Александр василевский о том, что такое фокус
Иллюзионное мастерство — один из видов деятельности человека. По большей части развлекательного характера, и исходя из этого оно обширно представлено на эстраде, в цирке, в варьете, реже в силу собственной специфичности — в кино и на ТВ. По большей части — это выступления артистов в виде концертных номеров, больших иллюзионов и аттракционов-автоматов, иллюзионных пьес, шоу.
Иллюзионное мастерство завлекает зрителей собственной фантастичностью происходящего на сцене. Зритель, присутствуя на протяжении трюка, сам может убедиться в том, что на сцене происходит немыслимое, неосуществимое воздействие.
Показывая и замечая фокусы, люди развлекаются. Но не только. Один человек создал фокус, другие удивляются ему, пробуют разобраться в фокусе, осознать его и добраться до истины.
В итоге, осознав, что такое фокус, добравшись до его сути, человек определит ещё чуть-чуть о самом себе.
Изучая фокусы, мы в конечном счете, изучаем самого человека, самих себя. Развитие иллюзионного мастерства нереально без изучения главной его составляющей — иллюзионного трюка. Лишь зная, что такое трюк, возможно двигаться вперед, создавая новые фокусы. Схематично Иллюзионное мастерство возможно представить так:
Лауреат Интернационального конкурса иллюзионистов Карловы Вары-1968 Александр Николаевич Василевский, создатель статьи.
Иллюзионы — широкомасштабные трюки, в которых употребляются большая аппаратура, люди, животные.
Иллюзионы-автоматы — трюки с громадной аппаратурой, трудящиеся сами, без участия человека. (Громадный водопроводный кран, висящий в воздухе, из которого в бочку без финиша льётся вода, шахматный автомат «Турок» Кемпелена и тому подобное).
Манипуляция — трюки с предметами, соотносимыми по размерам с ладонью человека. Ручная работа.
Микромагия — трюки с небольшими предметами за столом в клубах, салонах.
Вентрология — жанр иллюзионного мастерства, умение артиста говорить за себя и партнёра, куклу, собаку.
Изменение — мгновенное переодевание.
Мнемотехника — жанр иллюзионного мастерства, «передача мысли» на расстояние. Участвуют два партнёра. Один партнёр, шифруя в произносимых фразах данные, передаёт её второму партнёру.
Для зрителей эти фразы предстают, как простой, ничего не значащий разговор.
Психотерапевтические испытания, Ментальные трюки — жанр иллюзионного мастерства, где артист демонстрирует собственные способности в стремительном счёте, экстрасенсорике, предвидении и тому подобном, применяя неспециализированные приёмы иллюзионного мастерства.
Факирские трюки — прокалывание тела кинжалами и ножами, проглатывание шпаги, хождение босиком по горячим углям и тому подобное.
Научные новинки — применение кино, ультразвука, микроволн, магнитов и тому аналогичного.
Что такое фокус?
Базой Иллюзионного мастерства есть иллюзионный трюк — фокус. Что заложено в этом понятии? Что происходит, в то время, когда один человек в манеже либо на эстраде показывает фокусы, а тысячи людей сидящих в зрительном зале лишь разводят руками?
Дабы ответить на данный вопрос посмотрим в справочную литературу, полистаем энциклопедии, книги. Начнём с отечественного метра Э. Т. Кио.
Э. Т. Кио. Иллюзион «Превращение девушки во льва».
«Что в большинстве случаев отвечали на расспросы зрителей ветхие фокусники? Это — чудеса белой и тёмной волшебстве, тайна, открытая мне прадедом-факиром, индийское волшебство, ловкость рук и никакого мошенства, обман зрения и тому подобное», — находим мы у Кио, в его книге «фокусники и Фокусы»,
Сообщено, скорее, для того, что бы выделить таинственность происходящего, скрыть и ничего не сообщить по существу.
В Уставе Интернациональной Ассоциации волшебников записано: «Умение показывать фокусы отнюдь не детская забава. Это, в первую очередь, мастерство для взрослых, мастерство утонченное и захватывающее настоящих ценителей, мастерство, оттачивающее ум и дающее удовольствие».
Красиво сообщено, но также не раскрывает сути. Посмотрим в словари, энциклопедии. И в этих солидных изданиях мы не находим ответа. «Искусный трюк, ловкая шутка основанные на ловкости и проворстве рук, обмане зрения», — не проясняют вопроса.
Трюк «Размножение шариков».
И, наконец. Иллюзионизм, вид циркового и эстрадного мастерства. Основывается на применении особых аппаратов — коробок с двойным дном, оптических устройств и других, и на манипуляции, другими словами — ловкости рук (в первую очередь, кистей и пальцев). Артист-иллюзионист получает исчезновения и появления предметов, людей, «прекрасных превращений».
В Иллюзионизме активно применяются явления, выстроенные по большей части на обмане зрения. (Ю. А. Дмитриев, БСЭ).
Выясняется, «вид циркового и эстрадного мастерства» основывается на применении особых аппаратов и тому подобном. По аналогии, балетное мастерство тогда основывается не на танце, а на пачках и пуантах? И ещё: «активно применяются явления, выстроенные по большей части на обмане зрения».
Дадим слово Я. И. Перельману.
Он пишет: Мы довольно часто говорим об «обмане зрения», «обмане слуха», но выражения эти неправильны. Обманов Эмоций нет. Философ Кант метко сообщил по этому поводу: «Эмоции не обманывают нас — не вследствие того что они неизменно верно делают выводы, а вследствие того что вовсе не делают выводы».
Что же тогда обманывает нас при так называемых «обманах» эмоций? Очевидно, то, что в этом случае Делает выводы, другими словами — отечественный личный мозг. Вправду, большинство обманов зрения зависит только оттого, что мы не только видим, но и бессознательно Рассуждаем, причём нечайно вводим себя в заблуждение.
Это — обманы Суждения, а не эмоций.
Ещё два тысячелетия назад старый поэт Лукреций писал: «Отечественные глаза познавать не могут природу предметов. А потому не навязывай им заблуждений рассудка».
Иероним Босх (Hieronymus Bosch), «Фокусник» (изображение с сайта keptar.demasz.hu).
Я. И. Перельман: весьма занимательное замечание я отыскал у ветшайшего русского конферансье А. Г. Алексеева в его книге «Важное и забавное». Году в двенадцатом-тринадцатом в Киеве показался какой-то человек с русским и иностранной фамилией произношением. Афиша его гласила:
«Строго научный сеанс обморока! Отгадыватель чужих мыслей! Непостижимо! Научные доктора наук в загадочности».
Я взглянул его два раза и подметил приём, (выделено мною А. В.) благодаря которому он, задавая вопрос, информировал партнёру слова, необходимые для ответа, и составил собственный код. Уже через пара дней мы с Милотиной выступали у себя в театре с «ненаучными и непсихологическими сеансами».
А. Г. Алексеев подметил приём!
Как и в любом виде деятельности человека, в иллюзионном мастерстве имеется собственные приёмы. Они основаны на психологии, методах мышления зрителя, его физиологических изюминках. Имеется приёмы технические.
Действия фокусника, в действительности, не являются чего-то неординарного, сверхъестественного. Они несложны, естественны и логичны, но зрителю они представляются немыслимыми вследствие того что фокусник применил приём, в следствии чего зритель сам сделал ошибочный вывод и поверил в него.
В известном фокусе с картами из перетасованной колоды зрителю предлагают забрать любую карту и продемонстрировать её остальным зрителям. Зритель сам выбирает карту, показывает её всем и по просьбе фокусника кладёт карту в левый карман пиджака фокусника. Фокусник тут же добывает эту карту из правого кармана собственного пиджака!
В этом фокусе зрители видели, как один из них сам выбрал карту. Все это видели, и в этом уверен сам зритель, выбиравший карту. В действительности фокусник так разрешил выбрать карту, что у зрителя не было возможности забрать другую карту.
Тут фокусник имел возможность применять колоду, складывающуюся из однообразных карт либо применить какой-либо манипуляционный метод форсировки карты. В любом случае у зрителя не было выбора, когда забрать такую же карту, как ту, что фокусник заблаговременно положил в собственный правый карман.
Фокусник применил приём «Форсировка», применяя колоду для форсирования (форсировочную). Зритель рассуждает приблизительно так: Как имела возможность карта попасть из левого кармана в правый карман фокусника? Ну, допустим, карта лежала в том месте заблаговременно.
Но как тогда фокусник имел возможность определить, какую я выберу карту? Зритель уверен, что забрал карту сам. В этом и содержится приём «Форсировка».
Выполнить трюк ему помог реквизит – форсировочная колода карт.
Учитывая движение рассуждения зрителя, его направляют по заблаговременно предопределённому пути. В этом и состоит приём иллюзиониста. Исполняются приёмы посредством приспособлений. Время от времени несложных, а время от времени — достаточно хитроумных, сложных.
Чем несложнее приспособления, которыми осуществляется приём, тем легче, красивее проведение фокуса, и тем больший эффект фокус создаёт на зрителя.
С чем трудится иллюзионист? С шариками, платками, коробками? Нет, он «трудится» с человеком, со зрителями.
Коробки, трости, цилиндры — это лишь вспомогательный реквизит, как инструмент у каменщика.
Не всё, что летает — самолёт. Так и в фокусах. Не всё, что неясно — в обязательном порядке фокус.
Фокус в обязательном порядке должен иметь в себе приём. На нём основывается фокус.
Так, что же такое Фокус
Чтобы выяснить, как обычные по сути собственной действия фокусника становятся трюком, разглядим узнаваемый иллюзионный трюк «Распиливание». Существует большое количество вариантов выполнения этого трюка. Заберём один из них.
В манеж выкатывают прямоугольный ящик на ножках. Открывают верхнюю крышку, и в коробку ложится помощница. Она пропускает руки, ноги и голову в отверстия коробки наружу.
Крышку закрывают и двуручной пилой распиливают ящик на две половины.
По всей видимости, усложнённая версия фокуса «Распиливание» (иллюстрация с сайта allampkin.com).
Половины разводят в стороны, но помощница вольно двигает ногами и руками, радуется. Половинки коробки соединяют совместно, открывают крышку и живая, невредимая помощница выходит из коробки.
Так видят зрители эффект этого фокуса.
В действительности всё происходит пара в противном случае. В то время, когда помощница ложится в коробку, она выдвигает в отверстия вместо собственных ног — муляж, бутафорские ноги, и сама ложится в коробку, складываясь, подтянув колени к подбородку, что даёт возможность распилить ящик пополам.
В этом трюке употребляется приём — Подмена. Вместо ног помощницы видны бутафорские ноги, муляж. Подменив настоящие ноги помощницы, зрителя убеждают в том, что женщина занимает целый ящик, и в случае если его распилили, возможно, распилили и девушку.
Но женщина жива и здорова! Зритель удивлён, восхищён, он в удивлении. Трюк оказался.
Так приём Подмена произвёл эффект фокуса.
В случае если все те же действия в трюке «Распиливание» произвести без зрителей в безлюдном зале, трюка не будет, не смотря на то, что все действия проделаны от начала до конца. Чтобы оказался трюк, в обязательном порядке нужен зритель, пристально наблюдающий на происходящее воздействие. Фокус происходит не на сцене либо в манеже, а в сознании зрителя, в его восприятии происходящего действия.
Без чего не может быть фокуса? Прежде всего — без зрителя.
Мастерство танца, пение существует без зрителя. Возможно танцевать и петь для себя, приобретая наряду с этим эстетическое наслаждение. А вот показывать фокусы самому себе запрещено.
Фокуснику в обязательном порядке нужен зритель. Причём внимательный и трезвый.
Да, фокус, как и все другие виды искусств, существует для зрителя, но Иллюзионное мастерство отличается от всех других видов тем, что не существует без зрителя, без его яркого присутствия. Фокусу сродни театр, мастерство актёра, принимаемое зрителем в момент действия.
ФОКУС — иллюзионный трюк. Независимое, законченное, сюжетное воздействие, реально происходящее в присутствии зрителя. Создаёт на зрителя необыкновенный, фантастический, противоречащий здравому смыслу эффект.
Данный эффект достигается применением иллюзионного приёма, в котором употребляются психофизиологические изюминки человека. В следствии действия приёма реально происходящее воздействие представляется зрителю иллюзорным, другими словами — в искажённом виде и оценивается им как неосуществимое, необъяснимое (моё определение — А.В.).
В фокусе мы различаем:
- Эффект — внешняя сторона фокуса — то, что видит зритель, чувство от него.
- Способ – проведение, выполнение фокуса. Описание действий фокусника. В способе неявно присутствует применяемый приём.
- Приём – метод с целью достижения иллюзионного результата в фокусе. Посредством приёма настоящие действия иллюзиониста становятся для зрителя неординарными, иллюзорными, преобразовываются в иллюзионный эффект.
Иллюзионные темы
Разглядим три фокуса. Три результата:
- Шар из правой руки передаётся в левую руку и зажимается в кулаке. Правая рука добывает из кармана платок и проводит им по кулаку левой руки. Кулак раскрывается. Ладонь безлюдна. Шар провалился сквозь землю!
- Игральная карта в правой руке. Левой рукой выполняют по карте, и раскрываются обе ладони. Карта провалилась сквозь землю!
- Громадную древесную трость заворачивают в бумагу и разрывают бумагу на небольшие части. Трость провалилась сквозь землю!
Три различных трюка, три различных результата. Они совсем не похожи, но объединяет их одно: неспециализированная тема — Исчезновение.
Эффекты классифицируются по темам:
1. Исчезновение. 2. Появление. 3. Перемещение. 4. Проницание. 5. Невесомость, Левитация. 6. Полёт нелетающих объектов. 7. Невредимость тела. 8. Превращение, Изменение.
9. Восстановление 10. Развязывание узлов, Освобождение. 11. Спиритизм, Вызывание духов. 12. Не сгораемость. 13.
Распиливание. 14. Обезглавливание (отсечение головы Иоанна). 15. Человек-невидимка и без того потом.
Литература:
- Э. Т. Кио, фокусники и Фокусы, изд. «Мастерство», 1958 г., стр. 17.
- Издание Техника Молодежи, 11, 1969 г.
- Ю. А. Дмитриев, БСЭ, т. 10, изд. 3, 1972 г.
- Я. И. Перельман, Занимательная физика, кн. 2., стр. 236.
- А. Г. Алексеев, Важное и забавное. 1972 г., стр.28.
- А. Н. Василевский. Энциклопедия карточных фокусов. 1996 г.
Связаться с Александром Николаевичем Василевским, Заслуженным артистом России, возможно по адресу Vasilevsky37@mail.ru.