Всероссийская чрезвычайная эмиссия
Банк России решил выдавать кредиты под залог ценных бумаг всех фирм, каковые правительство признает стратегически серьёзными. На практике это, вероятнее, свидетельствует принятие замысла спасения экономики за счет включения печатного пресса.// Павел Чувиляев, Петр Рушайло.Издание «Деньги» .№ 6(711) от 16.02.2009.
Неспециализированный карман
Как официально сказал несколько дней назад Национальный банк, 9 февраля 2009 года правлением Банка России принято решение о включении в ломбардный перечень Банка облигаций и России акций, выпущенных эмитентами, входящими в список системных организаций, утвержденный комиссиейпо увеличению устойчивости развития русском экономики, включенных в котировальный перечень по крайней мере одной фондовой биржи. Так, держатели этих бумаг машинально взяли право обращаться в ЦБ за кредитами под залог данных активов.
С позиций немедленной практической отдачи это решение чуть ли окажет значительное влияние на рынок: большая часть бумаг компаний из Списка системных организаций, утвержденных комиссиейпо увеличению устойчивости развития русском экономики (данный перечень из 295 фирм еще именуют белым перечнем правительства либо для краткости перечнем Путина), и без того находились в ломбардном перечне ЦБ.
Другое дело — последствия долговременные. Включив в ломбардный перечень скопом всех представителей белого братства, ЦБ признал, что именно от аккуратной власти сейчас будет зависеть, каких эмитентов нужно считать надежными. Так, в формулировке ответа о расширении ломбардного перечня ЦБ не предъявляет к счастливчикам, попавшим в новый перечень, никаких требований кроме наличия стратегического статуса. Наряду с этим Банк России намерено выделяет, что будет принимать в залог их бумаги независимо от наличия у указанных эмитентов интернационального рейтинга. Иными словами, ЦБ будет принимать в залог не самые качественные бумаги (кредитные рейтинги именно и призваны оценивать платежеспособность заемщика), а те, на каковые укажет правительство.
Предстоящее представить себе не тяжело. Сейчас любое из фирм, попавших в перечень стратегических, может не искать деньги на открытом рынке, а, скажем, совершить эмиссию облигаций, которую полностью выкупит какой-либо коммерческий банк (вероятнее, также из перечня стратегических). По окончании чего бумаги будут срочно заложены в ЦБ, и банк-посредник вернёт собственную ликвидность. И, кстати, сможет опять повторить эту операцию. Теоретически — до бесконечности.
Практически введение данной схемы свидетельствует, что в Российской Федерации появляется национальная промполитика, финансируемая за счет финансовой эмиссии. Вправду, как раз государство, а не рынок выделяет приоритетные отрасли развития; и как раз Национальный банк, другими словами эмиссионный орган, берет на себя в конечном счете финансирование этих программ. Само собой разумеется, формально Национальный банк напрямую экономику не кредитует, но наличие в таковой схеме банка-посредника с принципиальной точки зрения чуть ли что-то меняет.
Из-за чего такое финансирование уместно назвать эмиссионным, также ясно: принимая в собственный портфель в качестве залога акции, ЦБ выдает вместо живые деньги. Другими словами выпуск долговых инструментов фирм сопровождается не борьбой между ними за ограниченные средства инвесторов, а несложным запуском печатного пресса.
Лицемерная экономика
Само собой разумеется, при реализации аналогичных схем появляется значительный риск для национальной денежной совокупности. Риски того, что эмитент не расплатится по своим облигациям, ложатся на Национальный банк, а держатели облигаций, как мы знаем, при банкротства эмитента оказываются в очереди кредиторов одними из последних. Но государство, если судить по событиям прошедшей семь дней, осознаёт начало и эту опасность предпринимать последовательность действий, дабы поставить целый процесс под собственный полный контроль.
Предполагается, к примеру, что в Российской Федерации будет введен новый университет — собрание облигационеров. Термин 10 февраля ввела Федслужба по денежным рынкам (ФСФР), опубликовав соответствующий закон. В нем предлагается объединить держателей облигаций эмитента под управлением уполномоченного лица — представителя собрания.
В соответствии с закону, представитель возьмёт право приобретать от эмитента все данные, находиться без права голоса на собраниях руководящих органов эмитента, включая совет директоров. А при дефолта как раз представитель облигационеров будет вести с эмитентом переговоры о реструктуризации долга и обращаться в суд с заявлением о банкротстве эмитента. На данный момент закон прошел согласования в соответствующих министерствах и внесен в правительство. Специалисты уверены в том, что он будет принят.
Помимо этого, 11 февраля правительство России согласовало проект указания Банка России О порядке назначения уполномоченных представителей Банка России, осуществления ими прекращения и деятельности осуществления ими собственной деятельности, одобренный 19 января правлением ЦБ.
Это указывает, что Национальный банк официально взял право назначать уполномоченных представителей в кредитные организации, взявшие средства господдержки. Норма распространяется на случаи получения банками от ВЭБа и ЦБ кредитов, а также субординированных, и на банки, в отношении которых ЦБ и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) осуществляли санацию, другими словами меры по предупреждению банкротства. Помимо этого, комиссары ЦБ будут назначаться в банки, в которых на депозитах размещаются средства бюджета страны.
Полномочия комиссаров ЦБ — как и у любых комиссаров: с одной стороны широки, с другой — неизвестны. К примеру, комиссары смогут принимать участие без права голоса в совещаниях органов управления кредитной организации, и органов кредитной организации, принимающих ответы по вопросам кредитования, управления пассивами и активами. И, помимо этого, вправе приобретать от кредитной организации данные о размере вознаграждения, выплачиваемого данной организацией единоличному и коллегиальному аккуратным органам. Как говорится, царёво око.
По всей видимости, эти уполномоченные будут смотреть за тем, дабы банки своевременно выкупали указанные страной эмиссии корпоративных облигаций. А вдруг банки внезапно не захотят, возможно отыскать в памяти про то, что государственная помощь гарантирована далеко не всем банкам, желающим ее взять.
Так, в случае если обрисованные эмиссионные схемы получат на постоянной базе, то в Российской Федерации смогут появиться две экономики. Одна — с государственной поддержкой и неограниченным эмиссионным финансированием. И вторая — барахтающаяся в стихии свободного рынка и выживающая как может. Что ж, разделение страны в кризисное время на опричнину и земщину — часть особенного русского пути.
Остается только сохранять надежду на то, что аппетиты опричнины не окажутся запредельными и другой части населения не нужно будет столкнуться с резким ростом поборов на ее содержание. А в том, что рост поборов произойдёт, хотя бы в виде повышения из-за финансовой эмиссии инфляционного налога, в этом сомневаться фактически не приходится.
// ПРЯМАЯ РЕЧЬЭмиссионное финансирование экономики началось? Михаил Галкин, начотдела анализа рынка облигаций МДМ-банка: — Мы не думаем, что радикальное расширение ломбардного перечня ЦБ транслируется в необеспеченную либо неконтролируемую эмиссию со стороны русского Центрального банка. Во-первых, регулятор установил критерии, которым соответствуют не все бумаги: это эмиссия и наличие листинга от имени эмитента из правительственного перечня, а не от имени компаний особого назначения (SPV). По крайней мере, таково отечественное прочтение ответа ЦБ. Во-вторых, Национальный банк еще не одобрил поправочные коэффициенты либо дисконты. Как показывает опыт, в ломбардном перечне имеется последовательность выпусков облигаций, по которым поправочный коэффициент равен нулю, другими словами де-факто привлечь рефинансирование запрещено. В-третьих, ЦБ может ограничивать и практически уже ограничивает количества ликвидности, предоставляемой банкам в рамках рефинансирования. К примеру, уже показались ограничения на аукционах прямого репо. Наконец, рефинансируя под определенные активы, ЦБ все-таки не занимается кредитованием экономики напрямую, а поддерживает финансовую систему, другими словами не выходит за рамки собственного хорошего полномочия. Сергей Елагин, директор казначейства Евразийского банка развития (ЕАБР): — В 2009 году Российская Федерация возьмёт и важный недостаток, и невозможность его финансирования за счет притока долгового капитала. Исходя из этого у страны останется, по сути, один выход — эмиссионное финансирование. Само собой разумеется, это технически самый несложный и стремительный метод, разрешающий весьма оперативно накачать экономику деньгами, запустив печатный пресс. Но он владеет значительным недочётом: давление, создаваемое дополнительной финансовой массой, может существенно подстегнуть инфляцию. Последние ответы ЦБ можно считать одним из элементов подготовки к запуску эмиссионных механизмов. Иначе, потому, что обстановка на данный момент далеко не ординарная, я не пологаю, что это приведет к каким-либо катастрофическим последствиям в экономике. Да и неизменно из всех зол нужно выбирать меньшее. Но, само собой разумеется, к этому стоит заблаговременно как возможно тщательнее готовиться, прежде всего с позиций обеспечения проходимости денежных каналов для попадания денег к конечному бенефициару и контроля за всей цепочкой денежных посредников. Тем более что количество денег, уже вкачанных страной в денежную совокупность, так велик, что оставлять его без присмотра никак запрещено. Дмитрий Харлампиев, ведущий аналитик отдела экономического анализа ОАО Банк Петрокоммерц: — Принимаемые регулятором меры в сфере монетарного регулирования никак нельзя назвать эмиссионным финансированием экономики. В осеннюю пору 2008 года рублевый эмиссионный механизм претерпел значительную изменение. На прошлом этапе, в течении практически десятилетия, эмиссия рублей осуществлялась в основном за счет приобретений зарубежной валюты регулятором на внутреннем рынке. Но в то время, когда чистый приток капитала частного сектора сменился оттоком, а внешнеторговая конъюнктура начала ухудшаться, валютный канал эмиссии был блокирован. В следствии Банк России упрочился в качестве кредитора последней инстанции и кредитный канал рублевой эмиссии (средства в совокупности появляются за счет кредитования регулятором) стал главным и первичным. Конечно, подобные трансформации настойчиво попросили внедрения новых инструментов рефинансирования, главными среди которых на данный момент возможно назвать операции прямого репо с ЦБ, и аукционы по размещению беззалоговых кредитов. Последние ответы ЦБ РФ (увеличение ставок по отдельным операциям рефинансирования, расширение ломбардного перечня, ограничение предложения на баззалоговых аукционах) говорят о том, что регулятор на данный момент придерживается стратегии монетарной жесткости, подводя банки к необходимости завлекать средства под обеспечение активами и по более высоким ставкам. В качестве формальных целей возможно выделить ограничение активности монетарных факторов инфляции и обеспечение стабильности обменного курса рубля. Илларион Луконин, развития управления и руководитель стратегии ИФД Капиталъ: — В рамках национальных и полугосударственных компаний — да, это начало эмиссионного финансирования. Возможно заявить, что это эмиссионное финансирование не для всех. По причине того, что формально увеличить ломбардный перечень до перечня Путина — это одно, а реально начать выдавать деньги под залог бумаг из расширенного перечня — совсем второе. Вовсе не факт, что первое совпадет со вторым. Не смотря на то, что организации и люди, которым возможно все, сейчас в русском экономике показались. К примеру, в декабре 2008 — январе 2009 года все 2,5 трлн руб. резервов ЦБ реально выходили на валютный рынок. Причем никто из участников рынка точно не знает, кто же их в том направлении гонял. И это, увидим, в то время, в то время, когда коммерческие банки находились по стойке смирно и выслушивали в собственный адрес обвинения в игре против рубля. Однако для экономики в целом ответа ЦБ вряд ли приведут к эмиссионной накачке. Дело кроме того не в том, что формальных ограничений для эмиссионного финансирования как словно бы нет. Легко ЦБ очевидно опасается инфляции. В экономику уже влито достаточно национальных денег, еще мало бесконтрольных вливаний — и вероятен запуск инфляционных механизмов, каковые кроме того Нацбанку будет тяжело остановить. |