Спорные расходы на рекламу
Одной из самых проблемных статей затрат для налога на прибыль есть реклама.
Так как кроме двух параметров правомерности учета затрат для целей налогообложения имеется еще один — нормируемость. И именно он порождает столько споров и противоречий.
Редкий плательщик налогов может обойтись без затрат на рекламу. Одновременно с этим при признании для налога на прибыль таких серьёзных для бизнеса затрат существует множество подводных камней.
Норматив затрат на рекламу
Затраты на рекламу предусмотрены в составе других затрат, которые связаны с производством и (либо) реализацией1, и будут считаться с учетом положений Налогового кодекса2.
В этих положениях перечнем (абзацы 2—5) обозначены виды затрат, относящиеся к рекламе. В абзацах 2—4 перечислены виды затрат на рекламу, каковые принимаются для налогообложения без ограничений (ненормируемые затраты на рекламу). Последний, пятый абзац этого пункта устанавливает норматив в размере одного процента от выручки для затрат на рекламу, не предусмотренных в перечне, и для затрат на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов на протяжении проведения массовых рекламных кампаний (нормируемые затраты на рекламу)*.
К нормируемым расходам на рекламу относится, например, бесплатная рассылка (раздача) образцов готовой продукции (товара). Таковой вид рекламы используют издатели изданий, и производители недорогой продукции.
Где реклама начинается и где она заканчивается?
Одна из неприятностей в том, что не всегда четко различима граница между расходами и рекламой на продвижение либо затратами, которые связаны с рекламой, но к ней не относящимися (к примеру обучение сотрудников рекламного отдела). В случае если какие-то затраты на продвижение вычислять рекламой, то они, конечно, не предусмотрены в перечне ненормируемых рекламных затрат и будут признаваться в пределах установленного норматива (1% от выручки).
Соответственно, один из вопросов — четко разграничить, где реклама начинается и где она заканчивается.
Итак, ненормируемая реклама включает:
- затраты на рекламные мероприятия через СМИ (а также объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети3;
- затраты на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов4;
- затраты на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, помещений образцов и демонстрационных комнат, изготовление рекламных каталогов и брошюр, содержащих данные о реализуемых товарах, делаемых работах, оказываемых одолжениях, знаках обслуживания и товарных знаках и (либо) о самой организации, на уценку товаров, всецело либо частично утративших собственные начальные качества при экспонировании5.
Соответственно, каждые иные затраты на рекламу подпадают под определение нормируемых затрат6.
В соответствии с законом«О рекламе»7 реклама — информация, распространенная любым методом, в любой форме и с применением любых средств, направленная неизвестному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование либо поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Другими словами, реклама — это в первую очередь информация о товарах, работах, одолжениях. Причем эта информация направлена неизвестному кругу лиц.
Значение термина «неизвестный круг лиц» разъяснено письмами Федеральной антимонопольной работы8:
«В данной норме под неизвестным кругом лиц понимаются те лица, каковые не смогут быть заблаговременно выяснены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, появляющегося по поводу реализации объекта рекламирования. Таковой показатель рекламной информации, как предназначенность ее для неизвестного круга лиц, свидетельствует отсутствие в рекламе указания о неком лице либо лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Соответственно, распространение таковой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неизвестного круга лиц, а также в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, потому, что заблаговременно нереально выяснить всех лиц, для которых такая информация будет доведена».
На основании вышеуказанного возможно сделать вывод, что к рекламе относятся не все затраты на продвижение товаров (работ, одолжений), а лишь те, каковые связаны с распространением информации о товарах (работах, одолжениях) неизвестному кругу лиц. Исходя из этого подхода и направляться квалифицировать, относятся ли конкретные виды затрат к рекламе либо к иным видам затрат. Так, например, презентация на протяжении проведения переговоров о будущем договоре не подпадает под определение рекламы.
Одновременно с этим ясно, что на практике довольно много пограничных обстановок. Оказать помощь выработать собственную позицию по таким обстановкам может анализ судебной писем и практики осуществляющих контроль органов.
В распоряжении ФАС Столичного округа9 отмечено, что размещение логотипов товаров на форменной одежде сотрудников компании и ношение ими данной одежды на протяжении работы не есть рекламой товара клиента (отсутствует информация об услуге, это индивидуализация товара, а не реклама).
Затраты на приобретение и изготовление призов являются нормируемыми затратами. Одновременно с этим сами действия сотрудников исполнителей, направленные на исполнение функций, которые связаны с передачей в ходе проведения конкурсов (фестивалей, выставок, ярмарок, экспозиций) потребителям продукции бесплатных призов, будут считаться как другие затраты, которые связаны с реализацией и производством, и должны учитываться в целях налогообложения полностью.
Не есть рекламной деятельностью проведение инструктажей для персонала, имеющего контакт с клиентами по вопросу верного представления товаров потребителям, потому, что не соответствует показателям рекламы: инструктажи вычислены на конкретных сотрудников торговой организации — работников исполнителей, т. е. на определенный круг лиц.
В этом случае яркой целью данной деятельности есть не поддержание интереса к его производителю и товару, а передача сотрудникам исполнителей новых навыков, каковые потом должны содействовать действенной реализации товаров заявителя.
по поводу затрат на мерчандайзинг (приоритетную выкладку товаров в магазинах) также появляется вопрос: относятся они к расходам на рекламу либо к расходам на продвижение?
В случае если мерчандайзинг вычислять затратами на рекламу, то такие затраты будут нормироваться. В ФАС Столичного округа10 рассматривался спор по этому вопросу. Судебный орган подчернул, что выкладка товара предполагает размещение в местах продажи самого товара, дополнительных же сведений о товаре либо его производителе в следствии выкладки товара клиент не приобретает.
Какая-либо информация (сведения) содержится лишь на упаковке товара. Сведения, содержащиеся на упаковке, сами по себе рекламой не являются. Такие затраты будут считаться другими затратами11.
В местах приоритетной выкладки, в большинстве случаев, устанавливают рекламные щиты (щиты для размещения наглядных пособий о товаре) и ценники. Судебный орган подчернул, что такие затраты представляют собой услуги по оформлению мест продаж товара рекламными материалами (оформление витрин) и учитываются в целях налогообложения прибыли полностью12.
Какие конкретно затраты на рекламу не нормируются?
Вторая неприятность связана с вопросом о том, какие конкретно как раз затраты включаются в состав ненормируемых.
Ущербность перечня ненормируемых затрат, вышеприведенного, в первую очередь в том, что это перечень. Соответственно, каждые несовпадения затрат плательщика налогов со перечнем влекут риски происхождения споров.
К примеру, к нормируемым расходам относится «изготовление рекламных каталогов и брошюр». А вдруг изготавливается рекламная продукция с иным заглавием (лифлет, буклеты, листовки и т. д.)?
В разрешении для того чтобы рода спорных обстановок смогут оказать помощь разъяснения Министерства финансов России, и судебные ответы по этим вопросам.
Так, согласно точки зрения Министерства финансов России13, листовки и буклеты являются разновидностьюброшюр, содержащих рекламную данные, имеющих от одного до трех сгибов. Такие затраты будут считаться ненормируемой рекламой.
В случае если компания не издает собственный каталог, а платит за услугу по размещению в каталоге, изданном второй организацией, информации о собственной продукции, то нормируются ли такие затраты?
Министерство финансов России такого же мнения придерживается, что это ненормируемые затраты14.
В состав ненормируемой рекламы входят затраты на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов. А вдруг рекламные информационные стенды, табло находятся в строения, заведения (к примеру, в баре рекламируется продукция производителя на информационном табло)? Формально такая реклама не подпадает под перечень ненормируемых затрат и обязана нормироваться.
Так, в ФАС Столичного округа посчитали, что такие затраты являются нормируемыми (размещение в ресторанах и барах по заказу поставщика пива световых зеркал и вывесок, информационных тейбл-тенсов с изображением товаров и с информацией о товарах)15.
Являются ли нормируемой рекламой затраты на проведение презентации-и пресс конференции для прессы?
Не нормируются затраты на мероприятия через СМИ. В этом же случае проводится иное мероприятие, но на котором присутствуют представители средств массовой информации.
В судебном споре по этому вопросу плательщик налогов обосновал собственную правоту, представив доказательства, что по результатам презентации соответствующая информация была размещена в средствах массовой информации16.
Нормируются ли затраты на рекламу на транспорте (в частности в метрополитене)?
закон№ 38 ФЗ разделяет рекламу и17 наружную рекламу на транспорте18. Из этого можно сделать вывод, что формально реклама на транспорте не подпадает под ненормируемую наружную рекламу.
Таковой позиции придерживается и Министерство финансов России19.
Подобная точка зрения была высказана в судебных ответах20.
Вычет НДС по нормируемой рекламе
До сих пор остается спорным вопрос о том, направляться ли вычеты по НДС в отношении нормируемой рекламы создавать в пределах установленного норматива по налогу на прибыль?
Дело в том, что в Налоговом кодексе21 предусмотрено, что если в соответствии с главой 25 Кодекса затраты принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.
Но этим положением регулируются лишь затраты на представительские и командировки затраты (об этом прямо указано в первом абзаце).
В распоряжении Президиума ВАС РФ22 сформулирована позиция, что в разглядываемой статье Налогового кодекса речь заходит лишь о нормировании вычетов сумм налога на добавленную цена, уплаченных по расходам на командировки и представительским расходам. Затраты на рекламу для целей НДС не нормируются.
Одновременно с этим, не обращая внимания на четкую позицию ВАС РФ по этому вопросу, последние письма Министерства финансов говорили о необходимости нормирования вычетов по НДС23.
Учитывая это событие, плательщики налогов, принимающие НДС к вычету по расходам на сверхнормативную рекламу, несут риски происхождения спора (не смотря на то, что по суду данный спор будет побеждён с высокой степенью возможности благодаря позиции, сформулированной ВАС РФ в распоряжении Президиума).
Сноски:
1 подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ
2 п. 4 ст. 264 НК РФ
3 абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ
4 абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ
5 абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ
6 абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ
7 ст. 3 законаот 13.03.2006 № 38-ФЗ (потом — Закон № 38-ФЗ)
8 письма ФАС РФ от 05.04.2007 № АЦ/4624, от 30.10.2006 № АК/18658, от 23.01.2006 № АК/582
9 пост. ФАС МО от 25.04.2012 № А40-79873/11-99-360
10 пост. ФАС МО от 10.06.2011 № КА-А40/4733-11
11 подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
12 абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ
13 письмо Министерства финансов России от 12.10.2012 № 03-03-06/1/544
14 письмо Министерства финансов России от 27.09.2012 № 03-03-06/1/508
15 пост. ФАС МО от 25.04.2012 № А40-79873/11-99-360
16 пост. ФАС МО от 25.06.2010 № КА-А40/6610-10
17 ст. 19 Закона № 38-ФЗ
18 ст. 20 Закона № 38-ФЗ
19 письма Министерства финансов России от 20.04.2006 № 03-03-04/1/361, от 30.12.2005 № 03-03-04/2/148, от 02.11.2005 № 03-03-04/1/334, от 15.07.2005 № 03-03-04/1/75.
20 пост. ФАС СЗО от 06.09.2011 № А44-6339/2009, ФАС ВВО от 13.01.2005 № А43-1729/2004-32-152
21 абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ
22 пост. Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 № 2604/10
23 письма Министерства финансов России от 13.03.2012 № 03-07-11/68, от 17.02.2011 № 03-07-11/35