20 Событий и 10 новостей 2010 года
Отечественный обзор-прогноз оказался довольно-таки космическим. А что сделать, в случае если в новом году столько всего будет летать: не только солнечные самолёты и частные ракеты, но и парусники, машины, роботы, частицы, Интернет. Очень многое, само собой разумеется, будет ехать.
Катамараны планируют плыть. Кое-что собирается продаваться, надуваться, светить и просто стоять на месте. Всё, о чём мы поведаем, так или иначе должно пойти людям на пользу.
Другое и упоминать ни к чему. Праздник же!
В наступающем году нас ожидает последний полёт американских крылатых челноков – серьёзное событие для всемирный космонавтики. Что бы ни говорили критики, но программа шаттлов (Space Shuttle program) сыграла огромную роль в освоении космоса. В ней были и ужасные страницы, и экспедиции, оказавшие неоценимую помощь науке.
Прощальный старт Discovery закроет целую эру, начавшуюся, страшно поразмыслить, аж 12 апреля 1981 года с первым запуском челнока Columbia.
В сентябре 2010-го шаттл Discovery обязан отправиться в рейс STS-133 к МКС. В грузовом отсеке челнока будут размещены платформа снабжения ELC4 и итальянский грузовой модуль MPLM Leonardo.
В прошлые полёты MPLM стыковались со станцией лишь на время нахождения шаттла, а для последнего рейса Leonardo должны трансформировать в постоянный модуль (Permanent Logistics Module), что останется в составе станции с уходом челнока. Затем МКС предстоит не так много шагов для завершения долгостроя на орбите (о вторых мы говорили).
Сентябрьский вояж Discovery окажется 134-м в истории американских челноков и 36-м их рейсом к МКС. На снимках: Discovery и Leonardo в различных полётах (фотографии NASA).
На 2010 год намечен первый старт в космос ракеты-носителя Falcon 9 и космического корабля Dragon от SpaceX. Маленькая американская компания, этим летом самостоятельно поднявшая на орбиту малайзийский спутник, обязана сделать очередной ход к завоеванию космоса частным сектором.
Вверху: сборка первых экземпляров «Дракона» идёт полным ходом. В центре: уникальный лидар DragonEye (обведён красным), что обязан оказать помощь «Дракону» машинально подойти к стыковочному порту МКС, уже испытан в деле – он был установлен на шаттле Endeavour на протяжении его полёта на станцию в июле 2009-го (правее продемонстрирован захват им цели на МКС).
Внизу: основатель SpaceX Элон Маск (Elon Musk) и Falcon 9 на мысе Канаверал (фотографии SpaceX).
Dragon (о его разработке мы говорили) способен быть как грузовиком (в данной роли он и будет выступать сначала), так и пилотируемым аппаратом. Он призван частично заполнить «вакуум», которая создастся по окончании ухода шаттлов, о чём у SpaceX уже имеется договорённость с NASA. На протяжении одного из последующих полётов (они, быть может, также состоятся в 2010-м) Dragon планируется состыковать с МКС.
А в июне обязана приземлиться капсула с космического аппарата Hayabusa. Тогда учёные наконец смогут совершенно верно узнать — сумел ли многострадальный зонд, испытавший в 2005 году на протяжении собственной работы далеко от отечественной планеты массу технических неприятностей, забрать образцы грунта с астероида Итокава.
В случае если у японской космической миссии не произойдёт новых нештатных обстановок, это будут первые в мире кусочки породы с астероида, привезённые на Землю. Нужно ли растолковывать, какую научную сокровище они воображают?
Вверху: Ричард Брэнсон (Richard Branson), основатель Virgin Galactic, планомерно движется к цели, заявленной ещё в 2004-м: исполнению первых в мире туристических суборбитальных рейсов за границу воздуха.Внизу: сравнительно не так давно представленный космический челнок SpaceShipTwo (он подвешен меж двух фюзеляжей самолёта-носителя WhiteKnightTwo) обязан совершить собственные первые испытательные полёты в 2010 году (фотографии Virgin Galactic).
Не смотря на то, что рейсы SpaceShipTwo с коммерческими пассажирами на борту намечены только на 2011-й, как раз старты в следующем году должны продемонстрировать действительность сумасшедшего предприятия. В первый раз по окончании появления космического туризма как такового (мы имеем в виду платные визиты на МКС) он будет относительно дешёвым: $200 тысяч за двухчасовой суборбитальный прыжок против $20-30 миллионов за пара дней нахождения на орбите. (Подробнее об этих автомобилях и о профиле полёта возможно определить тут и вот тут.)
На конец года намечен старт солнечного парусника LightSail-1. Разрабатываемый в Планетарном обществе (Planetary Society) аппарат будет первым космическим «фрегатом», что доказал бы на практике работоспособность для того чтобы способа передвижения.
LightSail-1 призван прервать полосу откровенных частичного успеха и провалов последовательности прошлых похожих миссий, соответственно – открыть дорогу к построению лёгких и стремительных исследовательских зондов, талантливых за умеренные сроки достигать самых отдалённых уголков Нашей системы (иллюстрация с сайта inhabitat.com).
Поднебесная продолжит развитие собственной пилотируемой космической программы. Прошлый полёт корабля «Шэньчжоу-7» (Shenzhou 7) в 2008-м принёс Китаю первый выход в открытый космос. В новом году, как и в «ветхом», пилотируемых запусков не будет, но, нельзя исключать, он окажется куда более увлекательным и ответственным для китайского космического агентства CNSA.
По данным China Daily, во второй половине 2010 года на орбиту обязана выйти первая китайская космическая станция «Тяньгун-1» (Tiangong 1), что свидетельствует «Небесный дворец» (либо храм). Её главный модуль (по весу и размеру примерно сравнимый с судами «Шэньчжоу») будет оборудован стыковочными узлами для приёма в будущем дополнительных модулей, и пилотируемых судов Shenzhou и «грузовиков».
«Небесный дворец 1», макет которого продемонстрирован на этом снимке, стартует в космос без экипажа, а первые стыковки с ним суда Shenzhou выполнят уже в 2011 году. Сперва – в беспилотном автоматическом рейсе, а позднее – и с визитом временного экипажа. Предполагается, что первая космическая станция Китая проработает на орбите два года.
Позднее за ней последуют станции Tiangong 2 и 3 (кадр CCTV.com).
В конце 2010 года клиенты самолёта Boeing 787 Dreamliner начнут приобретать серийные «Дримлайнеры». Так откроется новая глава в гражданской авиации.
В первый раз взлетевший всего несколько недель назад аппарат поднял на новую высоту комфорт, бесшумность, экологическую чистоту и, самое серьёзное, экономичность магистральных самолётов. Изготовленный в значительной степени из углеволоконных композитов, в первый раз для самолётов для того чтобы класса, новейший продукт «Боинга» поставил в положение догоняющих компании-соперники (ясно, прежде всего собственного давешнего соперника из Европы).
22 декабря в небо встал (и, как видно на фото, удачно сел) второй «Дримлайнер». Он раскрашен в цвета All Nippon Airways – эта компания первой возьмёт 787-е в собственное распоряжение (фото Kevin Scott, Jetwash Images/airliners.net).
На лето намечен первый в мире бестопливный полёт человека в режиме «сутки – ночь – сутки». Достижение собирается записать на собственный счёт самолёт Solar Impulse HB-SIA, в первый раз вставший в атмосферу в декабре 2009-го.
Самолёты на солнечной энергии являются большой редкостью, но творение швейцарской команды попросту уникально: это первый пилотируемый аппарат на фотоэлектрических батареях, талантливый оставаться в небе и ночью. Доказать это и призван 36-часовой рейс.
Амбициозный проект швейцарцев затеян не только для рекорда: команда Бертрана Пиккара (Bertrand Piccard) собирается своим примером продемонстрировать путь развития техники на ближайшее будущее, в котором механизмы и разнообразные машины должны всё меньше и меньше надеяться на ископаемое горючее.
11 628 солнечных ячеек, расположившихся на оперении и гигантских крыльях HB-SIA, днём должны давать хватает энергии не только для самого полёта, но и для накопления её про запас – на последующую ночь (фотографии Solar Impulse).
На 25 февраля запланирована официальная презентация франко-швейцарского катамарана PlanetSolar – самого большого в мире судна, движимого силой солнечного света. Об этом проекте мы подробно говорили.
Напомним, вся верхняя часть 60-тонного аппарата будет покрыта солнечными панелями — это ни большое количество ни мало, а около 500 квадратных метров. В 2010 году PlanetSolar предстоят опробования и, возможно, серия демонстраций его возможностей. А уже на 2011-й намечена рекордная кругосветка — первый в мире вояж около земного шара на судне, трудящемся только от солнечного света.
Сейчас данный необычный аппарат полным ходом строится на верфи в германском Киле (фотографии PlanetSolar).
В 2010 году мир, возможно, заметит старт экспедиции Дэвида де Ротшильда (David de Rothschild), давшего обещание переплыть часть Тихого океана на своём «мусорном» катамаране Plastiki.
Как мы знаем, команда Ротшильда выстроила судно из выкинутых на помойку пластиковых бутылок и другого пластика. Миссия призвана обратить внимание обитателей планеты на губительное воздействие и скопления на природу как раз этого синтетического материала в мировом океане.
10 декабря недалеко от Сан-Франциско Plastiki спускали на воду. Но на время рождественских каникул судно снова вернули на сушу.
Судьба экспедиции пока не известна (фото drexplore /twitpic.com).
Крейг Вентер (Craig Venter), узнаваемый отечественным читателям сборкой ДНК бактерии, что именуется, с нуля и трансплантацией генома между видами а также надцарствами, в далеком прошлом обещает порадовать мир «синтетической формой судьбы».
В новом году Вентер со товарищи должны представить частично синтетический организм, аналогов которого в природе не существует (частично, поскольку рукотворной будет лишь ДНК, но не все остальные составляющие клетки). Несложный организм будет владеть минимальным комплектом генов, нужных для размножения и питания. Учёные обещают сделать его незаразным и неспособным выжить вне лабораторных условий.
Чуть позднее микробу попытаются «навязать» какие-то нужные человечеству функции, но случится ли это в 2010 году, ещё не светло.
Имя синтетическому микробу 63-летний биолог Вентер уже придумал: Mycoplasma laboratorium. Наименование рода перенято у Mycoplasma genitalium (на снимке), ДНК которой забрана за базу генома для «синтетической судьбы» (фото SPL).
В течение последних трех месяцев 2010 года будет представлен отчёт о завершении опробований цифрового пластыря Sensium. Создатели собираются сравнить показатели собственного детища и более громоздких дорогих устройств. Sensium разрешит докторам всегда контролировать здоровье собственных больных.
Новый довольно недорогой, лёгкий и маломощный датчик, снабжённый беспроводной связью, призван смотреть за состоянием человека и в реальном времени передавать данные врачам на мобильный телефон либо компьютер.
Sensium считывает такие показатели, как температура тела, дыхания и частота пульса. Для лучшего понимания неспециализированной картины смогут быть добавлены и другие параметры (иллюстрация Toumaz Technology).
Продолжая медицинскую тему, напомним, что в новом году медицинские и исследовательские учреждения всей земли смогут заполучить в собственные руки первый биологический 3D-принтер, печатающий человеческие ткани не хуже фотографий. Действительно, выпуск устройства до тех пор пока будет только мелкосерийным, так что желающим купить новинку, вероятнее, нужно будет постоять в очереди (о цене до сих пор ни слова).
Кроме этого ожидается окончание опробований необыкновенной напыляемой кожи ReCell, о которой мы говорили недавно. Вряд ли новинка покажется в поликлиниках и на полках аптек в 2010 году, но по крайней мере станет светло, стоит ли сохранять надежду на «яркое будущее» (фото ReCell).
Конкурс самых экономичных машин Progressive Automotive X PRIZE выходит на финишную прямую. В случае если в начале 2009-го число зарегистрированных участников составило 111, то сейчас их перечень сокращён до 39. Остальные не прошли заочную квалификацию ещё до выхода на дорогу — разумеется, большая часть подвели требования подготовки серийного производства, соответствия автомобилей всем стандартам безопасности и ряд других ограничений.
Но, готовность кроме того попавших в финальный список команд — совсем различная. У кого-то уже выстроен автомобиль, у кого-то кроме того сайт не работает, а в заявке — одни рендеры и макеты.
Точки над i возможно будет начать расставлять в апреле-мае, в то время, когда пройдут первые соревнования в ходе конкурса. Второй раунд заездов с выбыванием самых «не сильный» претендентов намечен на июнь, а в июле обязана пройти финальная гонка, в которой и определится победитель — стремительный, экономичный, эргономичный, экологически чистый. Будет ли это электромобиль, бензоэлектрический гибрид, машина на водороде либо спирте, быть может, дизельная малолитражка — заметим.
Среди фаворитов состязания – всецело электрический энэлообразный Aptera 2e из америки. Его расход электричества столь мелок, что при пересчёте на бензин (по энергетическому содержанию) эквивалентен пробегу 300 миль на галлоне – намного лучше квалификационных 100 миль на галлон (2,35 литра на 100 км), без успехи которых за $10-миллионный Automotive X PRIZE не следует и сражаться.
И так как соперники также подбираются очень увлекательные, в чём возможно убедиться, взглянув следующий ролик (фотографии Aptera).
Ford Explorer 2010 года первым среди серийных машин возьмёт надувные ремни безопасности. Мысль таковой защиты несколько год «гуляла» в умах инженеров из многих компаний и неоднократно воплощалась в концептах. Но как раз Ford первой взялась поставить данную новацию на конвейер.
Швейцарская компания ReVolt порадует мир новой разновидностью аккумулятора для бытовой техники. Первая вправду перезаряжаемая воздушно-цинковая батарея сперва обязана показаться в слуховых аппаратах, а позже и в сотовых телефонах.
Выход данной технологии на рынок – ответственное событие, поскольку новые аккумуляторная батареи превосходят литиевые по удельной ёмкости, а стоить должны меньше (иллюстрации ReVolt).
Вдохновлённый пустынным цветком самый большой небоскрёб и по большому счету – сооружение планеты, Burj Dubai отпразднует официальное открытие 4 января, в ознаменование четырёхлетия правления эмира Дубая, его высочества шейха Мохаммеда бин Рашид аль-Мактума (Mohammed bin Rashid Al Maktoum), премьера ОАЭ.
Согласно информации из официальных источников, высота башни составила «больше 800 метров», по неофициальной — 818 м. В любом случае это строение уже побило все виды рекордов для высотных сооружений: и по безотносительной высоте, и по числу обитаемых этажей (более 160, но правильное количество ещё не названо), и по высоте размещения последнего этажа, и по длине постоянных лифтовых шахт (главные лифты поднимаются вверх на 504 метра), и по высоте дешёвой публике смотровой площадки (она размещена на 124 этаже), и по высоте, на которую закачивали жидкий бетон на протяжении строительства (605 м).
Создатели башни утверждают, что её видно невооружённым глазом за 95 километров. Вблизи же комплекс смешанного, к слову, типа (в нём разместились конторы, апартаменты, шикарный отель, магазины и рестораны) обязан создавать неизгладимое чувство (фото Burj Dubai/Emaar Properties).
без сомнений, в будущем году себя покажет и Большой адронный коллайдер (LHC), приступивший к работе недавно. Физики планируют с его помощью показать миру убедительные доказательства существования неуловимого бозона Хиггса и слабо взаимодействующих массивных частиц (WIMPs), представителей той самой чёрной материи.
Сейчас массивный агрегат остановлен на рождественские каникулы. Но в январе его запустят снова, удостоверятся в надежности и усилят все совокупности безопасности, дабы иметь возможность поднять энергию пучков до 3,5 ТэВ, и лишь позже разгонят и столкнут протоны. Тогда-то, быть может, и будут детектированы те самые необыкновенные частицы.
Чуть позднее физики переключатся с протонов на ионы свинца и продолжат опыты с ними.
Напомним, что доказательства существования бозона Хиггса так необходимы физикам чтобы подтвердить либо, напротив, опровергнуть Стандартную модель. Но для подтверждения выводов нужно обработать эти по тысячам столкновений, исходя из этого шансы официально найти «частицу Всевышнего» в 2010 году, конечно же, не 100%.
30 ноября 2009 года БАК стал самым высокоэнергетическим ускорителем частиц на планете, преодолев планку в 1,18 ТэВ, а чуть позднее коллайдер «дошёл» и до 2,36 ТэВ (на любой пучок). На фото один из самых больших детекторов LHC – ATLAS (фото с сайта celestialmatters.org).
Имеется чувство, словно бы американская компания Moller International кормит публику «завтраками» не первое столетие – её обещания начать продажи и серийное производство летающих тарелок и автомобилей мы слушали бесчисленное количество раз. В 2010 году тащить резину компании никак запрещено, и налицо показатели того, что диковинные аппараты «сбудутся». Так, тарелки приобрели новое имя – Neuera – разумеется, с намёком на новую эру в аэронавтике.
И Пол Моллер говорит, что 40 экземпляров семейства M200 отыщут в новом году собственных хозяев: отступать некуда, сбор начальных взносов в далеком прошлом идёт.
Как видим, корпуса уже в цеху. Компания кроме этого объявила, что в 2010-м начнётся производство модификаций не на продажу: обращение о предположениях M200G, M200 Firefly 3 и M200E (фото и иллюстрация Moller International).
Самый знаменитый летающий автомобиль Моллера — Skycar — в «ветхом» году заполучил тёзку. Летающий багги с таким заглавием, пересёкший Гибралтарский пролив на протяжении неповторимой экспедиции (Skycar Expedition 2009), вот-вот покажется на прилавках.
Вверху: Skycar, каким его заметят первые клиенты, готовые выложить около $350 тысяч. Внизу: летающий спорткар нового поколения, что, по словам разработчиков, «может стать дешёвым с 2010 года» (фото и иллюстрация Skycar Expedition).
Без устали над уникальными летательными аппаратами трудится и израильская компания Urban Aeronautics. Действительно, её детище, аэромобиль X-Hawk, к встрече с клиентами совсем не готово, не смотря на то, что миниатюрная модель летала ещё в 2008-м. Но целый 2009 год был заметен прогресс в работе над беспилотником Mule.
Прошлыми весной и летом прототип «Мула» прошёл массу успешных наземных тестов и отметился на авиасалоне Ле Бурже. В 2010 году имеется все основания ожидать лётных опробований (фото Urban Aeronautics).
На красочную дату 101010 (10 октября 2010 года) так же, как и прежде запланирован первый поединок человекоподобных роботов в космосе (ROBO-ONE in the Space), но состоится ли он – громадный вопрос к организаторам-японцам. Последние неразборчивые известия они сообщили в марте: мол, удачно совершён какой-то конкурс, роботы, спутники, космический мусор, моделирование, премии и награды – толком ничего не ясно. Но обязательств устроители с себя не снимают.
Вверху: андроид Taizo в новом году будет мотивировать пожилых японцев на занятия гимнастикой. Робота-тренера предполагается сдавать в кратковременную аренду.
Внизу: уже в начале 2010-го американская компания GeckoSystems грозится «первой в мире» начать продажи личных мобильных роботов-компаньонов CareBot по цене $10-15 тысяч за штуку (фото GeckoSystems и с сайта robot.watch.impress.co.jp).
Мало ясности и с Первыми Интернациональными Олимпийскими Играми человекоподобных роботов, каковые должны состояться в июне 2010 года в китайском городе Харбин. Дело не только в недочёте информации при таком размахе, но и в том, что мероприятие в Поднебесной неизбежно столкнётся с твёрдой борьбой. Тогда же, в июне, будет разыгран очередной «кубок мира» среди роботов – соревнование RoboCup 2010 состоится в Сингапуре.
А ведь ещё будут апрельские RoboGames в Калифорнии и другие конкурсы.
До середины 2010 года «в народ» выйдет самый лёгкий и складной электрический скутер YikeBike, что, по словам создателей, предзнаменует новый класс велосипедов. Что ж, сохраняем надежду определить вывод первых 100 счастливчиков и разобраться, что в том месте к чему практически за четыре тысячи евро (фото YikeBike Limited).
До конца нового года случатся два события, которые связаны с необыкновенными колёсами для велосипедов. Во-первых, в мире покажется Gyrowheel, которое благодаря гироскопу облегчает и активизирует обучение езде на велике. Во-вторых, в производство запустят Колесо-Копенгаген – оно делает электрическим гибридом любой велосипед.
Во второй половине 2010 года американская компания Vu1 обещает выложить на прилавки магазинов принципиально новый тип бытовой лампы — ESL (electron stimulated luminescence).
По эффективности она не есть рекордной среди всех существующих видов светильников, но однако потребляет на 65-70% меньше энергии, чем равная по яркости лампа накаливания. Но она имеет другие преимущества: если сравнивать с самыми передовыми лампами на базе светодиодов новинка заметно дешевле — цену на ESL обещают установить приблизительно сопоставимую со ценой компактных флуоресцентных светильников, но в отличие от заключительных ESL полностью экологически безвредны — не содержат ртути. И к тому же ESL дают тёплый спектр излучения, близкий к таковому у ламп накаливания.
В декабре 2009 года Vu1 сделала ответственный шаг на встречу к организации массового выпуска собственного изобретения — представила публике всецело функциональную ESL-лампу стандарта R-30 (с рефлектором), которую возможно вворачивать в простой патрон.
Первое поколение оптического интерфейса Light Peak от Intel поступит в продажу. В противовес разработкам и исследованиям, направленным на увеличение темпа передачи данных между узлами Интернета, в этом случае эксперты озадачились сверхскоростной пересылкой информации между компьютером устройствами: и соседними фотокамерой, к примеру, либо PC и мобильным цифровым видеоплеером.
Для многих приложений новые возможности техники окажутся совсем не лишними: в первых моделях чипов Light Peak разработчики обещают обеспечить скорость в 10 гигабит в секунду, в последующих — до 100 Гб/с. Для сравнения: по кабелю USB 2.0 возможно передавать максимум 480 Мбит/с, да да и то – чисто теоретически (фото Stephen Shankland/CNET).
Тяжёлая головоломка в мире — английский лабиринт Revomaze — «назовёт» имя самого упорного взломщика.
Сейчас тысячи людей на западе увлечённо вскрывают друг за другом цилиндрики из первой серии: Blue, Green и Bronze уже решены многими, но Silver, судя по данным компании-производителя Ashton Pitt, пока не покорился никому. А ведь ещё не начаты продажи самой сложной модификации — Gold.
Но имеется шанс, что в новом году мы не только заметим золотую версию на прилавках, но и что отчаянные любители творения Криса Питта (Chris Pitt) раскроют и её. Тогда изобретатель назначит дату проведения двух очных состязаний на скоростное ответ Revomaze, каковые пройдут в Соединенных Штатах и Британии. В том месте и должны выявиться самые сообразительные и ловкие разборщики загадочного цилиндрика по обе стороны океана.
Головоломка Revomaze попала в первую десятку (среди 100 пунктов) в перечне самых желанных подарков Wish List 2009 по версии издания Wired (фотографии puzzlecollecting.com, Jane Douglas).
Как видите, в отечественных анонсах мы сделали главный акцент на технику, что неудивительно – события в данной области более предсказуемы. Но не меньше насыщенным 2010-й обещает быть и в плане научных открытий.
И пускай угадать их нереально, мы не сомневаемся, что палеонтологи откопают какого-нибудь необычного динозавра, антропологи раскроют новые звенья в запутанной цепочке превращения «мартышки в человека», охотники за планетами отыщут у других звёзд ещё пара любопытных миров, и среди них в полной мере может оказаться весьма похожий на Землю, ну а генетики раскроют новые тайны человеческого кода судьбы и обучатся бороться с какой-нибудь страшной заболеванием. Мы уверены, что ежедневно наступающего года принесёт нам что-то неизведанное и занимательное.
С Новыm годоm!