Частный dragon отвезёт семерых на орбитальную станцию

Первый в мире личный космический корабль пристыкуется к Интернациональной космической станции уже в 2009 году! «В то время, когда его люк откроется, начнётся новая эра в области космической транспортировки», — говорит миллионер Элон Маск (Elon Musk), основатель и владелец компании SpaceX, пробующей сделать то, что раньше получалось только странам.

Может ли маленькая личная компания самостоятельно создать ракету-носитель и пилотируемый космический корабль и запустить их на орбиту? Смогут ли «любители» скоро пройти тот путь, что до сих пор совершили только космические агентства трёх государств, финансируемые странами и объединявшие мощь множества больших корпораций, НИИ и НПО?

Отыщем в памяти, успех первого частного космоплана мы уже видели, но то был суборбитальный аппарат. А вот в то, что личная космонавтика может совершить рывок к МКС уже года через полтора – верится с большим трудом. И однако.

Частный dragon отвезёт семерых на орбитальную станцию

Один из ангаров SpaceX. Слева показывается головной обтекатель одной из ракет-носителей компании, нацеленной, в числе другого, и на коммерческие запуски спутников на разные орбиты, впредь до геопереходной (фото SpaceX).

18 декабря 2007 года американская компания SpaceX представила на суд NASA так называемый «Обзор системных требований» к собственному космическому кораблю. Эксперты SpaceX обобщили всё, что уже удалось сделать по этому проекту, и продемонстрировали компьютерные симуляции, в которых были просчитаны сближение личной капсулы с МКС и их стыковка.

Таковой обзор был вовсе не прихотью SpaceX, а собственного рода отчётом о израсходованных деньгах.

Напомним, по окончании 2010 года шаттлы уйдут на покой, а пилотируемые полёты на новейших Orion начнутся лишь в 2014-м. Но это вовсе не означает, что в это время на МКС астронавтов и космонавтов будут возить одни только Альянсы. NASA сделала вывод, что возможно часть пирога по транспортировке людей и грузов на/с МКС доверить частникам.

Ранее компания SpaceX взяла приблизительно четверть миллиарда от NASA на участие в программе «Коммерческой орбитальной транспортировки» (Commercial Orbital Transportation Services — COTS). Как сообщено в прес-релизе компании, NASA одобрило технический обзор, так что инженеры удерживаютсяв рамках графика программы COTS.

«От хороша хороша…» облик и Общая компоновка Dragon схож с космическими судами Apollo и Orion. Коническая обитаемая капсула дополнена негерметичным приборным отсеком цилиндрической формы, что отделяется перед спуском в воздух. Откидной обтекатель на вершине конуса скрывает стыковочный узел.

Внизу: грузовой и пилотируемый вариант наполнения капсулы (иллюстрации и фото SpaceX).

Тут нам пора подробнее познакомиться с частным космическим кораблём. Именуется он «Дракон» (Dragon).

В него имеется 14 кубов герметичного жилого пространства, где смогут быть размещены 2,5 тонны нужного груза в особых стойках или экипаж до 7 человек. Примечательно, что спускаемый аппарат Dragon сможет возвращать с орбиты, к примеру с МКС, груз той же массы, что и поднимать в космос.

«Толкать» данный аппарат наверх будет личная же ракета-носитель компании называющиеся Falcon 9.

Falcon 9 в сборе с Dragon. Справа: первую ступень Falcon 9 поднимают на испытательный стенд.

Тест первой ступени с запуском, действительно, лишь одного её двигателя (фотографии и иллюстрация SpaceX).

Мы уже упоминали её, в то время, когда детально говорили о SpaceX, её первых удачах, её целой линейке и планах её ракет-носителей.

Кратко: Falcon 9 — двухступенчатая ракета. Протяженность её образовывает 54,3 метра, а стартовая масса — 325 тысячь киллограм. В зависимости от точки старта, наклонения орбиты и других её параметров, она сможет поднимать в космос до 10,4 тонны нужной нагрузки.

В обеих ступенях тут употребляется окислитель и одинаковое топливо: жидкий кислород и керосин. Баки двух ступеней имеют однообразную конструкцию, отличаясь только длиной. А также двигатели у них однообразные (это снова же разработка SpaceX называющиеся Merlin 1C), лишь на первой ступени их стоит девять, а на второй — один.

