Австралийская юбка упрощает полёт обитаемой тарелки

— Товарищ прапорщик, а тарелки летают? – Само собой разумеется. – А вот товарищ майор говорит, что нет! – Ну, они низенько-низенько. Ветхий анекдот, история новая. И, казалось бы, для чего инженерам в сотый раз наступать на те же грабли?

Легко у австралийцев может оказаться не так безрадосно, как у предшественников. Да и тарелка у антиподов какая-то «вывернутая».

Дабы оценить новшество из Австралии, нужна краткая предыстория. Вертолёты в далеком прошлом и удачно делают собственные задачи, но изобретателям не терпится заменить их на что-то более экзотическое: бочку в том месте летающую либо тарелку, на конечный случай. Рецепты тут похожи – винты ставят в кольцевые обтекатели либо вовсе прячут в глубинах корпуса, переносят их сверху вниз, меняют их расположение и число.

Да и по большому счету принцип подъёма изменяется. Вместо хорошего вращающегося крыла приобретают авторы этих аппаратов «воздуходувки», трудящиеся скорее на реактивной силе отбрасываемого вентиляторами воздуха. И как получается?

Австралийская юбка упрощает полёт обитаемой тарелки

До тех пор пока суд да дело, понемногу знакомимся с австралийским новичком. Кличут его Hoverpod.

Заявлено, что взлётная масса данной автомобили составит всего 200 килограммов. Высота «Ховерпода» равна 1,4 метра, диаметр при сжатой юбке – 2,1 м (нужно полагать,это транспортное положение), а при расправленной – 2,6 м (иллюстрация Entecho).

Получается по-различному. Одна из первых летающих тарелок в мире – американская машина 606A — выше 2,5 метров не поднималась. Просто не могла.

Да и стабильность её оставляла хотеть.

Чуть-чуть большего успеха добились аппараты типа летающая платформа, а попросту – вертолёты напротив, как оснащённые бочкой около подъёмного винта, лежащего в основании аппарата, так и без оной.

Таковых пилотируемых устройств было выстроено много, в особенности в 1950-1960-х, но ни относительно свежий пример – VertiPod 2007 года, ни шепетильно проработанный Aeris Naviter AN-1 AeroQuad, в первый раз полетевший ещё в 2003-м, революции в воздухе не совершили. Остались пылиться в ангарах компаний.

Испанский AeroQuad – практически одноместный соосный вертолёт, перевёрнутый с ног на голову. Как заявляет компания – самостабилизирующийся и весьма простой в управлении (фотографии Aeris Naviter).

Отечественный мини-экскурс был бы неполным без моллеровской серии автомобилей M200, талантливой похвастать долгой историей.

Аппараты эти — в полной мере трудящиеся. Но кризис ли тому виной, либо ещё что-то, но на дворе уже обещанный 2009-й, а в магазинах тарелок Моллера пока не видно.

Главная начинка «Ховерпода». О подробностях – ниже (иллюстрация Entecho).

И вот что весьма интересно. В случае если часть изобретателей всех этих транспортных средств будущего дремлют и видят, как их аппараты резвятся в заоблачных высотах, вторая добрая половина новаторов намеренно ограничивает потолок собственных автомобилей забавными размерами. К примеру, рабочая высота полёта «Вертипода» — 1,5-4,5 метра, а M200 — 3 м.

Для чего так сделано? Всё легко. Так надёжнее.

Вместе с тем сохраняется большая «проходимость» таковой автомобили и чувство полёта.

Если судить по картинкам, первый рабочий прототип «Ховерпода» будет одноместным, не смотря на то, что, по некоторым сведениям, в будущем вероятен и трёхместный вариант (иллюстрация Entecho).

Вот и инженеры из австралийской компании Entecho, создавшие проект транспортного средства вертикального взлёта Hoverpod, ограничили его потолок полутора метрами.

Первый масштабный прототип тарелки от Entecho (фото Entecho).

Тогда не несложнее ли выстроить простой аппарат на воздушной подушке?

Нет. Кроме того громадная «подушка» не в состоянии двигаться по местности с глубокими ямами и огромными валунами. Она спасует перед вертикальной стеной высотой уже около метра.

И кустарник ей приходится огибать стороной.

В общем, пускай асфальт, трава, вода, снег, песок и лёд – обычные «рабочие поверхности» для аппарата на воздушной подушке, он неимеетвозможности сравниться с вертолётом либо самолётом в преодолении препятствий.

Hoverpod же обязан брать куда более важные преграды. Наряду с этим в отличие от «подушки» он может наклоняться на виражах и дарить пилоту чувство перегрузки, как на самолёте.

А ведь с «подушками» у «Ховерпода» много неспециализированного. Скажем, эластичная юбка по периметру аппарата, в недрах которого запрятан громадный вентилятор. Он опоясывает кабину.

Размещение подъёмного ротора и направление его вращения. О том, что должно компенсировать вращающий момент от двигателей, – компания не уточняет.

Быть может, тут имеется маховик, поворачивающийся в противоположную сторону (иллюстрация Entecho).

Сходу появляется вопрос: из-за чего выбран как раз таковой вентилятор – центробежный, с вертикальным размещением лопаток?

Авторы конструкции приводят сходу пара доводов. Скажем, у вертолётного винта львиную долю подъёмной силы дают внешние части лопастей, потому, что самые ближние к валу движутся через чур медлительно. А при вертикальном размещении лопаток вентилятора их линейная скорость однообразна на всём протяжении лопасти – расстояние-то от оси вращения одно да и то же.

Это, дескать, дает возможность приобрести приличный расход воздуха через совокупность при относительно малом размере лопастей, — растолковывают инженеры.

К тому же вертикальное размещение лопаток заметно сокращает диаметр аппарата, соответственно, и его массу.

Подъёмную силу «Ховерпода» создаёт не конкретно вентилятор, а большое давление, генерируемое под юбкой автомобили. Особенно очень сильно «давит» воздушное пространство в том месте, где он поворачивает от радиального направления к вертикальному. Ну и, добавим мы от себя, реактивная сила от ниспадающей струи также играет свою роль. Наряду с этим машина не есть аппаратом на воздушной подушке, другими словами не пользуется помощью почвы.

Не смотря на то, что внешнее сходство налицо (иллюстрация Entecho).

За управление машиной по всем осям отвечает совокупность деформации юбки в различных направлениях. Внутри её края запрятаны приводы, заставляющие юбку поменять геометрию.

Отклонение воздушного потока создаёт упрочнение, заставляющее машину ускоряться, наклоняться, тормозить либо поворачивать.

Пилот руководит деформацией юбки при помощи джойстика (иллюстрация Entecho).

Разработчики «Ховерпода» подчёркивают безопасность и простоту автомобили.

Последняя обеспечивается не только низкой высотой полёта, но и довольно низкой скоростью вращения вентилятора.

Глава Entecho, инженер Ким Шлунке (Kim Schlunke), перед созданием собственной компании 25 лет проработал в Orbital Engine (из них 10 лет – её возглавлял), достаточно прекрасно известной в мире транспорта как разработчик ДВС и других высокотехнологичных изделий. Ким есть главным изобретателем «Ховерпода» (фото Entecho).

Она подобрана так, что при неожиданном разрушении какой-либо лопасти, её осколки не будут владеть достаточной скоростью, дабы на вылет пробить ту самую юбку.

Большая же скорость полёта самой автомобили обязана достигнуть 120 км/ч, а запас хода – 3 километра.

Как видим, пока это больше развлекательный аппарат, нежели важное транспортное средство.

Но австралийцы уверены в том, что со временем параметры автомобили возможно будет значительно улучшить.

Основное сейчас – проверить саму концепцию. В этот самый момент у Entecho имеется сильный козырь.

Если судить по этому рисунку, показывающему новинку снизу, раскручивать ротор будут три маленьких поршневых ДВС, размещённых на пространственной трубчатой раме (иллюстрация Entecho).

Миниатюрная беспилотная копия «Ховерпода» – машинка называющиеся Mupod — уже летает.

Данный дистанционно управляемый аппарат (прямой соперник таким автомобилям, как компактная Panda) нацелен на рынок разведывательной техники либо летающих датчиков чистоты воздуха.

Эта летающая тарелка трудится на электричестве. На борту – литиево-лёгкие электромоторы и ионные аккумуляторы. Полёт её достаточно негромкий, информируют австралийцы.

Mupod может трудиться как в поле, так и в помещениях. Благо его диаметр (60 сантиметров при всецело раскрытой юбке) разрешает ему пролетать в дверные проёмы.

Высота машинки образовывает 30 сантиметров, а вес – 6 килограммов (иллюстрации и фотографии Entecho).

Богатый опыт участников команды Entecho в проектировании механизмов и автомобилей, в моделировании прочностных черт подробностей, в аэродинамике, накопленный ещё до создания компании, разрешает сохранять надежду, что за маленьким «Мьюподом» и Hoverpod будет выстроен вживую.

Возможно, он кроме того взлетит. Но вот как он окажется эргономичным и, основное, управляемым – продемонстрируют только опробования. Однако эта летающая тарелка в полной мере может претендовать на место в последовательности самых необыкновенных транспортных средств.

С участницы английского шоу Celebrity Big Brother в эфире упала юбка.


Темы которые будут Вам интересны: