Двухколёсный одноколёсный uno стал трёхколёсным
В то время, когда юный изобретатель задумал новое компактное транспортное средство для города, по всему выходило, что оно должно быть одноколёсным, другими словами моноциклом. Скоро выяснилось – одного колеса, увы, очевидно мало. Тогда показался неверный, двухколёсный моноцикл, но и он был несовершенен… А сравнительно не так давно в следствии последней модернизации количество колёс опять изменилось.
Необычную спираль эволюции показали 21-летний канадский изобретатель Бен Галак (Benjamin Poss Gulak) и его американская компания BPG-Motors. Три колёса их персонального транспортного средства не только вращаются, но и двигаются по собственному разумению. И это нагромождение частей, эта сложность явилась на свет как продолжение плана, гласящего «выкидываем всё лишнее»!
Напомним, мысль электрического транспортного средства с мотоциклетным седлом и одним колесом восходит к стародавнему концепту Bombardier EMBRIO, появившемуся, что примечательно, в той же Канаде. Виртуальную модель «эмбриона» дизайнеры продемонстрировали в 2003 году, дав предлог для шуток: дескать, в будущем у автомобилей колёс совсем не останется.
Бен около собственного дома недалеко от Торонто. С этого прототипа началась эволюция Uno (фото John B. Carnett).
В теории одного колеса хватало с избытком – тут тебе и компактность, и маневренность, и ультрасовременная наружность, и большое количество чего ещё. Техническая выполнимость очень не оспаривалась, поскольку свойство машинально держать равновесие именно в то время доказал одноосный самокат Segway.
В базе работы упомянутых устройств лежит в полной мере ясный принцип: гироскопы отслеживают наклон, электроника думает, электромоторы выполняют. Но так как сатана кроется в подробностях, разработка любого нового самоуравновешивающегося аппарата — инженерный подвиг. Его Бен Галак и совершил в 2007 году, явив миру первый прототип Uno.
У того примера, действительно, было уже два колеса, но визуально они практически сливались в одно, потому что находились плотнячком друг к другу (формально это был дицикл).
В 2008 году Бенджамин, «обросший» к тому моменту единомышленниками и наставниками, трансформировал исходный проект. Новое поколение Uno, сходное по устройству, было уже больше пригодно для серийного выпуска и вид имело полностью товарный, но…
Uno примера 2008 года. броская окраска, обтекатель, светотехника – ни разрешить ни взять мотоцикл, лишь необычный.
До превращения его в «фактически мотоцикл» оставался только ход (фотографии Benjamin Gulak/BPG-Motors, John B. Carnett).
Увы, оседлавший вторую генерацию Uno человек вряд ли способен избавиться от ощущения, что при резком торможении немедля перекувыркнётся через руль. Все электронные премудрости не смогут обезопасисть изобретение Бена от действия законов физики. Передвигаться на таком аппарате направляться с осторожностью, а канадцу хотелось обычных скоростей.
Оранжевый моноцикл мечтательно вмонтирован в нью-йоркский пейзаж. Появление Бена на шоу изобретателей-предпринимателей Dragons Den (ролик ниже) помогло канадцу отыскать спонсоров, так что небольшую серию Uno мы, возможно, заметим. А вот дальше… (иллюстрация Benjamin Gulak/BPG-Motors)
Ответ, само собой разумеется, нашлось. Эволюционировавший Uno получил продольную балку под брюхом, на протяжении которой два его колеса имели возможность расходиться взад и вперёд по мере комплекта скорости. Так моноцикл на ходу трансформировался во в полной мере простой электробайк.
надёжности и Уверенности прибавилось. Но машина стала сложнее, тяжелее и больше. В сравнении с простым мотоциклом она всё ещё смотрелась пара компактнее, но её преимущество в маневренности (в режиме с совмещёнными колёсами) было призрачным.
Тяжело представить место на улицах города, где не имел возможность развернуться обладатель простого байка либо скутера. Неужто Бен и в самом деле решил ездить на Uno в строений?
Галак верхом на прототипе моноцикла с двумя сдвигающимися колёсами и предпоследняя модель трансформера. Как ведёт себя машина в щекотливый момент смены режима перемещения, изобретатель детально не говорит, ссылаясь на необходимость предстоящей шлифовки разработки.Тут стоит отыскать в памяти, что у вертолёта (гибридов и конвертопланов самолёта) самый страшный момент – переход на лету между двумя методами создания подъёмной силы (фотографии Benjamin Gulak/BPG-Motors).
Если вы желаете скоро плавать, вам нужно вытянутое тело, заострённый плавники и нос. И не имеет значения, по какому пути вы пришли к их созданию. Как раз исходя из этого дельфины так похожи на рыб, не смотря на то, что не имеют к ним никакого отношения.
В биологии это именуется конвергентной эволюцией.
Именно таким путём продолжилось совершенствование аппарата. Добавив схеме с разъёзжающимися колёсами симметрии, канадец взял замечательный моноцикл о трёх колёсах. Уже не «моно», не «стерео», а домашний кинотеатр какой-то.
Но, «моно» его возможно смело величать до скорости 24 км/ч, поскольку именно на ней происходит фактически мгновенное преобразование.
Процесс впечатляет. Только что все три колеса катились бок о бок, практически трудясь как одно широкое, но вот электроника даёт среднее – и команду выскакивает вперёд, а крайние смещаются назад и прижимаются друг к другу. От неправильного мотоцикла не осталось и следа — перед нами в полной мере простой на вид байк.
Последнее поколение Uno. На крейсерской скорости данный аппарат легко перепутать с мотоциклом, и лишь при спокойном катании по переулкам либо парковкам возможно заметить основную изюминку автомобили – балансирование на одном (тройном) колесе (фотографии с сайта gizmag.com).
Галак признаётся, что процесс перехода между двумя методами езды для пилота Uno «весьма ужасный». Всё происходит за секунду. Но команда изобретателя трудится над отладкой алгоритма и механизма срабатывания.
В финальном варианте, уверяет новатор, всё будет прекрасно.
Эволюционный ли это тупик либо очень способное озарение — ответят лишь клиенты Uno. BPG-Motors собирается в течение года выпустить пробную партию из 30 «моноциклов» по цене около $25 тысяч (по мере роста производства она может быть уменьшена в три раза). Это, само собой разумеется, всё равняется много за аппарат с на данный момент 56 км/ч.
Бен считает, что внешнее сходство его электробайка с привычными двухколёсными автомобилями – это плюс. Дескать, людям легче будет принять Uno как эволюцию уже известного. Вот лишь эволюция эта какая-то необычная.
Поставив перед собой задачу взять мотоциклетную устойчивость, Галак пришёл к закономерному ответу. И – о чудо! – это был мотоцикл. Действительно, на малой скорости он может продемонстрировать несколько цирковых трюков, но какова их сокровище в настоящей дорожной обстановке? (фотографии Benjamin Gulak/BPG-Motors)
Полагаем, трансформер Бенджамина столкнётся на рынке с той же проблемой, что и Segway. Промежуточный по чертям аппарат, с специфичной категорией и заоблачной ценой пользователей, застрял между мирами, между полноценным транспортом и спортивно-развлекательными боеприпасами, между тротуаром и дорогой.
В том же тупике, вероятнее, окажется второй канадец, создатель другого самобалансирующего моноцикла SBU, не обращая внимания на то что сотрудник Бена выбрал иную дорожку и предельно упростил конструкцию собственного детища…
Все транспортные средства получаются у Галака воистину диковинные. Лишь сравнительно не так давно мы говорили о его самокате-вездеходе DTV Shredder (фотографии BPG-Werks).
Думается, рвение Галака к универсальности немного может сыграть с автором проекта нехорошую шутку. Говоря об ареале обитания, Бен рассуждает кроме того о загородных поездках, и во многом из-за них было нужно городить огород со сдвижными колёсами. И всё это обернулось чрезмерным усложнением с парадоксальным, на первый взгляд, ростом числа колёс.
Кстати, в случае если продолжить уже начатую линию, Uno возможно кое-что добавить. Ну, для большей устойчивости.
Обновление от 01.06.11: Финальная версия трансформируемого мотоцикла названа Uno III Streetbike. Его «максималка» образовывает 48 км/ч, — информирует Mail Online, пробег на одной зарядке — 56 км, время зарядки 3-4 часа.
С чего всё начиналось и к чему пришло возможно заметить в ролике ниже.