Европейцы создали дедушку симпатяги wall•e
Что дешевле — нанять для уборки мусора пара человек либо израсходовать практически три миллиона евро на разработку робота, что будет делать ту же работу безвозмездно (вернее — за пара киловатт-часов электричества из розетки)? Подозреваем, что однозначного ответа не существует. Но, по крайней мере, беспилотная уборка занимательнее.
Мелкий итальянский город Печчиоли (Peccioli) появился в восьмом веке. Его узенькие и извилистые улочки, покрытые булыжником, нависающие над тротуарами обилие и старинные здания пешеходных территорий — совершенная площадка для опробований новых роботов-мусорщиков.
Эти аппараты придуманы, первым делом, как раз для работы в таких местах, где простой уборочной технике (кроме того коммунальным микрокарам с навесным оборудованием) не развернуться, а уж грузовикам-мусоровозам и вовсе не протиснуться.
Печчиоли лежит в сельской местности среди холмов Тосканы. Данный негромкий город итальянцы выбрали в качестве полигона для собственного передового проекта (фотографии DustBot, Fulvio Paolocci/GlobalPost).
А потому, что похожих городков с тесными историческими центрами в старухе Европе полным-полно, неудивительно, что именно тут был реализован масштабный проект DustBot по отработке разработок робототехнической вывоза и уборки мусора.
В выдумка, в значительной степени финансируемой Еврокомиссией (European Commission), принимают участие эксперты из Италии, Испании, Британии, Швеции и Швейцарии, но ведущая роль тут в собственности исследователям из Высшей школы святой Анны (Scuola Superiore Sant?Anna), расположенной в Пизе.
Главная их детища и команда разработчиков (фотографии Massimo Brega, DustBot).
В ходе проекта инженеры и учёные выстроили трёх роботов. Первый – DustClean – это независимая уборочная машина, снабжённая вращающимися пылесосом и щётками.
Она способна очищать площади и улицы, путешествуя по заданному маршруту. DustClean научена объезжать препятствия и останавливаться перед пешеходами. В общем – перед нами что-то наподобие прекрасно отъевшегося и поумневшего робота-пылесоса, привычного для многих уже домов и квартир.
DustClean за работой. Бумажки машине подкидывали, само собой разумеется, намеренно (фотографии DustBot).
Но куда любопытнее второй тип робота – DustCart (таких выстроена пара штук). Глядя на него, нельзя не отыскать в памяти обаятельного WALL•E, запихивающего мусор в собственный пузо.
И пускай у DustCart рук нет, по функционалу и назначению данный бот весьма похож на мультяшного храбреца – европейский дед WALL•E призван забирать мусор у клиентов и отвозить его на захоронение либо переработку.
DustCart, питающийся, к слову, от литиевых батарей, по сути представляет собой миниатюрный независимый мусоровоз, могущий прокладывать маршрут по электронной карте и не врезаться в фонарные столбы (фотографии DustBot, Massimo Brega).
Ездит DustCart на двух колёсах. И применяет он известную нам Segway Robotic Mobility Platform, а попросту — базу от американского самобалансирующего скутера (о робототехническом направлении компании мы говорили сравнительно не так давно).
На уличных тестах (а пробные демонстрации прошли не только в Печчиоли) зелёный DustCart отдувался за двоих, а его светло синий собрат, в большинстве случаев, демонстрировал публике внутренности. И лишь на фотосессии в помещении инженеры частично «подели» и зелёного робота (фотографии DustBot, Massimo Brega).
Для ориентации в городе у DustCart имеется целый комплект средств. Он владеет картой местности и может связываться с беспроводными передатчиками, подключающими его к центральной совокупности контроля. Робот может уточнять собственные координаты по ультразвуковым маякам, и наконец, он оснащён комплектом сенсоров, разрешающих ему не натыкаться на пешеходов и объезжать, например, припаркованные машины.
Помимо этого, на перекрёстках и на протяжении улиц недалеко от действия DustCart размещаются камеры, передающие картину на центральный пост. Нет, людям не обязательно руководить машиной по шагам. Но в возможности, в то время, когда таких аппаратов на улицах будет несколько дюжина, контроль за их местом и работой размещения окажется нелишним.
В каком бы городе ни проходила презентация проекта, авторы роботов устраивали два пункта – «гараж», либо док-станцию (прообраз будущих станций для таких автомобилей, где они имели возможность бы заряжаться), и пункт наблюдения. Ну и ещё места для точки и сбора мусора его отправки (условные квартиры клиентов) (фотографии DustBot).
Сценарий применения DustCart таков. Человек, желающий выкинуть мусор, приводит к роботу по телефону. Тот прибывает в указанную точку.
Клиент через контактный экран вводит собственный персональный идентификационный номер. Это возможность на будущее, разрешающая сделать такую совокупность платной, а ещё – выбирать различные маршруты транспортировки.
Но основное — человек показывает тип мусора: органические отходы, стекло, пластик либо бумага/картон.
Слушаю!, заберите мусор! В роли клиента – исследователь Марко Леттере (Marco Lettere) (фотографии Massimo Brega, Fulvio Paolocci/GlobalPost, DustBot).
Потом пользователь совокупности кладёт мешок с мусором в раскрывающийся пузо робота и машина, «проглотив» эту ношу, укатывает к пункту сортировки либо переработки отходов, где и выгружает мешок.
Выгрузка происходит фактически «под ноги». И в случае если в тестах это были легко заблаговременно указанные на карте площадки, то в возможности точки сброса смогут быть оборудованы автоматическими люками и подземными накопительными совокупностями.
Создатели автомобили не говорят, сколько она может проехать с мусором внутри, перед тем как достигнет пункта сортировки. Ну а на тестах, ясно, всё происходило фактически в пределах прямой видимости (фотографии Fulvio Paolocci/GlobalPost, DustBot).
Как видим, проект DustBot апеллирует к сознательности жителей и снова поднимает тему сортировки отходов, талантливых стать доходами.
Уж в Печчиоли это знают прекрасно. Тут имеется передовой мусороперерабатывающий заводик, и потому сбор сырья с дискуссией доходности и важности этого бизнеса для обитателей – чуть ли не любимое занятие.
Ну, «любимое» — это, пожалуй, сильное преувеличение. Но, по крайней мере, как информирует обозреватель GlobalPost Фульвио Палоччи (Fulvio Paolocci), участникам проекта DustBot, в то время, когда они подыскивали площадку для опробований совокупности, стоило сказать на собрании обитателей Печчиоли чудесное слово «мусор», как они в тот же час же взяли согласие.
Алессандро Манци (Alessandro Manzi), один из разработчиков роботов, подаёт тестовые команды с беспроводной клавиатуры. Это лишь проверка, но в принципе проект предусматривает и подачу роботам-мусорщикам команд от оператора на местности, для чего возможно было бы применять беспроводный пульт (фотографии Fulvio Paolocci/GlobalPost, DustBot).
Комплекс из множества автомобилей DustBot обоих типов, по плану авторов совокупности, принесёт в коммунальную индустрию второе дыхание. А для тесных городов Европы окажется спасением. В некоем роде.
Так как DustCart и DustClean колесят в таких местах, куда простой технике не пробраться. Да и на широких улицах, и в просторных дворах их помощь может оказаться нелишней. Обитатели городов, дескать, устали от шумных мусоровозов, раскатывающих под окнами по ночам, рассуждают авторы комплекса.
А электрические боты – бесшумны.
Обитатели Печчиоли, замечавшие представление, разыгранное для них учёными, разделились на две части – тех, кто высказывал громадной скептицизм довольно будущего таковой совокупности, и тех, кто восхищался разработкой (фотографии DustBot).
«Главным же преимуществом совокупности как для коммунальщиков, так и для жителей есть тот факт, что эта услуга дешева по требованию», — заявляет координатор проекта DustBot Паоло Дарио (Paolo Dario).
В возможности единая совокупность управления обязана обрабатывать звонки граждан, рационально распределяя вызовы между армией ботов. Снующие между дверями домов в тесных улочках и пунктов сбора мусора двухколёсные автомобили смогут заменить много рабочих.
А ещё роботы DustBot оснащены сенсорами, определяющими содержание в атмосфере бензола, оксидов азота, серы и углерода, вторых вредных соединений, плюс – датчиками температуры.
Для сбора этих сведений может использоваться всё та же централизованная совокупность, разрешающая роботам ориентироваться в городе и передавать собственные координаты в диспетчерскую.
«Флот DustCarts может передавать правильные информацию о воздухе, которым мы дышим, в реальном времени», – поясняет менеджер проекта DustBot и один из его фаворитов Барбара Маццолаи (Barbara Mazzolai) (фото Fulvio Paolocci/GlobalPost).
Легко представить, что в такую умную сеть возможно будет объединить не только роботов-мусорщиков, но и другие автомобили, готовые выйти на улицы (и показаться в разных публичных местах аэропортов и типа магазинов).
С роботами-патрульными и пожарными мы уже знакомились, как и с автомобилями, помогающими делать приобретения, — все они были родом из Японии.
По идее, умение таких роботов общаться ещё и между собой окажет помощь им более толково делать собственные обязанности.
Тест в итальянском городе Масса (Massa) (фотографии DustBot).
И коли заговорили о японских разработках: в феврале нынешнего года в одном из больших торговых комплексов в Осаке прошёл тест, показавший интеграцию европейского мусорщика DustCart в совокупность Network Robot System (NRS), созданную японским исследовательским университетом передовых коммуникаций (ATR).
В базе NRS — стационарные лазерные сканеры, определяющие положение людей на «подшефной» территории, и беспроводная совокупность связи, разрешающая подвижным роботам приобретать эти от этих сканеров, а ещё – говорить между собой.
Опробования в Осаке. В роли напарника DustCart на протяжении теста выступал гуманоид Robovie.
Автомобили выполнили пара тестовых задач. К примеру, прохожий обращался к Robovie за помощью, а тот вызывал к себе DustCart (передавая через сеть личные координаты), что приезжал на место встречи и отвозил багаж пользователя в указанную точку магазина (фотографии DustBot).
В японских опробованиях учавствовал ещё не в полной мере готовый бот. А первая официальная выкатка обоих щётки («и» роботов «мусоровоза») прошла в мае в итальянской Понтедере (Pontedera). После этого прошли тесты в Печчиоли, а в последних числахИюня – публичная демонстрация совокупности в итальянской Массе и шведcком Оребро (Orebro). В сентябре же 2009-го роботы должны приехать в испанский город Бильбао.
Что дальше?
Разработка ещё испытывает недостаток в доводке, а в это же время компании, каковые взялись бы за серийное производство пары электронных мусорщиков да их внедрение, ещё необходимо отыскать.
Большое количество чего может DustClean, но очищать от пыли сам себя он не может (фотографии DustBot).
Прототип до тех пор пока через чур медлителен, дабы функционировать на запруженных толпами улицах.
К тому же неясно, кто обязан нести ответственность, в случае если неисправный бот наедет на человека либо повредит что-нибудь. Обладатели из служб и коммунальных компаний либо изготовители автомобили? Законодательство на данный счёт до тех пор пока молчит, сокрушается Дарио, подразумевая прежде всего родную Италию.
Да и в других государствах обществу ещё предстоит выработать однозначное отношение к тому факту, что скоро разные роботы смогут выйти на улицы городов.
Проект DustBot стартовал в декабре 2006 года, а официально завершается он в последних числахНоября года нынешнего (фотографии Massimo Brega).
Кроме того в ушедшей (в этом замысле) вперёд Стране восходящего солнца публичные демонстрации каких-либо новинок роботостроения собирают толпы интересных. А среди кривых средневековых улочек того же Печчиоли подобные боты выглядят и вовсе инопланетянами с Луны. Так что потребуется время, дабы люди начали принимать для того чтобы рода автомобили как органичную часть муниципального пейзажа.
Либо мы столь громадные горы мусора, что нам останется уповать только на появление настоящего, уже не анимационного, «спасителя и избавителя» WALL•E.