Американские горки укатят экипаж от старта-катастрофы

Какой космодром, такие и горки. Правильно? Космодром американский, горки — также. С них скатываются космонавты на протяжении старта космического челнока. Смеётесь? Напрасно! «Американские горки» скоро будут серьёзным атрибутом запуска пилотируемых аппаратов.

И, конечно, не забавы для.

Самые прозорливые уже додумались, что космонавтов не будут отправлять в космос с этого аттракциона, и что его назначение не имеет с развлечениями фактически ничего общего. Горки необходимы на случай трагедии на старте. В случае если на протяжении ракетного запуска внезапно что-то отправится не так, экипаж сможет избежать больших проблем именно таким, пара необыкновенным методом.

Кажущаяся на первый взгляд экзотичной концепция появилась в недрах NASA. Инженеры агентства не день назад осознали, что запуск космических судов – нешуточное дело, и исходя из этого уже многие годы занимаются разработкой совокупностей экстренного спасения космонавтов со стартового стола, каковые именуются EES (Emergency Egress Systems).

Американские горки укатят экипаж от старта-катастрофы

Неспециализированный вид стартовой площадки. Справа видна жёлтая линия спасательной рельсовой дороги.

До тех пор пока что это лишь модель (иллюстрация Bob Sauls/ Popular Science).

По новой идее, с площадки, где находится вход в модуль для экипажа, обязана идти рельсовая дорога, наверху которой устанавливаются пара миникаров с колёсами, приспособленными под рельсы.

Кстати, сама площадка с космонавтами находится на высоте 112 метров, что сопоставимо с крышей небоскрёба. И вот оттуда и должны под завывание сигнала тревоги скатываться покорители космоса. Кстати, конструкция неспроста так очень сильно похожа на «американские горки» — в разработке проекта вправду принимали участие конструкторы этих аттракционов, да и имя совокупность носит соответствующее — Rollercoaster/Rail Car system.

Вот такая грандиозная постройка покажется на мысе Канаверал через несколько лет (иллюстрация Bob Sauls/Popular Science).

И уже сообщается, что новая совокупность обязана будет употребляться при запуске ракет-носителей Ares I для корабля Orion — преемника шаттлов, что обязан отправиться в космос в 2012 году.

Итак, как это трудится. Очевидно, первое воздействие, которое нужно совершить — это забраться вовнутрь спасательного вагончика. Вот тут, само собой разумеется, самый не сильный момент.

В случае если люди уже находятся в аппарате, то в критической обстановке им необходимо сперва вылезти из него, что, само собой, требует определённого времени. И лишь затем экипаж может переместиться в кабины на рельсах, коих для большей оперативности оптимальнееприменять сходу четыре (в каждой из них по 4 места), стоящих приятель за втором «паровозиком».

Дальше — несложнее. По окончании того как все вошли вовнутрь «дрезины», кому-то из членов экипажа необходимо всего-навсего отпустить тормоза, каковые удерживают её на пути. Затем кар начнёт под действием земного притяжения мчаться вниз.

На различных компьютерных моделях «американские горки» для астронавтов и в самом деле смотрятся как радостный аттракцион, не смотря на то, что в действительности они предназначены только для экстремальных обстановок (иллюстрация Bob Sauls).

В аварийной ситуации около спасающихся может происходить практически что угодно, поскольку купол автомобили хорошо закрывается – на тот случай, в случае если в воздухе будут пребывать опасные продукты и обломки взрыва (горючее, окислитель и подобные страшные реагенты).

Соскочить с дороги кар неимеетвозможности: в следствии появляющегося ускорения его колёса оказываются прочно прижатыми к колее. В следствии для того чтобы «падения по рельсам» спасательный модуль разгоняется до 160 км/ч.

Появлявшись на горизонтальной части пути, он мчится по нему ещё в течении приблизительно 365 метров, по окончании чего попадает в бункер, где до двух десятков космонавтов смогут пребывать в полной безопасности приблизительно в течение часа, пока всё не уляжется.

Тут запечатлён окончательный момент тренировочного спуска. Сейчас – в бункер (фото NASA/KSC).

При въезде в это защищённое помещение у кара срабатывают тормоза, «успокаивающие» его движение – дабы избежать столкновения с другими «дрезинами», в случае если их пара. Что весьма интересно, принцип их работы – такой же, как и у, опять-таки, «американских горок» из парков аттракционов.

Время с момента отправки до прибытия – 88 секунд. Как говорят эксперты, этого достаточно.

Напоследок упомянем другие проекты совокупностей спасения космонавтов, каковые рассматривались наравне с «горками».

На снимке – тренировочный спуск экипажа шестой экспедиции шаттла. В гондоле находятся (слева направо): Николай Бударин, Дональд Пти (Donald Pettit) и начальник экипажа Кен Бауэрсокс (Ken Bowersox) (фото NASA/KSC).

В одном из них предлагается «удалять» звездолётчиков, рассаживая их по гондолам, скользящим по долгому тросу. Эта разработка и до сих пор предусмотрена при запуске шаттлов.

Она складывается из семи гондол, подвешенных на разных тросах, любая из которых может вместить по три человека. Тросы тянутся от площадки, где находится вход в шаттл, находящейся на высоте около 60 метров, до площадки, располагающейся на земле в 365 метрах к западу от стартового стола.

В страшной ситуации космонавтам совершенно верно так же нужно отпустить тормоза, и гондола начнёт скользить по тросу со скоростью около 90 км/ч. Пункт назначения всё тот же – бункер рядом с место приземления, где космонавты, удачно избежавшие угрозы, смогут некое время пребывать в безопасности.

Современная совокупность спасения космонавтов. Имеется проекты по её улучшению, но, наверное, что в будущем от неё откажутся совсем (иллюстрация Bob Sauls).

Скорость, которую развивает гондола, думается экспертам не хватает высокой. Исходя из этого сейчас был предложен последовательность технологических усовершенствований, каковые разрешают совокупности двигаться стремительнее.

Однако тут имеется ещё одна трудность – экипаж оказывается незащищённым от негативных действий, вышеупомянутых. Вследствие этого и было нужно разрабатывать принципиально новые конструкции совокупностей спасения.

Мысль второго метода также несложная – это скоростной лифт, ведущий в помещение под стартовой площадкой, и он в своё время была на вооружении при стартах миссий Apollo.

Труба для скатывания – пожалуй, одна из самых красивых предположений. Но её реализовывать не будут – она снабжает через чур мелкую скорость перемещения (иллюстрация Bob Sauls).

Третий куда более экзотичен. В соответствии с этому варианту, космонавты должны покидать место трагедии, скатываясь в долгой наклонной трубы, сделанной из пластика либо стекловолокна.

И однако, насовские спецы остановились на «горках» как на самая надёжной версии, не смотря на то, что и самой дорогой изо всех предложенных. К тому же, космонавты в данной совокупности выясняются защищёнными от опасностей на ходу. И – самое основное – данный метод самый скоростной.

Стоить это будет около $5 миллионов. Постройка «американских горок» для космонавтов обязана стартовать в начале 2008 года, а закончиться – где-то в 2009-м. И, само собой разумеется, все сохраняют надежду, что пользоваться горками не будет необходимо.

Сгоревшие заживо. Ужасный полёт космического корабля Салют-1


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: