Типичные ошибки при составлении бизнес плана
Больше всего клиентов бизнес-замыслов интересует цена разработки. Не считая цены многих тревожит прекрасный результат, а дабы его взять, принципиально важно избавиться от некоторых заблуждений, сопровождающих заказ услуги бизнес-планирования.
Нам лишь прибыль посчитать
Время от времени клиент уверен в том, что бизнес-замысел у него уже имеется и осталось сделать самую малость: уложить числа в таблицы так, дабы восхищённый инвестор тут же начал отсчитывать деньги. При ближайшем рассмотрении узнается: максимум «что уже имеется» – это описание бизнес-идеи, а чтобы денежный замысел был убедительным, необходимо ещё серьёзно поработать. Давайте, в первую очередь, разберёмся, откуда берутся цифры, талантливые впечатлить инвестора.
Любой бизнес-замысел включает в себя 3 блока – маркетинговый, организационный и денежный. И начнём мы с последнего, поскольку практически во всех случаях именно там будут сосредоточены эти, интересующие заказчиков и инвесторов бизнес-замысла.
Денежный блок обязательно содержит:
- Бюджет расходов и доходов (БДР), иллюстрирующий доходность проекта,
- Бюджет перемещения денежных средств (БДДС), что рассчитывается для определения размера инвестиций, сроков их возврата и использования,
- Расчёт денежных показателей, отражающих устойчивость и прибыльность проекта.
В БДР и БДДС сводятся совместно замыслы по расходам и доходам, а два блока бизнес-замысла возможно практически разглядывать, как подготовку данных для третьего, денежного. В маркетинговом блоке подготавливаются данные для прибыльной части денежного замысла, в организационном – для расходной. Вот в случае если все эти цифры у вас имеется, тогда всё готово для денежного планирования.
Лишь не требуется допускать другого заблуждения и вычислять, что…
Единственным результатом бизнес-замысла есть денежный замысел
Непременно, прогноз денежных показателей интересует инвестора прежде всего. Но, в большинстве случаев, прекрасные цифры требуется обосновать и в этом деле будут нужны и грамотный анализ рынка, и убедительная программа продвижения, и продуманный замысел развития продукта. Ну а , если бизнес-замысел разрабатывается и для «внутреннего потребления», организационный замысел должен быть проработан так детально, дабы стать настоящим управлением к действию.
Время от времени уверены в том, что инвестор по большому счету просматривает лишь резюме бизнес-замысла, базу которого составляют денежные показатели. В случае если ваш инвестор таковой легкомысленный, имеете возможность забрать данные для денежного планирования «с потолка». В другом случае бизнес-замысел нужно будет начать с проработки маркетинговой части, в этот самый момент мы предостережём от другого распространённого заблуждения:
Замысел – это всё, маркетинг – ничто
Стараниями некоторых маркетологов у части отечественного бизнеса сложилось жёсткое предубеждение против этого ремесла. В следствии, кроме того осознавая необходимость обоснования прибыльной части, кое-какие клиенты стараются вычеркнуть из состава работ анализ рынка и проработку тактики маркетинга. Проиллюстрируем на несложном примере, для чего необходимы эти разделы и из-за чего запрещено без них обойтись.
Предположим, что под впечатлением от мирового чемпионата по футболу вы решили организовать продажу южноафриканских направляться болельщикам русского чемпионата. Чтобы оценить денежные возможности этого проекта и посчитать требуемые инвестиции, необходимо, как минимум:
- Выяснить количество энтузиастов этого инструмента и физическую силу его соперников, другими словами ёмкость и динамику рынка. Лишь на основании этих разрешённых можно построить убедительный замысел продаж.
- Распознать соперников, их не сильный и сильные стороны, создать стратегию борьбы. Говорят, что первые тысячи вувузел уже нашли собственных хозяев, и никто без боя собственное место под солнцем отдавать не планирует.
- Проанализировать вероятных поставщиков, оценить их товар, оплаты и условия поставки, дополнительные услуги, прочие характеристики и надёжность.
- Создать тактику деятельности на рынке: ценообразование, продвижения и способы продаж, возможности развития.
Не обращая внимания на то, что рынок жаждет ваш товар, без проработки этих пунктов цифры замысла продаж будут смотреться убедительно лишь в том случае, если вы получите монополию на ввоз вувузел в Российской Федерации, а их производство в Российской Федерации будет законодательно не разрещаеться. В остальных, более возможных обстановках, нужно будет заняться маркетинговым обоснованием замысла продаж и всего организационного блока. Во многих случаях маркетинговый блок, включающий маркетинговое исследование – это самая трудоёмкая часть бизнес-замысла.
Возвратимся к денежной части и разоблачим ещё несколько заблуждений.
Анализ рисков придумали трусы
Не обращая внимания на то, что анализ рисков входит в структуру бизнес-замысла по всем стандартам, клиент довольно часто не оценивает ни значения этого пункта, ни трудоёмкости. Что же входит в состав работ по данной части бизнес замысла?
В первую очередь, разработчик обязан распознать все возможные риски, другими словами вероятные события, которые могут привести к значительному ухудшению показателей проекта. После этого по каждому риску разрабатываются меры, направленные на его предотвращение либо компенсацию его негативного влияния. В завершении производится количественная оценка последствий негативного развития событий и расчёт денежных показателей при условии для того чтобы сценария.
Так, в следствии работы над этим пунктом бизнес-замысла клиент приобретает ответы на 2 вопроса:
- Какие конкретно риски самый страшны для жизнеспособности проекта?
- Что делать, дабы не допустить самые опасные риски и их негативные последствия?
Ну а сейчас решайте сами, необходимы вам эти ответы либо нет, правильнее готовы ли вы заплатить за них. Цена расчёта денежных последствий рисков будет частично зависеть от того, в какой программе выполнен денежный замысел проекта. В случае если это событие застало клиента бизнес-замысла неожиданно, значит, он был в плену другого распространённого заблуждения:
Excel и финплан – близнецы-братья
Так уж сложилось, что как правило русский клиент рассчитывает взять денежную часть бизнес-замысла в виде таблиц Excel. Таковой формат самый демократичен, поскольку Excel установлен фактически на всех компьютерах, а разобраться в привычных таблицах может любой, владеющий минимальными знаниями данной программы. Будем кроме этого вычислять, что разработчики бизнес-замыслов пользуются проверенными форматами расчёта и бюджетов денежных коэффициентов, исходя из этого речи об неточности в данной части неимеетвозможности идти.
Что же касается данных для денежного планирования, их расчёт в Excel – это неизменно творческая задача, ответ которой угрожает вероятными неточностями и не всегда прозрачно для клиента.
Исходя из этого при сложной денежной структуры проекта я бы советовал, по крайней мере, проанализировать целесообразность разработки экономики бизнес-замысла в одной из имеющихся на рынке программ бизнес-моделирования, не забыв, само собой разумеется, о необходимости снабдить всех участников процесса лицензионными копиями выбранной программы.
Особенно эргономичны специальные программы, в то время, когда предполагается моделирование разных сценариев развития событий, к примеру, для анализа рисков. В некоторых случаях гибкости Excel может оказаться не хватает, не смотря на то, что справедливости для напомним, что гибкость программ бизнес-моделирования также не нескончаема. И в завершение ещё об одном заблуждении, распространённом среди клиентов бизнес-замыслов:
Нет ли у вас бизнес-замысла недороже?
Обычный, «честный» бизнес-замысел делается под конкретный проект с учётом многих личных событий. В случае если не известно почему вам подойдёт готовый бизнес-замысел, то лучший инструмент для ответа вашей задачи – поисковый сервер. С его помощью вы легко отыщете в сети текст с похожими словами либо предприимчивых собирателей бизнес-замыслов, каковые за несколько сотен рублей подберут вам что-то похожее.
Само собой разумеется, таковой бизнес-замысел не следует предъявлять инвестору и уж тем более, он не может быть управлением к действию. В случае если же готовая болванка вам не подходит, рекомендую обратиться к экспертам. Надеюсь, эта статья окажет помощь готовиться к переговорам.
© Кручинецкий Сергей, Питер-Консалт