые кредиты — наряду с этим они должны распределяться по принципу совокупности долгих и недорогих денег.

Спрос на валютные кредиты для бизнеса и населения должен быть обнулен не только пруденциальными нормативами, но и через создание экономических предпосылок — тенговые кредиты должны быть дешевле валютных, и, само собой разумеется, количество кредитов обязан всецело покрывать потребность экономики. Само собой разумеется, иногда начинаются беседы, что так влияниям поступать запрещено, в противном случае начнутся всякие спекуляции.Но инструментов противодействия в действительности предостаточно. Более того, нужно осознавать, что все развитые государства стараются, дабы кредиты в их национальной валюте были дешевле кредитов за границей.

— Как скоро вы довели бы уровень монетизации до обычного уровня, будь вы у руля?

— Учитывая, что коэффициент тенговой монетизации равен 24% при норме в 100% — быть может, чуть меньше, около 80% с поправкой на отечественный экспортно-импортный сектор, — рост предстоит внушительный. Чтобы избежать инфляции, нужно, дабы рост был растянут, скажем, на лет десять.

Тут нужно учесть, что во всех государствах, где коэффициент образовывает 100—300%, инфляция намного ниже отечественной. Это достигается за счет различных инструментов.

Где-то зажимаются спекулятивные операции на рынке недвижимости и земельных участков, где-то употребляются денежные инструменты по «связыванию» части финансовой массы, которая была на время лишней, где-то созданы механизмы, каковые направляют прирост финансовой массы на настоящие инвестиционные проекты, каковые и сами по себе, и собственной продукцией воображают рост товарной массы.По экономической логике последний вариант — это лучший ответ на рост финансовой массы, при котором инфляции может и не быть. При казахстанской экономики нужно применять все эти инструменты, и прежде всего ввести антиспекулятивные меры.И лишь по окончании них переходить к эмиссии как такой.

— Другими словами эти вопросы касаются не только и не столько Национального банка.

— Да. По большому счету оптимальной схемой впрыска денег в экономику возможно создание, к примеру, Национального эмиссионно-кредитного банка (ГЭКБ). Если будет создан ГЭКБ, он, скажем, будет производить 20-летние облигации под 0% годовых и реализовывать их Национальному банку, что для выкупа обязан, конечно, эмитировать тенге.

Дальше ГЭКБ берёт облигации коммерческих банков по ставке не более определенного уровня, скажем, 3%, но, возможно, и меньше — сообразно событиям ставка может понижаться. Дальше коммерческие банки начинают кредитовать настоящий сектор, наряду с этим маржа неимеетвозможности быть больше 4%, и, конечно, в рамках борьбы они смогут и уменьшать эту маржу. Так, процентный «потолок» по кредиту будет равен 7%, но может понижаться до 1—3%, к примеру, для инфраструктурных проектов.

Новая парадигма

— Какие конкретно, на ваш взор, процессы будут происходить с валютами в связи с постепенным ослаблением США и усилением Китая? Как Казахстан должен вести себя в данной ситуации? И обязана ли республика больше применять во взаиморасчетах рубли и юани?

— Вероятнее, юань совсем оформится как региональная валюта, в зону которой войдут и Российская Федерация, и Казахстан, а американский доллар утратит статус всемирный валюты и начнёт обслуживать лишь регион Северной Америки и, возможно, части Европы. Результат будет формироваться в течение 10—15 лет.

По большому счету Казахстан с учетом будущей нестабильности обязан создать эластичную схему, которая разрешит не зависеть от одной валюты, другими словами страна обязана применять механизм обоюдных квитанций, в то время, когда мы признаем чужую валюту, а вторая сторона — отечественную. По окончании какого-либо периода, скажем, года, остатки валют взаимно обменивались так, дабы у одной страны осталась валюты второй страны, и данный остаток уже должен быть заменен на одну из резервных валют. Практически это приведет к тому, что потребность в резервной валюте уменьшится, а страна сможет деятельно продвигать применение тенге, причем на взаимовыгодной базе.

— Как инструменты Национального банка сейчас действенны для действия на регулирование и инфляцию финансового обращения?

— Текущие инструменты в полной мере действенны. Действительно, у нас инфляции по большей части носит немонетарный темперамент — цены по большей части растут из-за увеличения тарифов на услуги монополистов. Последние обосновывают ежегодный 25—40% рост необходимостью замены изношенных сетей.

Износ сетей — это неприятность, которая требует больших вливаний, причем именно на базе совокупности долгих и недорогих денег. Но так как такой нет, соответственно, модернизация затягивается, а износ — растет. Кроме этого нужно заявить, что цены у нас растут и из-за инфляции издержек.

Дело в том, что цена проживания в 2000-е годы быстро подорожала из-за спекулятивного роста цен на жилье. В итоге у компаний выросли затраты на главные средства и на аренду, и на заработную плат, поскольку население кроме этого страдало из-за роста цен на жилье. Другими словами практически неверная финансово-кредитная политика есть одной из обстоятельств повышения цен по стране.

Само собой разумеется, имеется еще фактор коррупции, что ведет к завышению издержек монополистов, но это уже предмет для отдельного беседы.

В целом Национальный банк у нас прекрасно решает кратковременные вопросы, а вот долговременные, стратегические задачи фактически все повисают в воздухе. По большому счету денежная совокупность не совсем идеально трудится на экономику. Судите сами. Пенсионная реформа была скопирована с Чили, а в том месте власти признали провал данной реформы — у нас же до тех пор пока стараются данный факт не комментировать. Имидж лучшей в СНГ финансовой системы сменился негативом от реструктуризации, которая влечет за собой еще одну реструктуризацию.

Существовавшая ипотечная совокупность так и не стала инструментом, что повысил бы обеспеченность населения жильем, но взвинтила цены на земельные участки и жильё, по окончании чего пузырь эффектно лопнул, вызвав рост нехороших активов в ссудном портфеле банков. Добавила нехороших активов и девальвация в феврале 2009 года — тогда за год показатель вырос с 7,1% до 37,8%. С того времени значение не изменилось, другими словами все меры по понижению доли нехороших кредитов были неэффективными.

Ипотечная совокупность была скопирована без университета банкротства физических лиц, что есть неотъемлемой частью в государствах, откуда модель ипотеки была заимствована — нужно подчернуть, что регулятор до сих пор держит позицию, что данный университет не нужен. Создание Нацфонда и инвестирование его средств за границей вкупе с отсутствием совокупности долгих и недорогих тенговых денег привело к росту внешнего долга страны. Концепция развития финсектора в посткризисный период не имеет сроков — практически это указывает, что регулятор не знает, сколько будет продолжаться кризис, не смотря на то, что от этого зависит комплект инструментов по противодействию ему

— Другими словами системного подхода, по вашему точке зрения, нет?

— Это объективная действительность. Но не следует забывать, что отечественные регуляторы выстроили денежную совокупность страны, пускай кроме того с некоторыми неточностями, но с нуля. И возможно заявить, что подходы и принципы, которых придерживался Национальный банк в 1990-е и 2000-е годы, были верными для тех лет, но на данный момент они должны изменяться. К тому же неточности, о которых мы говорили, совершены не только в Казахстане, а по большому счету во всем мире, и прежде всего развитыми государствами.

Конечно, что в попытке перенимать лучший опыт мы просто не могли где-то не допустить просчетов. Но кризис нашёл все больные места. До его прихода была вторая экономическая парадигма.Сейчас она поменялась. Соответственно, должны изменяться подходы в деятельности Национального банка.

И все происходящее — это в полной мере объективный процесс, что не должен восприниматься как отсутствие компетенции каких-то личностей.

какое количество НЕОБХОДИМО ДЕНЕГ ЧЕЛОВЕКУ ДЛЯ СЧАСТЬЯ


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: