Александр василевский о волшебниках хх века
Фокусы — это один из самых древнейших видов искусства. Упоминание о них мы находим в библейских сказаниях, древних манускриптах, папирусах. Фокусами удивляли и в доисторические времена, и в средние века, и в наши дни.
Не стал исключением и ХХ век.
В прошлом столетии у нас были великолепные артисты иллюзионного жанра. Они ни в чём не уступали зарубежным коллегам, а порой и превосходили их в актёрском мастерстве, манере подачи, выдумке. Настоящие волшебники.
Сегодня мы расскажем о тех, чьи выступления не были сняты в кино и могли быть утеряны навсегда. Я выступал с ними в концертах, они выступали в моей программе «От фокуса к фокусу», и я по памяти записал их выступления, их трюки, которые по праву войдут в историю Иллюзионного искусства. Но сначала несколько слов о тех временах.
В Советском Союзе Иллюзионное искусство, как и вся эстрада и цирк, жило в специфических советских условиях. Полная закрытость общества. Никакого общения с зарубежными коллегами. Отсутствие литературы.
Материалы и инструмент для изготовления реквизита нельзя было купить легальным путем. Деньги к тому же не значили ничего.
Лист фанеры можно было только «достать» на авиационном заводе. Ножовочное полотно, сверло или надфиль купить было невозможно. В магазинах инструмент практически не продавался.
Иллюзионная аппаратура — это штучные изделия. Надо было проявлять чудеса изобретательности, чтобы изготовить какую-нибудь коробочку. В домашних, кустарных условиях делали реквизит энтузиасты-одиночки.
Государственная поддержка, как и во всём, была только на словах. На самом деле её не было вообще. Вот характерный пример.
Игорь Эмильевич Кио как-то обратился в Главк Союзгосцирка с тем, что бы ему выделили деньги на изготовление новой аппаратуры.
Чиновник в Главке ответил, что просмотрел бухгалтерские отчёты за полгода, и везде аттракцион Кио приносил доходы. Поэтому сейчас нет необходимости что-либо менять, и деньги выделены не будут.
Для того, чтобы выступать на советской эстраде во фраке, Дику Иосифовичу Читашвили приходилось обивать пороги советских чиновников, чтоб выпросить разрешение на это, объясняя им, что фрак- это такой же костюм, но в нём легче спрятать иллюзионный реквизит.
Вот в таких условиях существовал и всё-таки развивался иллюзионный жанр.
Слово в иллюзионном жанре
Многие годы, в советский период, иллюзионный жанр был лишён самого сильного средства воздействия на зрителя — слова. Это было вызвано тем, что:
Во-первых, взяв под контроль весь механизм пропаганды, государство ревностно следило за каждым словом, произносимым на радио, в газетах, на эстраде.
Вот пример. После того, как у фокусника появлялась ваза с рыбками, он говорил: — Фокус не в том, как появилась ваза с водой, а где я достал рыбу! Безобидная реприза во времена постоянного дефицита продуктов становилась социально опасной и была запрещена заведующим литературной частью эстрады.
Во-вторых, артисты сами косвенно способствовали этому. Прекрасный иллюзионист Дик Читашвили говорил по-русски с сильным акцентом и поэтому выступал молча. Он делал это великолепно и сразу нашёл подражателей и последователей.
Говорить на эстраде было разрешено артистам так называемого разговорного жанра. Конферансье Владимир Долгин остроумно говорил, показывая фокусы. Он спускался в зрительный зал и там шутил и показывал фокусы.
Долгин также приглашал зрителей на сцену и на уже там показывал им фокусы, смешил и разыгрывал их. Слово у него дополняло и украшало трюки.
В цирке произносимое слово технически плохо доходит до зрителя. Речь там плохо слышна. И, тем не менее, фокусник А. А. Вадимов (Али-Вад) всегда начинал своё выступление с трюка, где без слова обойтись нельзя.
Он выходил в манеж в красочном индийском халате, но без чалмы. Заметив это, шпрейхшталмейстер говорил ему:
— Вы забыли надеть чалму!
— Я никогда ничего не забываю! — отвечал артист, и неведомым образом у него на голове появлялась чалма. Зрители были в восторге.
Если бы Вадимов просто сделал этот трюк, можно с уверенностью предположить, что его не заметила бы добрая половина зрителей. Фраза «Вы забыли надеть чалму!» собрала внимание зрителей и сыграла ключевую роль в трюке.
Зрители стали внимательно следить за тем, что предпримет фокусник и были вознаграждены чудесным трюком. Слово сделало своё дело.
В разновидности иллюзионного искусства – мнемотехнике — слово играет решающую роль. Один артист находится на сцене и отвечает на вопросы партнёра, находящегося в зрительном зале. Они так строят свою речь, так выстраивают фразу, что непосвящённый человек никогда не обратит внимания на то, что фраза зашифрована.
В одной и той же фразе переставляя слова и произнося их с разной интонацией, артисты передают один другому нужную информацию.
Зрители потихоньку называют фамилию, и артист громко просит партнёра:
— Говорите скорее! — тот, находясь на большом расстоянии, тут же отвечает: — Зрители назвали фамилию маршала Жукова, — а услышал он всего два ничего не значащих слова.
Сильный толчок в развитии слова в иллюзионном жанре, да и во всём понимании этого жанра, дал приехавший в 1960-е годы на гастроли в Москву венгерский фокусник Пал Поташи.
С сильным акцентом, не умолкая, он говорил во время выступления. Он сыпал шутками, комментируя свои трюки. Он постоянно солил из солонки на реквизит и людей, объясняя, что иначе не будет фокуса!
В иллюзионном искусстве есть приём «форсировка». Попробуйте с его помощью показать фокус сами. Возьмите колоду игральных карт, перетасуйте и положите любую карту лицом вниз на стол.
Допустим это Дама Треф.
Теперь скажите своему зрителю, что в колоде 36 карт. Есть красные и чёрные масти. Что он предпочитает?
Допустим, он отвечает, что чёрные. Вас это устраивает. Вам надо его подвести к чёрной Даме Треф, и вы говорите:
— Хорошо! В чёрных мастях есть Трефы и Пики. Что выбираете вы?
— Пики, — отвечает он.
— Хорошо! Осталась Трефовая масть. В ней есть простые карты и картинки. Что берёте вы?
— Картинки.
— Хорошо. А из них, что вы берёте — Даму и Валета или Короля и Туза?
— Короля и Туза.
— Хорошо! Остались Валет и Дама Треф. Что вы берёте?
— Валета.
— Прекрасно! Я знал, что останется Дама Треф, и заранее положил её на стол.
Поднимите карту со стола и покажите зрителю. Вы заслужили аплодисменты потому, что грамотно использовали слово и подвели своего зрителя к нужному вам финалу. Вы показали хороший фокус, не применяя никакой техники, не умея манипулировать, вы словом убедили зрителя.
А теперь взглянем на выступления волшебников ХХ века.
Татьяна Леман и Сергей Русанов
В тридцатые годы в московском Мюзик-холле выступал дуэт молодых артистов. Он и она. Они показывали фокусы, но делали это с таким мастерством и юмором, что вскоре стали гвоздём программы.
Грянула война, и он ушёл на фронт. Она в составе фронтовых бригад выступала перед бойцами и краснофлотцами нашей Красной Армии. Пришло известие, что он погиб, но она верила в то, что он вернётся.
Она берегла их театральные костюмы, берегла их театральный реквизит.
— Ты с ума сошла, Танька! — говорили ей подруги, а она в это время покупала для него впрок концертные рубашки. Она верила в то, что он вернётся!
И свершилось чудо! Три побега из концлагерей совершил он и с медалями и орденами, после взятия Берлина, вернулся с фронта домой!
И вот Татьяна Леман и заслуженный артист республики Сергей Русанов выступают перед нами.
На сцену быстрым шагом выходит стройная, элегантная она, а за ней поспевает он. В руках у неё платок. Она роняет его, а он, как истинный джентльмен, подхватывает платок и отдаёт ей. Она роняет другой платок. Он поднимает и отдаёт ей. Она роняет снова и снова.
Он каждый раз поднимает платки. И вот она роняет платок, но он не падает. Партнёр успел завязать платки!
Она кладёт связанные платки ему через плечо, затем берёт их и из этих платков сыпется на пол сотни платков! Он поднимает платки, она помогает ему. Вот все платки собраны в большой ком, она распускает его, и платки превращаются в громадный платок, состоящий из разноцветных платков.
Посередине зияет квадратное отверстие. Это следствие его небрежности. Одного платка нет. Он смущён.
Она изящным движением достаёт платок у него из-за шиворота.
Платок привязан к верёвочке. А на ней ещё несколько десятков платков. Она, держа веревку за конец, убегает за кулисы.
За ней следом вьются разноцветные платочки.
Оставшись один, он отряхивает костюм и находит ниточку. Он тянет за нитку. Она тянется из лацкана его пиджака. Нитка тянется до бесконечности. Наконец нитка кончилась. Он довольный осматривает себя и видит, что его галстук стал совсем коротким.
Он распустил за нитку свой галстук!
Чтобы как-то выйти из положения, он выворачивает остатки галстука и превращает его в элегантную бабочку!
На сцену с веером в руках возвращается она. Она обмахивается веером, а затем отдаёт веер ему. Он, не зная, что с ним делать, нечаянно проводит перышками по носу.
Чихает, и из веера летят перья. Он осторожно открывает веер. Из веера торчат остатки перьев.
Он быстро отдаёт веер ей. Она, как ни в чём не бывало, раскрывает веер. С ним всё в порядке. У неё в руках большой красивый белый веер.
Он берёт веер, раскрывает. У него огрызки. Он пытается снова и снова закрыть и открыть веер, но в руках у него не веер, а уродство!
Она берёт веер, раскрывает и у неё веер снова имеет нормальный вид. Он достает очки, надевает и смотрит на веер. Она закрывает и открывает нормальный веер.
Когда он видит это, у него очки лезут на лоб!
Разыграв своего ухажера, она уходит за кулисы. Он, оставшись один, достаёт из рояля бутылку хорошего шампанского и рюмку. Оглянувшись, он наливает вино в рюмку.
Но, рюмка ломается надвое, и верхняя её часть отклоняется в сторону от бутылки.
Он занёс руку с бутылкой с другой стороны рюмки. Рюмка ломается в другую сторону. Тогда он берёт рюмку за верхнюю часть. Теперь никуда не денешься!
Наливает вино, но в этот момент ломается горлышко у бутылки, оно поднимается вверх, отворачиваясь от рюмки!
Он не заметил, как подошла она. Его застали на месте! Она отбирает рюмку, а он, ища выход из неловкого положения, извиняясь, превращает бутылку в букет цветов и дарит ей.
Цветы появляются у него в руках неведомым образом. Он достаёт их отовсюду. Цветов масса.
Он засыпает её цветами.
Наконец он подходит к роялю, открывает крышку, и под крышкой появляются горы цветов. Цветы заполняют весь рояль и высыпаются из него рекою!
Дик Иосифович Читашвили
Чудо за чудом вершит он вдруг,
Чудо проворства и чудо пластики,
И, как говорится, техника рук,
На грани и даже за гранью фантастики.
Дик Читашвили
Дик Читашвили появился на московской эстраде после 1 конкурса артистов эстрады. Молодой, элегантный, очень пластичный, он произвёл хорошее впечатление на жюри. Его фокусы производили впечатление чуда, родившегося прямо здесь, на сцене.
Так подавал своё выступление артист.
На сцене был неторопливый, сдержанный граф, «голубых кровей», одетый во фрак, как бы вышедший на сцену с дипломатического раута.
Плохо говоря по-русски, Читашвили показывал фокусы молча. Со времён Читашвили, как само собой разумеющимся, стало выступление молчащего фокусника. У Читашвили были в основном манипуляционные трюки с небольшим по размерам реквизитом.
Начинал он своё выступление всегда с появления вазы с водой и рыбками. В последующие годы он добавил в этом трюке появление вазы с огнём, потом появлялась ваза с конфетами, которые раздавали зрителям, и на финал появлялась ваза с рыбками. И при этом он никуда не уходил и стоял на самой авансцене!
Затем он закуривал, и из дыма у него появлялся белый цветок. Он прикреплял его на лацкан. Потом из дыма у него появлялся белый шарик, потом второй, третий, четвёртый. Они появлялись у него между пальцами, а на лацкане фрака в это время меняла свой цвет хризантема.
Она становилась жёлтой, зелёной, красной.
В дальнейшем Читашвили применял разноцветные шарики и делал размножение курительных трубок.
Заканчивал номер он обычно исчезновением деревянной трости. Читашвили стучал по рампе сцены тростью. Все слышали её деревянный стук. Он завёртывал трость в бумагу и тут же рвал её.
Трость исчезала!
В последующие годы он стал рассказывать, что чёрная деревянная трость сделана из бумаги, а звучит при ударе об пол металлическая трубка, находящаяся внутри бумажной оболочки. Затем трубка прячется в фалды фрака, а бумажная оболочка, имитирующая трость, завёртывается в бумагу и разрывается.
— Теперь вы знаете всё, — говорил артист, — придёте домой и сможете сделать то же самое. Не забудьте только сшить фрак. И тут он замечал торчащую из-под фалды трубку. — Что делать с трубкой?
Он брал из-под фалды трубку, завёртывал в бумагу и рвал её на куски!
Читашвили всегда искал и делал что-то новое. У него был трюк, где он поднимал над собой двумя руками платок, а когда опускал его, на голове у него появлялся чёрный цилиндр. Он поднимал и опускал платок несколько раз, и каждый раз цилиндр менял цвет.
В дальнейшем вместе с цилиндром у него стал меняться и цвет жилета.
Работала с ним его жена Ирина. Они делали такой трюк. У Ирины в руках поднос, а на нём бутылка вина.
У Читашвили бокал. Он жестом просит у Ирины вина, но та, улыбаясь, отказывает ему.
Тогда Читашвили делает фокус. У него в бокале появляется вино, а у Ирины в бутылке убывает!
Вместе они делали и такой трюк. Ирина выносила вазу с водой и рыбками. Читашвили на секунду перекрывал её платком от зрителей, и когда он отдергивал платок, вазы в руках у Ирины не было!
Мне очень нравился один трюк Читашвили, который по сей день никто не делает. Читашвили разрывал лист бумаги размером с небольшую газету, на котором был напечатан Валет Треф. Он складывал обрывки, сминал их, затем разворачивал и лист бумаги с рисунком Валета оказывался целым.
— Для этого фокуса, — говорил он зрителям, — мне нужно иметь два одинаковых листа бумаги. И брал два одинаковых листа, где был изображён столик с вазой и цветами.
— Рисунок не имеет значения. Я складываю один лист заранее и держу в руке. Теперь разрываю другой лист, сминаю его и разворачиваю заранее свернутый лист.
Вот так делается этот фокус!
Читашвили показывал целый лист, но на рисунке был только стол. Вазы с цветами не было. Читашвили, чувствуя по реакции зрителей, что что-то не так, поворачивал лист к себе, видел, что вазы нет и… загадочно улыбнувшись, медленно поворачивал лист снова лицом к зрителям.
На рисованном столике появлялась натуральная ваза с цветами!
Признаюсь, что на меня этот трюк производил большее впечатление, чем превращение девушки во льва.
Когда ещё не в каждом доме был телевизор, у Читашвили был такой трюк. На сцене стоял столик на одной ножке. На нём телевизор «Темп-2» с большим экраном. Читашвили включал его, настраивал.
Включал звук. На экране шёл фильм о Чапаеве. Читашвили накрывал телевизор большим платком, брал на руки, шёл на авансцену и бросал платок вверх!
Телевизора там не было!
Поражало то, как в те времена он умудрялся сделать такой сложный реквизит. Д. И. Читашвили оказал решающее влияние на становление иллюзионного жанра на советской эстраде. Его копировали, ему подражали, он был эталоном мастерства.
Он не был моим наставником, но я считаю его своим учителем.
Вероника Малиновская и Константин Зайцев
«Учитель и ученик» — так назывался их комедийный номер. Вероника — учитель — она показывает фокусы, а помогает ей нерадивый ученик. Всё у него выходит не так.
Он всё разоблачает и путается, запутывая ещё больше зрителей.
Ученик держит в руках поднос. На него ставится фужер с вином. Учитель накрывает фужер платком, поднимает платок с фужером и бросает вверх.
Фужер исчезает… Но зрители видят, как ученик, повернув поднос, уносит его за кулисы вместе с прикреплённым к нему фужером…
Ученик берёт свою фотографию, где он изображён с кислой физиономией. Он достаёт платок, утирает нос изображению и на фотографии появляется улыбающееся лицо ученика!
Ученик выходит на сцену, держа перед собой маленькую клетку с птичкой. Учитель стреляет из пистолета, клетка исчезает из рук ученика, но оказывается торчащей у него сзади под пиджаком!
Ученик выносит грифельную доску, на которой написано «1985». Учитель прицеливается из пистолета в ученика. Он пугается и закрывается доской. Раздаётся выстрел.
На доске появляется «2085», а на лице ученика борода и сигара во рту.
Он просит огня. Учитель зажигает ему сигару, он затягивается, берёт сигару в руку, выпускает дым, а когда берет её снова в рот, то борода, поворачивается вверх, и получаются очень забавные усы!
Ученик берёт бутылку, наливает рюмку водки, выпивает и забрасывает рюмку в свой цилиндр на голове. Потом он снимает цилиндр и под ним оказывается большой зелёный огурец, которым ученик и закусывает.
В руках ученика бутылка. Он видит строгий взгляд учителя и быстро прячет бутылку под пиджак. Учитель требует вынуть бутылку, но её нигде нет. Он распахивает пиджак, снимает его, но бутылки нет.
Он поворачивается спиной к зрителям, и тогда все видят бутылку, висящую в мешочке за спиной!
Константин Зайцев
Иногда они делали такой финал. На голове ученика цилиндр. Он бросает в него свечку и зажжённую спичку. Снимает цилиндр, и все видят у него на голове зажжённую свечу.
Он берёт под руку свою партнёршу, и со свечей в руках как молодожены они уходят со сцены под марш Мендельсона.
Когда они выходили на поклон после номера, у него из кармана появлялся платочек. Он брал его, а из кармана появлялся другой. Он брал и его, но снова появлялся платок.
Тогда она пыталась взять платок, но платок сам заскакивал назад, внутрь кармана!
Арутюн Амаякович Акопян
Начиная с шестидесятых годов, самым популярным артистом на эстраде был Арутюн Акопян. С его популярностью не мог сравниться ни один артист эстрады. О нём снимали фильмы, имя его было у всех на устах.
Это был лучший манипулятор мира ХХ столетия.
Когда в тупик поставлены мы вдруг,
И мы не в силах разгадать обмана,
Нам чудом кажется простая ловкость рук
Артиста Арутюна Акопяна.
Арутюн Акопян
Вы ходите на эстрадные концерты? Тогда вы знаете, что происходит в зале, когда конферансье объявляет Арутюна Акопяна. Вы слышите… народный… Гран При… почётный… А в зале люди переглядываются, предвкушая нечто такое… Вы видите, как они удобно усаживаются, и уже ничто не может отвлечь их от сцены.
Они замерли, они напрягли зрение, слух. Они ждут.
На сцену стремительно выходит стройный, с открытым лицом, улыбающийся человек. Внешне ничего необычного. Но вот началось.
Вы смотрите на сцену и ничего не можете понять!
Если смотреть на руки Акопяна и стараться что-то понять, это всё равно, что пытаться понять музыку Чайковского, глядя на руки Ван Клиберна. Слушая музыку, ничего понять нельзя. Можно только услышать завораживающие мелодии и почувствовать прилив тепла, радости, счастья.
Так и глядя на руки Акопяна ничего нельзя понять. Можно почувствовать, что ты… полный профан, и что всё, что ты знаешь, не стоит и ломаного гроша. Причём тут полёты на Марс, фотографии обратной стороны Луны?! Вот его ладонь. Вот её обратная сторона.
А где платок? Где платок, я вас спрашиваю?
Рукава засучены. Я вижу обе ладони. Пальцы раскрыты. Где платок? И чтобы мне не говорили, что у него какие-то приспособления, я тоже не слепой. Нет никаких приспособлений. Вот Акопян.
Вот его руки, а платка нет!
А теперь есть. Вот он! Я вижу его. Да, это платок. Шёлковый, красный. Не такой уж большой, но и не настолько маленький, чтобы спрятаться где-то… между пальцев. Причём тут пальцы. Вот ладони раскрыты.
Вот красный платок… А теперь ещё и синий. А синий откуда? Я вас спрашиваю?..
Вот так начинаешь понимать, что есть люди, которые нарушают законы природы. Это фокусники. А есть люди, которые ничего с этим поделать не могут…
Смотрите, афишу рвёт. Куски складывает и… разворачивает целую афишу! А я, между прочим, точно видел, как он её рвал. А вы видели?
По-моему, рвал… может быть.
Так, внимание, сейчас ничего не пропущу. Так, вот платок. Из него появился другой. Из этого ещё. Ещё. И ещё. Очень много!
Когда это кончится? Он улыбается. Ему весело. Ну, не может в одном платке уместиться столько! А он смеётся!
И запел. Нет, он ещё и поёт. Ему всё мало. Душа поёт. Видали!.. Да, какая душа, если культурных людей вот так…
Карты достал. Да, что я вам всё рассказываю? Это видеть надо. Слушать рассказы о его фокусах — это всё равно, что стоять у ресторана на улице и читать в меню названия блюд.
Акопяна надо видеть. Акопян это артист!
Я считаю, что выполнил свой долг перед Иллюзионным искусством и этими замечательными волшебниками, напомнив вам их выступления. Они по праву войдут в Золотой фонд истории Иллюзионного искусства ХХ века.
P.S.: К сожалению, мне неизвестен автор эпиграмм Д. Читашвили и А. Акопяну.
Связаться с Александром Николаевичем Василевским, Заслуженным артистом России, можно по адресу Vasilevsky37@mail.ru.