Всё это снижает цена изготовления ракеты.

А что дальше? Замыслы впечатляют.

стыковка и Сближение Dragon с МКС (иллюстрации SpaceX).

Уже в третьем либо в последнем квартале 2008 года космический корабль Dragon (без людей на борту) обязан стартовать на вершине Falcon 9, выйдя на орбиту, отделиться от носителя, передать на Землю телеметрию, после этого выполнить вход и торможение в воздух, в итоге, посадочная капсула Dragon обязана благополучно возвратиться к себе. На всё про всё должно уйти 5 часов.

А во втором квартале 2009-го обязан состояться 5-дневный испытательный полёт Dragon с исполнением подхода близко к МКС.

Наконец, на третий квартал 2009 года намечен тестовый рейс Dragon (так же безлюдного) к МКС, с исполнением стыковки.

Причём Dragon обязан машинально выполнить приближение к станции на минимальное расстояние, а вот в самом финише пути корабль обязана захватить «рука» МКС и бережно подвести к стыковочному узлу модуля Harmony (удачно подсоединённого к станции в октябре нынешнего года).

В случае если всё это удастся, возможно будет поразмыслить о запуске «Драконов» с экипажами.

Dragon обязан садиться на воду, но его возможно переоборудовать и для посадки на сушу. Справа: масштабная модель капсулы падает в бассейн (иллюстрация и фото SpaceX).

Напомним, со временем грузовые и пассажирские рейсы к МКС будут делать сходу пара совсем новых типов судов из России, США, японии и Евросоюза (о них мы говорили). SpaceX может оказаться сильным игроком на этом поле, в случае если выполнит обещание держать расценки на собственные запуски на весьма низком уровне.

В этот самый момент необходимо заявить, что у компании, не считая прекрасных картин, имеется практические успехи. Так, её лёгкая ракета-носитель Falcon 1 уже стартовала в космос два раза.

Макет теплового щита посадочной капсулы Dragon (иллюстрация и фото SpaceX).

Увы, первый запуск в марте 2006-го окончился взрывом. А вот второй полёт в марте 2007 года был куда более успешным. Верхняя ступень Falcon 1 мало не дотянула до первой космической скорости (ракета разогналась до 5,1 километра в секунду), из-за неприятности с управлением полёт было нужно досрочно прервать.

Второй старт Falcon 1 был более успешным, а основное — принёс компании полезный опыт (фото SpaceX).

Весной 2008 года Falcon 1 обязана совершить 3-й тестовый полёт. Примечательно, что двигатель первой ступени будет новый (Merlin 1C) – это усовершенствованный вариант того агрегата, что поднимал эту ракету в небо первые два раза (он именовался «легко» Merlin). В отличие от ранней версии, в которой сопло охлаждалось испарением особого покрытия, сейчас применено сопла и камеры жидкостное охлаждение сгорания керосином.

Это будет ответственный полёт, потому, что на «пассажирской» Falcon 9 будут находиться такие же двигатели.

Но 4-й полёт Falcon 1, что также намечен на первый квартал 2008-го, окажется ещё более показательным для всей программы. «Юный и неопытной» личной ракете малазийцы доверили вывести на орбиту собственный спутник RazakSAT массой около 200 килограммов.

Оба старта будут выполнены с тихоокеанского атолла Кваджалейн (Kwajalein), с которого Falcon 1 летала и ранее.

Но для SpaceX Кваджалейн — не единственное место, откуда компания будет запускать космические аппараты. На известном мысе Канаверал в пользование SpaceX дан стартовый комплекс SLC 40, приспособленный для запусков тяжёлой ракеты Falcon 9 и сверхтяжёлой Falcon 9 Heavy.

Как раз из Флориды первый личный орбитальный корабль обязан стартовать к МКС.

Примечательно, что столь успешная межпланетная станция Cassini взлетала в космос как раз с комплекса SLC 40. Будем вычислять это хорошим наследством для SpaceX.

Экскурсия на космической станции 2017, часть 1


Темы которые будут Вам интересны: