Батискаф-легенда погрузился в глубокую модернизацию

Основательная переделка вместо отправки в музей разрешит старожилу глубоководной техники остаться на переднем крае научного фронта и не потеряться на фоне сильных новичков. Приблизительно 98% дна Мирового океана против прошлых 68% будут дешёвы обновлённому батискафу, трудящемуся на благо науки с 1964 года.

Речь заходит об обитаемом глубоководном аппарате Alvin, находящемся в ведении Вудсхолского океанографического университета (WHOI). 14 декабря 2010 года «Элвин» совершил последнее погружение перед реконструкцией: учёные следили за кораллами вМексиканском заливе, недавно пострадавшем от разлива нефти.

Переделка аппарата состоится в две фазы, каковые в сумме тянут на $40 миллионов. Основное – это замена сферы для экипажа. Новый шар из титанового сплава увеличит предельную глубину погружения «Элвина» с нынешних 4,5 километра до 6,5 км.

Батискаф-легенда погрузился в глубокую модернизацию

Alvin – ветшайший батискаф в мире из остающихся в эксплуатации. Во многом это итог несколькихпроведённых в прошлом модернизаций. Так, в первой половине 70-ых годов XX века у аппарата была заменена обитаемая сфера.

Начальная металлическая уступила место титановой, рассчитанной на громадную глубину (первоначально «Элвин» имел возможность спускаться только на 1,8 км). Сейчас у батискафа будет новый титановый «шарик», что ещё раз нарастит предел погружения автомобили.На снимке 2008 года продемонстрировано, как остывает заготовка одного из полушарий будущей сферы для «Элвина» (фото Advanced Imaging and Visualization Lab, WHOI).

Сфера со стенками толщиной около 8 сантиметров была выкована из отливки массой практически 16 тысячь киллограм, — информирует BBC. Наружный диаметр отсека увеличен приблизительно с 1,8 до 2 метров. А внутренний количество новой капсулы на 18% больше прошлого.

В этом «Элвине» трудиться по многу часов не через чур комфортно, капсула тесновата (вверху). Свыше сотни инженеров, биологов и геологов совершили много часов в макете новой сферы (внизу), дабы оказать помощь разработчикам аппарата оптимизировать его интерьер.Кстати, собственное имя батискаф взял в честь геофизика и инженера WHOI Эллина Вайна (Allyn Vine), сыгравшего важную роль в его разработке и рождении (иллюстрации WHOI).

Как растолковывает WHOI, диаметр сферы нарастили для большего комфорта экипажа. Это отразится на эффективности погружений не меньше, чем обновление электроники либо электрики.

Так «Элвин» обязан смотреться по окончании обновления. Регулируемые скамьи разрешат двум учёным и пилоту устроиться значительно эргономичнее, чем в ветхой версии аппарата. Исследователи кроме того смогут лежать, вместо того дабы сидеть на корточках на полу. Помимо этого, сейчас в сфере пять иллюминаторов вместо трёх.

Причём три передних увеличили собственный диаметр с 13 до 17 сантиметров (иллюстрации Megan Carroll, WHOI).

Новые совокупность управления, записи информации, камеры, корзина наружного и система освещения для образцов увеличенной грузоподъёмности плюс поменянный поплавок из новой пены — Alvin ожидают бессчётные обновки.

Пена, кстати, создана из миллиардов микроскопических пустотелых стеклянных шариков, залитых в эпоксидную смолу. Таковой материал сочетает низкую плотность с прочностью, достаточной, дабы выдержать давление воды на глубине 6,5 км.

За 46 лет «Элвин» выполнил более 4600 погружений и принёс много пользы химии, биологии и геологии. Эти, добытые при помощи этого батискафа, породили две тысячи научных публикаций.Одно из основных открытий: первая находка совокупности гидротермальных источников на дне океана.

Это случилось недалеко от Галапагосских островов во второй половине 70-ых годов XX века. Бурлящая судьба в этом месте (на врезке) поразила биологов, в глазах которых громадные глубины больше были похожим ледяную пустыню (фотографии Mark Spear, Amy Nevala /WHOI).

В строй аппарат возвратится в 2012 году, но это будет лишь первый этап переделки автомобили. В 2015-м, по окончании второй очереди реконструкции, добавится ответственный финальный штрих – более замечательные и ёмкие литиевые батареи (на данный момент стоят свинцово-кислотные).

Тогда аппарату и дадут погружаться на плановые 6500 метров. К тому же замена батарей повысит большое время погружения с 8 до 12 часов. Вырастут и возможности батискафа по маневрированию вблизи дна.

Из курьёзных задач «Элвина» стоит отыскать в памяти операцию 1966 года: аппарат помог обнаружитьдне Средиземного моря, на глубине 910 метров, утерянную армейскими водородную бомбу мощностью 1,45 мегатонны (вверху слева).не меньше необычный случай случился с «Элвином» во второй половине 60-ых годов XX века: батискаф (к счастью, без экипажа на борту) сорвался с крана и затонул на глубине более 1,5 километра. Он пролежал на дне практически год, перед тем как его смогли поднять (два следующих кадра).

А во второй половине 80-ых годов двадцатого века Alvin выполнил 12 спусков к «Титанику», подробно отсняв легендарное судно и бессчётные вещи, разбросанные около него (справа внизу) (фото WHOI).

Отметим, что самые глубоководные в мире автомобили из сейчас действующих – это новейший китайский батискаф с номинальной глубиной погружения 7 километров (на которую он ещё не проникал) и беспилотный американский аппарат, покоривший Марианскую впадину в 2009 году (он тогда спустился практически на 11 км).

В 2004 году американцы заявили, что собираются выстроить замену «Элвину» (на рисунке – один из первых эскизов того проекта, названного RHOV). «Старичку» угрожала участь стать музейным экспонатом.Позднее Alvin было решено «омолодить» для новой судьбы. Модернизация была привлекательнее постройки батискафа с нуля. Причём многие элементы, каковые первоначально готовили для RHOV, достались «Элвину».

К примеру, та же титановая сфера (иллюстрация WHOI/Lockheed-Martin).

Российские аппараты Мир могут быть около шестикилометровых глубин, а японский батискаф Shinkai — 6,5 км. Как видим, перекроенный «Элвин» уступит лишь китайской обитаемой машине. И это радует прежде всего биологов.

По оценке учёных, львиная часть земной биосферы — это во многом ещё таинственная судьба, существующая на глубинах больше километра. Не обращая внимания на все открытия последних лет, об данной жизни известно чуть ли не меньше, чем о звёздах и далёких планетах.

Согласно точки зрения врача Хамфрис, для научных изучений весьма полезно, в то время, когда человек собственными глазами может рассмотреть диковинный мир дна океана, оценить те либо иные предметы в их контексте (фото WHOI).

Наряду с этим исследователи океана уверены в важности как раз «личных» погружений. А ведь, думается, современные роботы с камерами смогут поведать очень многое. Споры на эту тему схожи с теми, что много лет ведут представители лагеря «за изучение космоса автоматами» и стана «за пилотируемую космонавтику».

Начальник программы модернизации «Элвина», геолог Сьюзен Хамфрис (Susan Humprhis) из Вудсхолского университета, в далеком прошлом утратила счёт своим погружениям на борту этого аппарата. О замене людей роботами в деле изучения океана она говорит так: «взглянуть на Гранд-Каньон по телевизору, а после этого отправьтесь в том направлении сами. Тогда вы осознаете, из-за чего мы спускаемся на дно».

Марианская впадина. Погружение на «дно Почвы». Джеймс Кэмерон. National geographic 21.11.2016


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: