Блок эффектов для «соло-гитары»
Перед тем как поведать о работе прибора в целом, остановимся на одном изего составных элементов — преобразователе спектра электрического сигнала, либо «FUZZ»-устройстве.Чтобыполучить данный эффект, необходимо обогатить исходный сигнал солидным числом нечетных гармоник. Существует пара способов, а соответственно и схем, для их успехи. Мы остановимся на преобразователе спектра, воображающем собой УНЧ с переусилением.
Несложная схема «FUZZ»-устройства представлена на рисунке 1. Двухкаскадный УНЧ с громадным коэффициентом усиления ограничивает сигнал по минимуму и максимуму. «Чистая» синусоида искажается. Увеличивается число нечетных гармоник. Звучание электрогитары обретает наряду с этим самые разные оттенки, подражая «голосам» язычковых и смычковых инструментов либо синтезируя совсем новые, «электронные» звуки.
Схема фактически не требует наладки.
Но она имеет одну особенность: в ней должны употребляться транзисторы с В150.
Рис. 1.
Работу устройства оптимальнеепроверить посредством осциллографа и звукового генератора.
Для этого на вход схемы со звукового генератора подают синусоидальный сигнал величиной около 25 мВ. На базе транзистора V2 сигнал — близкий к прямоугольному, а на выходе он имеет форму (по осциллографу) неправильной искаженной синусоиды.
Подключив электрогитару через преобразователь спектра к усилителю, посредством резистора R2 подбирают нужную продолжительность звука, смотря за тем, дабы он не обрывался, а затухал неспешно.
Резисторами R6 и R7 уравнивают громкости «чистого» и преобразованного звучания.
Неспециализированная принципиальная схема приставки изображена на рисунке 2. Устройство собрано в корпусе, выполненном в форме ножной педали.
Рис. 2.
Схема приставки складывается из четырех отдельных функциональных блоков. На транзисторах V1 и V2 собран «FUZZ»-блок. Включают его тумблером S1.
Резисторы R9 и R10 — регулятора громкости соответственно высоких и низких частот. В качестве катушек индуктивностей L1 и L2 возможно забрать универсальные головки от любого лампового магнитофона.
Устройство «вау» собрано на транзисторах V3 — V5 (см. «М-К» № 3, 1980 г.). Регулируемым элементом перестраиваемого RC фильтра помогает переменный резистор R24 группы «В» (с логарифмической зависимостью сопротивления). Подстроенный резистор R11 ограничивает сигнал электрогитары до 45—50 мВ.
Блок «вау» включен неизменно и приводится в воздействие ножной педалью (рис. 3).
Рис. 3.
На транзисторах V7, V8 и V9, V10 собрано два аналогичных симметричных мультивибратора.
Вырабатываемое ими переменное напряжение низкой частоты меняет с определенной периодичностью внутреннее сопротивление (переход коллектор-эмиттер) транзисторов V6 и V11. При помощи тумблера S2 каскад V6 подключают к выходу предварительного усилителя V3. Изменение внутреннего сопротивления транзистора V6 (частота задается потенциометром R29) ведет к периодическому трансформации амплитуды сигнала с той же частотой.
Это и имеется амплитудное «вибрато». Подбором резистора R25 регулируют глубину модуляции.
Второй мультивибратор трудится подобно и помогает чтобы получить эффект «вибрато» Т (тембровое). Блок включается тумблером S3 и управляется педалью. Переменным резистором R34 регулируют частоту, а R37 — глубину модуляции.
Частота изменяется в пределах 3—15 Гц.
направляться учесть, что для получения определенного звукового результата транзисторы V7, V8 и V9, V10 должны иметь попарно однообразный и высокий (В = 100) коэффициент усиления. Транзисторы V6 и V11 — кремниевые КТ208 либо КТ209.
В случае если в один момент включить «вибрато» тембровое и «вибрато» амплитудное с частотой каждого генератора 10—12 Гц, с относительным разбросом обеих частот на 5—10%, возможно взять эффект, принимаемый, как «летающий» звук.
Приставка смонтирована на двух печатных платах (см. рис. 4, 5), изготовленных из фольгированного стеклотекстолита либо гетинакса толщиной 2 мм.
Рис. 4.
Рис. 5.
В. КЕЗИКОВ, г. Усть-Катав Челябинской обл.