Стремление портить воздух. часть первая: кино с запахом
Передача запахов на расстояния, к примеру, через Интернет, либо же просмотр фильма со запахом и звуком — мысль, согласитесь, захватывающая, но вызывающая плохие подозрения. Запах, всё-таки, тонкая, если не сообщить интимная вещь. Кроме того страшная.
В случае если разобраться, то с запахами, Наверное, на высокотехнологическом уровне отмечается определённый застой. Вояки, действительно, трудятся над вонючими бомбами, но это лишь подтверждает особенный статус обоняния среди пять эмоций, что имеется у нас, человеков.
В это же время, запахи — именно недостающая вещь для всё той же виртуальной реальности, движители которой так стремятся к полному погружению. Так и где же?
Фотография — и та уже в каком-то смысле трёхмерная, 3D-телевидение на подходе, звук — чем дальше, тем Dolby, а запахи до сих пор обретаются где-то в баллончиках дезодорантов. Из-за чего?
На снимке одна из основных обстоятельств, по которым кино с запахом не взяло широкого распространения.
Притом, что о яркой передаче, в случае если желаете, телепортации запахов речи, конечно же, быть неимеетвозможности, пути действия на обоняние известны. В большинстве случаев, это картридж, содержащий около сотни синтезированных образцов запахов, каковые активируются внешними импульсами, выстраиваясь в нужную комбинацию.
Помой-му ясно и достаточно легко, но мысль не приобретает распространения. И на вопрос «из-за чего?», ответ, похоже известен.
Во-первых, запахи, как уже говорилось, очень и очень личная штуковина: играться с ними нужно очень осторожно, тогда как у «пользователя» вторжение в данную сферу вызывает и будет приводить к недоверию.
Во-вторых, это уже мы сами домыслили, неприятность в том, что запахи, в отличие от изображений и звуков, не так-то легко сменяют друг друга, в случае если сменяют по большому счету.
А накладка кроме того двух приятных запахов может в итоге сложиться в преотвратную комбинацию. Что тут сделать?
Афиша, завлекающая публику на первый фильм с душком.
В-третьих, неприятность в том, что кроме того указанный процесс с картриджами до тех пор пока ещё достаточно трудоёмкий.
без сомнений, найдётся и в-четвёртых, и в-шестых, но мы попытаемся окинуть мысленным взглядом историю вопроса от, значит, истоков, до наших дней.
В сегодняшней, так сообщить, развлекательной сфере трудятся трое: зрение, слух и, в случае если, скажем, вибрирует кресло либо в том месте мышь, осязание.
Но были и имеется люди, готовые принести запахи в компьютерный, киношный и музыкальный мир.
Дабы в статье хоть как-то и чем-то запахло, приведём пара «обонятельных» определений из собрания Владимира Даля: чуять, слышать носом, обоняньем, чутьем; быть одарену чутьем; вдыхать, впивать запах, воню, дух; слышать, чуть, что пахнет, нюхать… Ни у кого шнобель не чешется?
А начнём не с Интернета и компьютеров, а с кино, которое показалось пораньше.
В действительности, мысль о передаче запахов в тех же кинотеатрах витает в воздухе уже весьма в далеком прошлом: по окончании того, как в кинематограф пришёл звук, о «третьем измерении» вспоминали многие.
Логотип «запаховидения», размещённый в сентябре 1999 года в издании Nickelodeon.
Что характерно, показу любого фильма, сопровождавшемуся запахами, неизменно сопутствовали крики «В первый раз в мире!», «Сенсация!» и без того потом.
Но История преспокойненько отбрасывает нас в 50-е годы ХХ века, в то время, когда швейцарский доктор наук Ханс Лаубе (Hans Laube) сделал вывод, что отыскал метод воспроизведения запахов в кинотеатре.
Собственное изобретение Лаубе нарёк Smell-O-Vision! (наподобие как «запаховидение») и показал его в первой половине 60-ых годов двадцатого века на протяжении показа фильма «Scent of Mystery» (возможно перевести как «Загадочный запах», «Запах тайны», а возможно как-нибудь ещё).
Как трудилось Smell-O-Vision, додуматься нетрудно: кинотеатр был пара переоборудован, маленькие пластмассовые трубки шли под сиденья зрителей и передавали запахи из «мозга» («smell brain»), где точно сидел намерено обученный дядечка и жал в необходимые моменты на рычаги.
Ханс Лаубе совершил в массмедиа массированную рекламную кампанию, на протяжении которой значимость «запаховидения» для мирового кинематографа была выражена выделено нескромно.
Вот, что писала газета The Jazz Singer: «First They Moved (1895)! Then They Talked (1927)! Now They Smell!» (В 1895-м кино начало двигаться, в 1927-м заговорило, сейчас оно пахнет!)
Одна из карточек с десятью запахами, каковые раздавал зрителям Джон Уотерс.
Как это в большинстве случаев не редкость, восхищение поделили не все. Корреспондент New York Times Босли Кроутер (Bosley Crowther), к примеру, назвал новацию ахинеей.
А издание Time написал следующее: «Вероятнее, зрители согласятся, что запахом, понравившимся им больше всего, был тот, до которого они добрались на протяжении перерыва — это свежий воздушное пространство».
Зрители, неизменно зажимавшие на протяжении сеанса носы, дали согласие с Time, и Smell-O-Vision заглохло всерьёз и на долгое время, пока о нём не отыскали в памяти в 1980-е.
Известный своими шоковыми выходками режиссёр Джон Уотерс внезапно отыскал в памяти о Smell-O-Vision. Гражданам России он, возможно, известен по фильму «Мамочка маньяк-убийца» («Serial Mom»), что много раз показывали по телевидению.
Итак, в первой половине 80-ых годов XX века Уотерс на премьере собственной картины «Полиэфир» («Polyester») раздал зрителям карточки называющиеся «Odorama».
На этих карточках было 10 образцов запахов, «открыть» каковые возможно было, расцарапав выделенный кружочек, как на некоторых лотерейных билетах.
Устройство «Sniffman» работы Стефана Рёйтца.
Зрители были чётко проинструктированы, в то время, когда и какой номер запаха необходимо производить. Пришедшие, привычные с коварными выходками Уотерса, с некоторым недоверием выполнили задание. К счастью, самым неприятным запахом был запах нечистых носков.
В полной мере быть может, опыты с «запаховидением» проводились по кинотеатрам и в последующее за премьерой Уотерса десятилетие, но нам доподлинно известно только об опыте, устроенном в Германии в мае 2001 года.
Тогда-то в Мюнхене и прошла, как бы это, всенемецкая премьера фильма «Один сутки диеты» («One Day Diet»). На протяжении этого действа инженер Стефан Рёйтц (Stefan Ruetz) показал собственное изобретение под наименование «Sniffman».
Это 127-граммовая коробочка размером с аудиоплеер вешается на шею зрителя и источает. Образцы запахов в «Sniffman» активируются радиосигналом, а любой запах каким-то образом продолжается 20-40 секунд.
Кадр из фильма «One Day Diet». Возможно питать зависть к зрителям либо нет?
В фильме рассказывается о человеке, что принимает участие в соревновании по поеданию 50 тортов с шоколадным кремом, так что зрителям были предложены запахи, по большей части, кондитерского характера.
Однако, вдохновлённый тогдашним успехом Стефан Рёйтц поделился собственными наглыми творческими замыслами с английской Mirror: «Представьте себе применение моей технологии при просмотре, скажем, „Парка Юрского периода“. Фикалии динозавра вправду разрешили бы развернуться. Я держу пари, они пахли бы трясиной и тропическим лесом».
Были у Рёйца задумки поромантичнее: «В то время, когда в амурной сцене храбрец наклоняется, дабы поцеловать героиню, вы сможете унюхать духи, которыми она пользуется». «Запах дамы», не так ли?
В данной сцене из «Парка Юрского периода», должно быть, запахнет жареным.
Так, 2000 год стал собственного рода пределом для внедрения в кино третьего пахучего измерения. В данной статье мы, само собой очевидно, поведали не обо всех опытах с запахами — имеется как минимум одна-две компании, каковые мечтают запахами в кинотеатрах, конечно в Интернете и компьютерных играх. Но об этом — в следующий раз.
Продолжение последует в обязательном порядке.