Стили ландшафтного дизайна
История садово-паркового мастерства- того, что на данный момент именуют ландшафтным дизайном — уходит в глубь столетий. И с течением времени изменялось его назначение.
В античном мире созданные по определенным правилам парки и сады служили для мечтаний и размышлений, в средневековье — для бесед и молитв, в новое время — с целью проведения праздников и приема гостей, на данный момент — для самых различных публичных или личных потребностей.
Два главных, базисных стиля, оказавших определяющее влияние на развитие современного садово-паркового мастерства, зародились в семнадцатом веке в Италии — это барокко и классицизм.
Итальянское барокко оказало сильное влияние на Францию XVII века, в которой после этого в связи с усилением абсолютизма — королевской власти — расцвел классицизм. Главные атрибуты классицизма — величие и грандиозность, что наглядно видно в садах Тюильри, Сен-Клу и Версале. Широкие пространства, широкие долгие аллеи.
Композиция классицистического парка подчинялась строгой симметрии. Радиально-лучевые аллеи исходили из круглых парковых площадок, что визуально увеличивало количество пространства. Господствовал дворец — к нему и от него ориентировалась вся совокупность планировки.
Дворец должен был возвышаться над парком, дабы его возможно было видеть отовсюду.
Стиль данный зародился в загородных виллах Древнего Рима; во французских парках периода классицизма он был развит.
Итальянское барокко оказало влияние и на английский стиль, воображающий собой переплетение древнего и французского классицизма с голландским барокко. Это в первую очередь пейзажный стиль. Для него свойственны картинность и живописность по принципу пейзажной живописи.
Ландшафтный дизайн в Англии считался добропорядочным мастерством для аристократии. Британская школа садоводства была весьма популярна, садоводы из туманного Альбиона трудились во многих государствах мира, а также в Российской Федерации, в Петербурге. Достаточно отыскать в памяти Таврический парк, сад при Аничковом дворце, Британский парк в Петергофе.
В Туле также был Британский сад. На его месте сейчас — сквер и фонтаны перед драмтеатром.
Главный вклад в развитие ландшафтного дизайна — газон («по газонам не ходить!») и бордюр из однолетних травянистых растений.
На садово-парковое мастерство России оказало влияние и голландское барокко. Барочные мотивы просматриваются в известных, тогда подмосковных, а сейчас столичных усадьбах Коломенское, Кусково, Измайлово. В Петровскую эру голландское влияние еще более усилилось.
Оно проявилось в Стрельне, Царском Селе, Ораниенбауме.
В свое время воображение европейцев поразили глубоким философским смыслом китайские парки. И в европейских парках начали появляться павильоны, горбатые мостики, пейзажи настроений.
В современном ландшафтном дизайне преобладает регулярный, либо формальный, классический стиль, в то время, когда композиция находится в горизонтальной плоскости, «по земле». Господствуют строгие геометрические формы — шар, куб, пирамида, конус. Водоемы — прямоугольные, дорожки — прямые, ровные.
Используется контейнерная посадка растений.
Распространен и пейзажный стиль — свободное, естественное размещение элементов. Симметрия исключается.
Популярен деревенский стиль (кантри). Для него свойственны ограды-плетни, колодцы, чучела на декоративных огородах, имитация сельского пейзажа.
Природный (лесной) стиль значительно чаще используется в пансионатах, санаториях и домах отдыха Средней полосы России.
Представители состоятельной части населения обычно предпочитают тематический стиль, другими словами привязанный к месту.
К примеру, средиземноморский стиль (правильнее, его имитация) предполагает наличие колонновидных растений — конических, пирамидальных. Значительно чаще высаживаются хвойные, вечнозеленые породы деревьев и кустарников. Употребляются гипсовые, терракотовые малые архитектурные формы, и фонтанчики.
Громадное значение придается освещенности участка солнцем.
Пользуется большим спросом скандинавский стиль. Это — или нарочито неотёсанные элементы садовой мебели (обтесанные бревна вместо классических скамей) или плетеная мебель (кресла, столики). В «скандинавском» саду присутствуют камни и причудливые каменные фигурки, декоративные гроты, коряги, деревенский инвентарь.
Все больше симпатий завоевывает китайский (фэн-шуй) стиль, где природа и человек должны пребывать в гармонии между собой. Фундаментальный принцип — большая естественность ландшафта. Каждое растение имеет собственный суть: сосна — знак благородства, слива приносит счастье.
Предпочтительна мебель из бамбука. Необходимы мостики из натуральных материалов, окрашенные в броские цвета, и беседки с изогнутыми крышами.
Японский стиль — это сады камней, воды, времен года, кроме того … мхов. Японские сады вычислены в первую очередь на зрительное восприятие. Дорожки, мостики, светильники — все из природных материалов: бамбука, древесины, камня.
Очень ценятся мхи, лишайники, патина а также ржавчина на металле, потемневшее дерево.
Видится и так называемый смешанный стиль, в то время, когда разные территории участка обустраиваются в различных стилях, к примеру, территория отдыха — в японском, а другое — «дикость» и «заброшенность». Но, предпочитая смешанный стиль, в особенности принципиально важно владеть чувством и вкусом меры.
Так что выбор — богатейший!