Тула от регулярного плана 1779 года до наших дней. спецпроект
Спецпроект издания Professional «Тула архитектурная» — о том, как изменялась Тула, как смотрелась два века назад, чем руководствовались в различное время при застройке областного центра и чем сейчас занимательны архитектурные объекты города.
Проект создан при помощи и участии экспертов Тульского областного спикеров и художественного музея научной конференции «Тула ушедшего века», в рамках которой специалисты обсудили архитектурный вид сегодняшнего дней и города прошлого. Благодаря авторам докладов, и одноименному проекту — «Тула ушедшего века», — возможно выяснить, как изменялся вид города в последние столетия.
Тула от регулярного замысла 1779 года до Генплана 2016 года
Создатель: Куликов Владимир Васильевич
Заслуженный архитектор России, кандидат архитектуры, член Академии архитектурного наследия, академик Русском академии строительных наук и архитектуры, доктор наук ТулГУ
Тула в конце 19 — начале 20 вв. За полвека с момента начала реализации замысла 1779 г. силуэт города и застройка улиц обогатились многими монументальными культовыми сооружениями (Сретенская, Вознесенская, Покровская, Богородицерождественская, Дмитриевская, Боголюбская, Спасокладбищенская, Староникитская, Всехсвятская церкви), строениями публичного назначения (присутственные места, духовное училище, семинария), усадьбами и домами (Ивана Ливенцева, Баташова, Лялина, Гольтякова).
Преображается архитектурный вид. Ведутся и благоустроительные работы по улицам. Появляются сады неспециализированного пользования: первый публичный сад был разбит у кремлевских стен (1838 г.), а после этого у «присутственных мест».
Большие фирмы неспешно захватывают большую часть в центре Тулы по берегу Упы, создавая «индустриальный барьер», оттеснивший от реки практически все Левобережье.
Город начинает испытывать потребность в очистке воздуха, в озеленении. По инициативе санитарного доктора П.П. Белоусова на большой территории бывших свалок мусора в 1893 г. разбивается парк — сейчас гордость туляков, носящий имя его создателя.
Просматривайте кроме этого:
Центр Экстремальных Видов Спорта. Проект «ПСК Потенциал»
Большое влияние на планировочную структуру города оказало строительство железных дорог: Московско-Курской (1864-1868 гг.) и Сызрано-Вяземской (1870-1874 гг.), вблизи Столичного (бывш. Курского) вокзала скоро появился большой промышленно-складской район, а ЖД узел недалеко от Ряжского вокзала значительно осложнил связь между Заречьем и Чулковом.
Последним большим планировочным мероприятием дореволюционного времени была ликвидация в 1903 г. так именуемого Демидовского, либо Заводского пруда, отделявшего Заречье от Чулкова: часть осушенной территории была использована для разбивки нескольких новых улиц в восточной части Заречья, а напоминание о бывшей плотине осталось в заглавии одной из улиц.
Изменяется архитектура жилых домов, в особенности древесных. В случае если раньше они строились по большей части по «образцовым» проектам, то сейчас по личным, на вкус клиента. Дома купцов, имущих обывателей отделывались затейливой древесной резьбой.
Резьба и раньше не была редка в декоративном оформлении древесной застройки, составлявшей более 90% всех строений Тулы дореволюционного времени, но в случае если раньше она была рельефной, объемной и практически в любое время личной (по почерку мастера), то начиная со второй половины XIX в. широкое распространение приобретает пропильная резьба, делаемая в большем количестве с применением механических приспособлений. Однако и в том и втором видах резьбы в базе постоянно лежали мотивы художественных приёмов и народного орнамента, использовавшихся тульскими мастерами художественной обработки металла.
В начале XX в. в центре города строятся снова и подвергаются реконструкции десятки каменных строений, украсивших Тулу. Достаточно красивая застройка, утопающая в зелени садов, впечатляющая многообразием архитектурных стилей и форм, с множеством вертикалей — колоколен, башенок и башен кремля, теремков, мезонинов, шпилей и всевозможных шпилеобразных завершений и выступавших над крышами строений элементов, украшенных ажуром художественного металла и придававших силуэту застройки города праздничность и остроту, информировали отдельным архитектурным ансамблям величавость и законченность.
1903 г. Дом на ул. Ленина, 22 (в те годы — ул. Петропавловская, усадьба купцов Добрыниных)
Источник фото: Тула ушедшего века
Бессчётные крыльца под затейливыми козырьками и зонты у подъездов жилых домов и публичных сооружений, балконы, ограды и парапеты набережных, усадеб и скверов, водостоки и ажурные дымники, шпицы над кровлями и короны над слуховыми окнами, карнизы и резные наличники, придававшие броскую зрелищность окружающей человека среде, — таким был внешний вид Тулы финиша XIX — начала XX столетия.
Продолжение просматривайте в лонгриде «Тула архитектурная»