Стандарт midi и его варианты. часть первая: как всё начиналось
Урок тотальной взаимосовместимости, забранный музыкальной отраслью у компьютерной индустрии, заслуживает, честно говоря, трёхбалльной оценки. Но, так или иначе, интерфейс MIDI — основной итог этого урока, — сделался стандартом, без которого нынешние синтезаторы немыслимы.
Об истории вхождения электроники в музыку мы говорили в цикле статей «электричество и Музыка». MIDI-интерфейс в том месте упоминается, но только вскользь.
Пожалуй, пришло время поведать о том, что это такое, откуда взялось и для чего необходимо.
Семидесятые годы прошлого столетия ознаменовались возникновением полифонических синтезаторов со встроенными запоминающими устройствами. Практически, это были инструменты с миникомпьютерами на борту.
Переоценить значимость этого новшества тяжело: если сравнивать с монофоническими синтезаторами, тембры (звуки) которых настраивались посредством патч-кордов и простой людской памяти, полифонические инструменты со встроенной электронной памятью — это как паровоз против реактивного самолёта.
Первый в мире MIDI-инструмент — Sequential Circuits Prophet 600.
До того музыкантам приходилось устанавливать на сцену целые артиллерийские батареи синтезаторов, кое-какие из которых за всё выступление издавали всего один звук. Дабы настроить всю эту «кухню», требовались многие часы подготовки.
Но, кроме того на данный момент, в то время, когда все новые синтезаторы оснащены MIDI либо совместимым с ним форматом сотрудничества музыкального оборудования, Рик Уэйкман (Rick Wakeman), к примеру, по ветхой памяти возит с собой целый вагон разных инструментов.
Аутентичное звучание ветхих синтезаторов повторить нереально, а имитация такового посредством всяких в том месте компьютеров музыкантов ветхой школы не впечатляет.
Трудиться с синтезаторами, оснащёнными ОЗУ/ПЗУ, было, само собой разумеется, значительно несложнее. Но тут проявилась новая неприятность, не различимая прежде за всеми остальными.
Синтезаторы от разных производителей владели собственными характерными изюминками в том, что касалось качества тембров. Одним производителям лучше получалось имитировать звуки струнных инструментов, вторым — звуки духовых.
А музыкантам необходимы были максимально качественные тембры. Такие исполнители, как Кит Эмерсон (Keith Emerson) и тот же Рик Уэйкман неизменно выстраивали на сцене целые баррикады из различных инструментов, любой из которых был настроен на собственный наилучший тембр. Цель была одна: объединить пара тембров, «наслоить» их.
Производители следили за ситуацией , и начиная с 1979 года инструменты от компаний Oberheim, Rhodes и Roland получили новые разъёмы на задней панели, предназначенные для объединения между собой двух и более синтезаторов. Действительно, лишь в рамках одной марки, а время от времени и одной модели. Иными словами, соединить Oberheim OBX с Sequential Circuits Prophet либо Moog, либо каким-либо творением Roland было нереально.
Конечно, собственную роль тут игралась борьба: до определённого момента производители просто не хотели снабжать совместимость собственных инструментов с разработками соперников, разумеется сохраняя надежду так заполучить себе клиентов, преданных одной марке…
Герби Хэнкок.
Лишь музыканты из другого теста леплены. Их марки интересуют только постольку-поскольку. Один джазист — Герби Хэнкок (Herbie Hancock) спустил целое маленькое состояние на том, дабы модифицировать собственные синтезаторы и научить их осознавать друг друга, независимо от модели и марки.
У Хэнкока обнаружилось много последователей, бомбивших производителей синтезаторов требованиями и просьбами сделать инструменты совместимыми между собой, дабы было несложнее наслаивать и смешивать разные тембры.
Производителям было нужно как-то реагировать, тем более, что на рубеже семидесятых-восьмидесятых полку электронных инструментов всё прибывало и прибывало — синтезаторы, электронные барабаны, секвенсоры и другие устройства потребовали обоюдной совместимости. Вернее, её потребовали музыканты.
И вот тогда-то музыкальной отрасли было нужно учесть опыт компьютерной индустрии с её стандартами.
В первой половине 80-ых годов XX века на выставке Национально ассоциации поставщиков музыкального оборудования (National Association of Music Merchandisers — NAMM), Дэйв Смит, президент известной в то время компании по производству синтезаторов Sequential Circuits, созвал особенное заседание, на котором инженеры соперничающих компаний нормально решали проблему, как обеспечить согласие между существующими электронными сопутствующим оборудованием и музыкальными инструментами.
Тогда и был предложен Универсальный музыкальный интерфейс (Universal Musical Interface). По окончании бессчётных переработок компании Sequential Circuits (США) и Roland (Япония) представили в первой половине 80-ых годов XX века первые модели синтезаторов, оснащённых «цифровым интерфейсом музыкальных инструментов» — Musical Instruments Digital Interface, сокращённо MIDI.
Схема стандартных MIDI-разъёмов.
За ними в тот же час же последовали и остальные игроки рынка.
Как и всё очень способное, MIDI по сути собственной весьма несложен. Его задача — представить исполняемую музыку в виде потока данных. Причём в виде кода представлятся не звук, а комплект определённых черт каждой звучащей ноты.
Каждой клавише на электронной клавиатуре присваивается собственный порядковый номер (к примеру, «до» первой октавы соответствует число 60), номерами же обозначаются тембры и контроллеры (патчи — patches).
Надавленная, звучащая нота есть MIDI-сигналом (либо событием — event), с рядом собственных собственных черт — длительностью, силой нажатия (velocity), и без того потом.
Помимо этого, определяются неспециализированные характеристики более большого уровня, такие как порт (port) — на случай применения нескольких MIDI-устройств в один момент, канал (channel), коих приходится по шестнадцать штук на порт, тембр (patch).
Числами обозначаются и диапазон и определённые контроллеры их действия. К контроллерам относятся неспециализированная громкость канала (volume), педаль (sustain pedal), высота тона (pitch), модуляция (modulation), применение внешних эффектов и без того потом.
Информацию об этих параметрах возможно сохранить в качестве отдельного файла и пересылать на другие инструменты в качестве системно-эксклюзивного сигнала (System Exclusive — SysX), снабжая так их автоматическую настройку. Об этом будет сообщено подробнее.
Объединение модулей и инструментов между собой осуществляется посредством стандартных пятиштырьковых кабелей, подсоединяемых к соответствующим разъёмам. Разъёмы видятся трёх типов: MIDI In, MIDI Out и MIDI Thru.
Первые два наличествуют в обязательном порядке, без них не обойтись, чего нельзя сказать о третьем — MIDI Thru. На нижеприведённой иллюстрации демонстрируется, как осуществляется согласие отдельных модулей и инструментов.
Существует перечень 128 базисных тембров MIDI («патчей» — patches), стандартизированный только постольку-поскольку. В большинстве случаев, фортепианному тембру соответствует 0, тембру струнного оркестра — 48, хору — 53, шумовым эффектам — со 120 по 127, и без того потом (полностью смотрите тут). Но достаточно не так долго осталось ждать стало ясно, что данный перечень чуть ли может удовлетворять потребностям важных музыкантов.
И вот отдельные компании — производители синтезаторов начали создавать собственные форматы. Расширенные.
Продолжение направляться.