Архитектурная резьба

Резьба по дереву занимала необыкновенное место в истории русского крестьянского творчества. Необычайная любовь русского крестьянина к узорочью ярко отражена в былинах и песнях: в чёрном бору «богатый дом стоит», он «целый убран, преукрашен», у него «крылечушко красное» с «точеными балясами, с переходами брусчатыми», а с крыльца вход в сени «новые, кленовые, решетчатые» либо:

Уж из терема до терема Золотые были выходы, Ступенечки позолочены.

Народные мастера, замечательно осознавая декоративную красоту бревенчатой, рубленой стенки, не стремились к излишеству орнаментаций, не делали украшений в том месте, где они не были оправданы конструкцией.

Резьбой украшали карнизы фронтона дома, слуховые окна, фризовые доски, ставни и наличники окон, крыльца, ворота, калитки.

Во всем виден художественный вкус, любовь к нарядности и— исконным традициям красочности.

Резной декор стал неизменным спутником архитектуры крестьянского жилья. Тесная сообщение резного убранства с композицией дома в целом и с каждой архитектурной подробностью дает нам право разглядывать народные древесные жилища как полезнейшие архитектурные памятники и резного декора.

естественность материала и Простота форм бревенчатого дома, соответствуя с разнообразной по характеру орнамента и приёмам выполнения резьбой, содействовали не только усилению впечатления композиционного единства сооружения, но и его уюта и живописности.

местные особенности и Историческое развитие декора архитектурных форм наглядно прослеживаются на сохранившихся монументах Поволжья и архитектуры Севера. В случае если фантазия северного плотника была направлена в основном на поиски художественно-конструктивных ответов с предельной скупостью в украшениях, то плотники Поволжья, чье мастерство было близко муниципальный усадебной архитектуре и традициям «корабельной» резьбы, постоянно стремились к декоративному достатку, к более храброму применению достижений опытной новых и архитектуры материалов.

Рельефная резьба Поволжья, в большинстве случаев, компоновалась вольно из больших орнаментальных элементов, северная же складывалась из более небольших элементов, сплошь покрывающих резную доску.

Не обращая внимания на местные изюминки декора и архитектуры, для народного русского зодчества характерно стилевое единство. Приемы исполнения архитектурной резьбы очень разнообразны. Не считая геометрической резьбы, видится плоскорельефная, рельефная, горельефная, сквозная и накладная резьба. Разнообразны и элементы украшений. Мотивы родной природы — цветы, листья, плоды, рыбы — довольно часто сочетаются с фантастическими существами: русалками, драконами, птицами-сиринами.

Из муниципальный архитектуры пришли древние мотивы: кронштейны, сухарики, каблучки и др.

Одним из любимых мотивов крестьянского орнамента, завершающих фронтон дома, был «конек», напоминающий своим силуэтом голову лошади, оленя, птицы и т. д. Вырубленные из одного куска дерева, они практически необработанные, покоряют собственной скульптурной пластичностью, необычной красотой, подмеченной человеком в природных качествах дерева.

Архитектурная резьба

Рис. 1. Резные подробности изб

Рис. 2. Резные и токарные подробности крылец дома

Рис. 3. Резной конек дома

Убирая резьбой подзоры, ставни и наличники окон,народный мастер довольно часто обращался к образу русалки-берегини либо озёр и богини рек. Легко и вольно он режет сложный мотив, умело подчиняя сюжет народному орнаментальному строю.

Любимым мотивом резных украшений была говоря птица-сирин с людской ликом и шикарным павлиньим хвостолл. Она напоминала собой сказочную жар-птицу. Рельефное изображение птицы на глади доски решается с высоким мастерством и большой непосредственностью.

Плавные побеги ветвей, заоваленность контуров резьбы придают мотиву красоту и особую выразительность.

Финиши досок-подзоров время от времени украшались фигурой льва, держащего в лапах пышную ветвь аканта. Его ленивая поза с мягкими очертаниями фигуры напоминает сказочное существо, оберегающее хозяина дома.

истинный вкус и Неистощимая фантазия народного мастера обширно проявляются в разработке орнаментальных форм. Любая изба неповторима по собственному виду. Для каждой мастер находит мотивы украшений и разнообразные приёмы резьбы.

Но при всей многосложности, а подчас и насыщенности орнаментального рисунка в его сюжете видна конструктивная идея, исходя из этого узорность избы постоянно воспринимается как неделимое целое.

Плоскорельефная и рельефная резьба, именующаяся «глухой» либо «корабельной», с ранних пор активно использовалась на военных и торговых судах. Еще во времена Ивана Грозного британец Джером Гарсей, побывав на судоверфях в Воронеже, писал о богатых украшениях судов того времени. Эти традиции удерживались и в эру Петра I, а позднее данный вид резьбы являлся украшением расшив галер, судов и барж, плававших по Волге.

Многие резчики по дереву, трудившиеся на судоверфях, украшали «корабельной» резьбой жилые постройки, неспешно распространяя ее на многие районы страны.

Ясность резного убора усиливалась раскраской фона и резьбы в разные цвета. Главную палитру народного живописца составляли белые, желтые, красные, зеленые, светло синий и коричневые цвета. Пользуясь цветом, он получал броских цветовых взаимоотношений либо выдерживал цвет в более мягких тонах.

Время от времени окраска резных досок была сверхсложной с переменой чередований цвета. Одинаковая доска (подзор либо наличник окна) имела многоцветную окраску фона и резьбы.

Характерная средней полосе России полихромия сменяется более строгими цветовыми сочетаниями. Кроме того в одной и той же области возможно подметить отличие в красочных сочетаниях. К примеру, в северной части области преобладали белый, зеленый и светло синий цвета, в южной — белый, желтый и красный.

Народная архитектурная ее отделка и резьба нашли собственный броское выражение в дворце Алексея Михайловича в селе Коломенском. Плоскорельефная и рельефная резьба чередовалась со сквозной, голубые и зеленые кровли сочетались с светло синий-тёмной и золотой резьбой подзора. яркие цвета и Позолота красок покрывали наличники дверей и окон, решетки, коньки и многие другие элементы архитектуры.

Особенным достатком резных украшений отличались помещения. Резьбой были украшены полотна и наличники дверей, окна, стенки и потолок. Резьба на дверных и оконных наличниках размешалась в основном на причелинах в верхней части проемов.

Резные багеты, либо, как их именовали, дорожники, прикреплялись в верхней части стен, около потолка. Украшения потолка постоянно соответствовали декору дверей и окон помещения.

Резьба помещений расписана броскими красками и частично близко покрыта сусальным золотом либо серебром. В помещениях, предназначенных для выхода царя, двери были отделаны самый богато. Двери вторых помещений расписаны «красивым письмом»; на них изображены цветы, травы, картины и звери русской природы.

Два года велись отделочные работы дворца, что поражал современников узорчатостью резьбы, причудливостью и блеском золота собственных красок.

Столярных и резных дел мастера, трудившиеся в течение 1667—1668 годов на постройке Коломенского дворца, по указанию царя были представлены к призу. Среди награжденных были мастера Арсений, Климка Михайлов, Давыдка Павлов, Андрюшка Иванов, Параська Окулов, Андрюшка Федоров, Фока их ученики и Федоров Евтюшка Семенов, Митька Сидоров и Ивашка Федотов.

Все резные работы, роспись и отделка Коломенского дворца выполнялись при участии мастеров и непосредственном руководстве Оружейной палаты. Столичные художественно-промышленные мастерские появились в начале XVI века и просуществовали два столетия. В начале XVIII века по указу Петра I Оружейная палата была закрыта и мастера ее — резчики и столяры частично были переведены в Санкт-Петербург. Кое-какие из них остались в Москве, часть возвратилась в родные деревни и села.

Многие из столяров и резчиков были переведены в Воронеж и Астрахань, где в то время велись судостроительные работы.

Оружейная палата достигла громаднейшего расцвета в 1654— 1680 годах. В эти годы палата складывалась из последовательности мастерских, куда входили резчицкие мастерские и столярные. В них трудились иностранные мастера и русский, могущие не только замечательно делать столярные, резчицкие работы и токарные, вместе с тем «знаменить», т. е, рисовать и составлять проекты.

Школа русской резьбы по дереву, формировавшаяся в мастерских Оружейной палаты, дала богатые плоды в разных отраслях этого вида мастерства. Ее мастера, расходясь в отыскивании дохода по отдельным уголкам России, покинули броский след в народной древесной архитектуре.

В десятнадцатом веке в крестьянской архитектуре роспись и резьба приобретают широкое распространение. Видится фигурная профилировка дверных наличников, резьба дверных перегородок и полотен. Затейливым узором расписывают потолок, простенки между окон, древесную обшивку печи.

художественные традиции и Высокое мастерство резьбы сохранялись в резном убранстве народной древесной архитектуры вплоть до конца XIX века.

В начале XX века в строительном деле стали использовать маленькой толщины тес вместо толстых досок, и это стало причиной постепенному вытеснению рельефной резьбы и замене ее плоскопропильной либо выпиловочной резьбой.

Пропиловка дерева при сравнении с большой рельефной резьбой на древних избах думается чужеродной и надуманной. Пролильные узоры по собственному характеру не хорошо увязываются с неспециализированной конструкцией постройки. В ее орнаментах, заимствованных с вышитых полотенец, рушников либо со случайных оригиналов, попадающих в деревню, отсутствует рельеф, светотень которого образовывает особенную красоту резьбы.

В наши дни на древесных крестьянских постройках весьма редко возможно заметить, где древняя резьба была бы применена в чистом виде. Но отдельные уголки, сохранившие черты народного творчества ,в архитектуре, возможно и по сей день встретить во многих местах нашей страны. «Постановка вопроса о пролетарской по существу и национальной по форме культуре бессчётных народов, населяющих СССР,— говорит А. В. Луначарский,— прямо приводит нас к необходимости изучать эти глубоко национальные художественные формы.

Довольно часто их изюминки являются такой же характерной чертой национальности, как и язык»1. Изучение богатейшего опыта народной жилой архитектуры имеет громадное, значение для творческого развития Советской архитектурной науки.

Культовые сооружения по архитектурным и художественным преимуществам являются памятникамидревесного зодчества. В них народный мастер имел возможность полнее и бросче раскрыть собственные планы, показать собственный художественное дар.

Церковь в то время была не только местом богослужений. В ней происходили приходские собрания, читались царские указы, в трапезных помещениях прихожане ожидали начала обедни, время от времени размещались церковные приходские школы. На протяжении войны церковь была защитой — укрытием от неприятеля.

Старейшая церковь появилась из несложного сруба-клети. Сходство таких церквей с жилыми постройками возможно видеть на примере старейшей из сохранившихся русских церквей—Лазаревской церкви Муромского монастыря. Так как церковь потребовала большей площади, чем жилище, стали ставить многоугольные срубы. Так показались срубы-восьмерки с приделами, пристройками.

Перекрытием в таких церквях помогали шатры, рубленные из бревен в виде пирамиды, с тесовой кровлей. Позднее показались церкви «крещатые», в плане напоминающие крест как знак христианской религии, и ярусные, складывающиеся из последовательности неспешно уменьшающихся срубов, поставленных один на другой.

Рис. 4. Лазаревская церковь

Неспешно культовая архитектура стала приобретать грандиозности и черты монументальности. Трапезные строили в виде галерей, опоясывающих строение с трех сторон. Показались новые типы шатров, церквей с ярусным верхом и с многоглавым завершением.

Храмы ставились в большинстве собственном на открытых, высоко расположенных и легко обозреваемых местах. На фоне широких далей равнинного пейзажа либо низкой жилой застройки селений они получали величавость и особенную выразительность.

Внутреннее убранство древесных церквей отличалось лаконичностью и простотой, все подчинялось единому архитектурному плану. Любая архитектурная и декоративная подробность имела собственный художественное и религиозное назначение. Среди неспециализированного убранства церкви особенное место отводилось иконостасу как одному из основных средств религиозного действия на верующих.

Иконостас украшали живописью, скульптурой, прекрасной резьбой по дереву и орнаментальной росписью.

Неизгладимое чувство создают церкви Заонежья. Недаром Север именуют сокровищницей русского древесного зодчества. Тут в краю необозримых озёр и лесов, не знавшем разорительных нашествий и крепостничества, сложилась «древесная классика».

Узнаваемый исследователь народной архитектуры Севера Р. М. Габе писал: «Кому было нужно посещать на Севере и наблюдать глазами живописца на произведения народного зодчества, будь то высокое стройное церковное строение либо внушительных размеров изба, либо маленький амбар, смогут заявить, что они испытали чувство восторга. И в случае если сказать о самобытности русского северного церковного зодчества, то в такой же степени самобытно и зодчество крестьянских изб, поскольку творцы его были одинаковые».

К числу самых выдающихся монументов древесной архитектуры Севера в собственности Кижский погост2. Тяжело отыскать подобный архитектурный ансамбль, где богатство форм и строительная фантазия были бы выражены с таковой щедростью и полнотой.

Ансамбль Кижского погоста составляют три строения. Основное сооружение ансамбля — двадцатидвухглавая Преображенская церковь (1714 г.), рядом от нее расположена десятиглавая Покровская церковь (1764 г.) и колокольня с шатровым перекрытием (1874 г.). По углам высокой древесной ограды, обложенной гранитовыми валунами, стоят рубленые сторожевые башни.

Они подчеркивают суровость погоста, напоминая древнюю крепость.

Строения, входящие в Кижский погост, разны по архитектурным формам и выстроены они в различное время. Тем не менеестроившие его мастера сумели добиться совершенства постройки и полной гармоничности.

Рис. 5. Покровская церковь, Преображенская церковь и колокольня

Преображенская церковь поражает декоративностью и сложностью композиции архитектурных форм. Пожалуй, нет другого сооружения, где бы с таковой образной силой и техническим совершенством были воплощены патриотические и эстетические идеи эры. Преображенский собор строился в жёсткие годы войны со шведами, в пору, в то время, когда труд многих поколений подготовил появление этого необычайного сооружения.

Единство архитектурных форм, монументальность храма как бы высказывают могучее единение, силу и мужество русского народа.

По собственной конструкции церковь представляет собой восьмигранный сруб с четырьмя прирубами, на что поставлены еще два последовательно уменьшающихся восьмерика. К оснозному количеству с западной стороны примыкает галерея с парадным двусторонним крыльцом. На конструктивной базе в виде пирамидальной формы находятся четыре яруса главок.

Многоярусную постройку строения венчает громадная глава. Любой элемент строения подчеркивает динамичность неспециализированной композиции, усиливает чувство стремительного взлета сооружения. Богатый резной декор главок и крыльца храма, отделанных узорным осиновым лемехом, придает строению нарядный и приветливый вид.

Внутренние помещения церкви соответствуют величию ее наружного вида. сдержанность и Строгую простоту придают массивные бревна стен, широкие половицы, крепкие устои дверных проемов, украшенные несложной резьбой, узкие доски — «тябла» на потолке, расписанные растительным узором, Естественная природная красота отесанного соснового дерева придает интерьеру самобытную, ни с чем несравнимую красоту.

При украшении основное место отведено иконостасу, Золоченая резьба в виде виноградных лоз с причудливыми, листьями и стеблями на красных и светло синий фонах, как ажурное золоченое кружево, окаймляет иконы. С громадным мастерством выполнены массивные древесные подсвечники, украшенные орнаментальной росписью, и древесная скульптура, изготовленная в технике низкого рельефа.

Покровская церковь значительно отличается от Преображенской. Она несложнее и меньше размерами, но ансамбль сооружения есть ее художественным преимуществом, разрешающим отнести ее к идеальным примерам русской древесной архитектуры.

На четверике церкви возвышается восьмерик с кровлей той же формы. Восемь главок находятся по углам восьмерика, а одна, самая громадная,— в центре. Девять главок как единый архитектурный ансамбль страно соответствуют с многоглавием Преображенского храма. Резьба столбов, балясин и причелин крыльца делает нарядным вход в церковь.

Не смотря на то, что само помещение и очень сильно изменилось если сравнивать с начальным видом, интерьер в целом сохранил колорит, обычный для старого древесного храма: яркое просторное помещение, на протяжении стенку расположены массивные лазки с резной опушкой, древний иконостас, что возможно встретить на Севере во многих древесных культовых постройках.

Колокольня Кижского погоста была выстроена во второй половине прошлого столетия на месте ранее находившейся колокольни, ввиду ветхости частично разобранной. Не обращая внимания на поздние влияния, чуждые народному древесному зодчеству (обшивка стен досками, полуциркульный верх дверей и окон, сделанный строившие его мастера сумели добиться совершенства постройки и полной гармоничности.

Рис. 6. Кижи. Иконостас в Преображенской церкви

Архитектурный ансамбль в Кижах виден издали. озера и Леса, раскинувшиеся около, дополняют величие сооружения. Стройный по пропорциям, богатый по архитектурной пластике, он есть выразителем превосходных традиций русского древесного зодчества.

Сейчас Кижский погост стал архитектурным заповедником, куда из различных мест Заонежья и частично южной Карелии перевезены монументы древесной архитектуры— древние церкви, часовни, избы и хозяйственные постройки.

Придет заповедник и время расширит собственные границы, он шагнет за пределы Кижского погоста, десятки тысяч людей с благоговением вступят на былинные почвы Заонежья, дабы наслаждаться несказанной красотой ожившего дерева.

В собственной «Книге скитаний» Константин Паустовский говорит: «Я видел большое количество озер с водой цвета олова, дышал запахом корья, пропитавшим всю Карелию, слушал ветхую сказительницу из Заонежья, чьи песни рождались из северной ночи и северной женской тоски, видел отечественную монастыри и — деревянную Флоренцию церкви, плавал по Онежскому озеру и до сих пор не могу избавиться от впечатления, что оно заколдовано и осталось нам от тех лет, в то время, когда первозданная тишина еще не нарушалась ни одним пороховым взрывом.

Я ни на 60 секунд не терял ощущения данной страны, загружённой в рассеянный северный сеет».

Древесная архитектура Севера — это национальная гордость отечественного народа, свидетельство высокой одаренности и мастерства народных умельцев.

DECOROSTONE. Резьба по камню, изготовление архитектурных элементов


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: