Художественное конструирование оборудования рабочего места

Художественное конструирование оборудования рабочего места

За последние два—три десятилетия наметилось что-то наподобие «культурного отставания» проектировочного дела. Как одно из средств его преодоления появилось художественное конструирование. На Конгрессе Интернационального совета организаций по художественному конструированию (ИКСИД) в 1969 г. было принято определение художественного конструирования (дизайна), предложенное бывшим президентом данной организации теоретиком и известным дизайнером Т. Мальдонадо.

В соответствии с этому определению «дизайн есть творческой деятельностью, цель которой — определение формальных качеств предметов, создаваемых индустрией. Эти качества, формы относятся не только к внешнему виду, но в основном к структурным и функциональным связям, каковые превращают совокупность в целостное единство (с позиций как изготовителя, так и потребителя)».

Определение художественного конструирования, взявшее распространение у нас, имеет большое количество неспециализированного с тем, которое принято ИКСИДом. Под художественным конструированием понимается творческая деятельность, целью которой есть формирование гармоничной предметной среды, самый полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Эта цель достигается определением формальных качеств изделий, создаваемых средствами индустриального производства.

К ним относятся не только свойства внешнего вида изделий, но в основном структурные связи, каковые придают совокупности нужное функциональное и композиционное единство, содействующее увеличению эффективности производства.

Художественное конструирование есть неотъемлемой составной частью процесса проектирования промышленных изделий (предназначенных для яркого применения человеком). Единый процесс инженерного и художественного конструирования иллюстрирует.

Цель художественного конструирования— создание промышленных изделий, самый полно удовлетворяющих запросы человека, максимально соответствующих условиям эксплуатации, имеющих гармонически целостную форму и высокие эстетические качества. Художественное конструирование, по образному выражению одного из экспертов, имеется не что иное, как мост между человеком и инженерным конструированием-потребителем. Художественное конструирование имеет собственные особенные задачи и протекает превосходно от хода инженерного проектирования.

Полный учет «антропогенных факторов» есть неотъемлемым элементом процесса художественного конструирования промышленных оборудования и изделий, в следствии чего обеспечиваются удобство пользования, большое соответствие условиям эксплуатации и в конечном итоге оптимизация условий трудовой деятельности.

Процесс художественного конструирования имеет собственную методику и собственную технику (рисунок, своеобразная графика, макетирование). Художественное конструирование — это, по существу, объемное проектирование. Моделирование изделия сперва в масштабе, а после этого и в натуральную величину разрешает шепетильно отрабатывать компоновку, эстетическую выразительность и композицию изделия, контролировать его удобство в эксплуатации и технологичность.

Изучение практики художественно-конструкторской разработки проектов интерьеров операторских комнат, цехов предприятий разрешило заключить об особенной значимости рабочего места в композиции интерьера. Рабочее место есть начальным и главным звеном любой производственной структуры.

Художественное конструирование оборудования рабочих мест требует оценки и комплексного подхода. Задачи живописца-конструктора при проектировании оборудования рабочего места тесно переплетаются с задачами архитектора при разработке композиционного ответа интерьера.

Эстетические требования направляться разглядывать в определенной и, в большинстве случаев, подчиненной связи с функциональными и эргономическими требованиями. В общей форме эстетические требования, так, как они представлены несовременной литературе по художественному конструированию, сводятся к следующему:

Реализация перечисленных требований при проектировании промышленных оборудования и изделий рабочего места требует опытного подхода живописца-конструктора. Не существует готовых рецептов относительно того, как спроектировать промышленное изделие, отвечающее требованиям .технической эстетики. Вместе с тем кое-какие неспециализированные правила, несоблюдение которых влечет за собой ухудшение эстетических показателей качества промышленных изделий, сформулированы в целом последовательности работ Всесоюзного НИИ технической эстетики (ВНИИТЭ) (см. кроме этого [6]). В сжатой форме они представлены в «Методических советах по проведению экспертизы эстетических показателей качества

Промышленных изделий, представленных к госаттестации» (Москва, ВНИИТЭ, 1972).

Каждое изделие проектируется с учетом соответствия ответа его формы главным тенденциям формообразования в данной группе изделий. Для современного в эстетическом отношении изделия характерно единство его формы с окружающей предметной средой.

Композиционная структура изделия обязана с громаднейшей полнотой высказывать его назначение, функциональные изюминки, метод осуществления функции, и метод применения. Форма на базе определенных ассоциаций обязана информировать о назначении изделия.

Форма изделия в целом и всех его элементов обязана отражать метод работы с ним, особенности манипулирования органами регулирования и управления, метод конструктивных работы устройств и контроля механизмов. Она обязана отражать кроме этого внутреннюю логику строения изделия, целесообразность с позиций соответствия конструктивной схеме, размещения узлов в корпусе, правильности применения внутреннего количества корпуса. Форма обязана соответствовать конструктивно-компоновочной схеме, высказывать ее особенности, быть целесообразной с позиций размещения и выявления отдельных конструктивных узлов.

Рациональная конструкция — нужное условие создания эстетически идеальной формы изделия. Со своей стороны процесс обнаружения эстетически идеальной формы содействует наилучшей организации самой конструкции.

Определенное сотрудничество формы изделия с пространством (живописец-конструктор организует не только количество, но и прилегающее пространство) находит отражение в объемно-пространственной структуре. Она характеризуется соподчиненностью элементов по определенным особенностям, степенью обнаружения подчинения и основного элемента формы ему главных территорий, и соподчиненностью элементов в них, т. е. иерархией элементов композиции по их конфигурации, и по характеру их пластического ответа, пространственной схеме размещения, размерам, согласно решению их поверхностей и цвету.

Уравновешенность формы определяется размещением ее элементов довольно пространственных осей. Тут серьёзны все средства гармонизации формы, содействующие созданию зрительного равновесия (к примеру, размеры, пластика, цвет).

Соразмерность — закономерность количественных взаимоотношений в форме — рассматривается как единая мера соизмерения элементов либо их групп между собой, и между элементами, целым и группами. Наряду с этим главное внимание уделяется масштабу, пропорциям, ритму и цвету.

Тектоничность формы выражается соответствием конструкции и использованного материала появляющимся нагрузкам. В форме изделия должны быть распознаны физические и конструктивные особенности использованных материалов.

Ритм как средство гармонизации свидетельствует закономерное чередование соизмеримых элементов и содействует достижению – ясности изделия. Ритмический строй проявляется и в пластике формы, и в динамической линии, и в ясном силуэте. Критерием ритмичности есть ясность движения и относительная простота составного элемента при образовании той либо другой формы.

Ритмический строй всех элементов и частей должен быть подчинен неспециализированному композиционному плану, что снабжает целостность композиции.

Пластическая проработка формы изделия в целом и пластическая нюансировка элементов формы играются значительную роль в ее гармонизации. Форму гармонично скомпонованного изделия отличает единство стилевой характеристики всех элементов и частей. Стилевая черта всех элементов формы обязана соответствовать стилевому ответу главного формообразующего элемента.

Пропорции, под которыми в большинстве случаев понимается соразмерность элементов композиции, согласованная совокупность соотношений между целым и частями придают изделию выразительность и гармоническую завершённость. Пропорционирование изделия не должно быть формальным: его направляться строить на базе конструктивно-компоновочной схемы этого изделия.

Масштабность формы изделия рассматривается с позиций соразмерности его человеку. В архитектуре таковой подход имеет давешнюю историю. В известном трактате Витрувия об архитектуре содержится идея о том, что пропорции, на базе которых достигается соразмерность в произведениях архитектуры, основаны на пропорциях людской тела.

Пропорции людской тела, как мы знаем, послужили необычным математическим каноном для «Модулера» выдающегося французского архитектора Корбюзье. Масштабная черта изделия обязана соответствовать функциональной и конструктивной логике его строения.

Цветовое и фактурное ответ изделия должно соответствовать тектонике изделия, высказывать особенности его эксплуатации и функционирования. Сочетание фактурных и ровных, матовых и блестящих поверхностей разных частей изделия зрительно обогащает его внешний вид. Цветовое ответ отдельных элементов может существенно оказывать влияние на информативность, читаемость надписей и шкал.

Графическое ответ характеризуется грамотным выполнением графических элементов, четкостью прорисовки рисунка шрифта. Место размещения графических элементов должно быть обусловлено композиционным ответом изделия в целом и нести лаконичную, ясную данные о функциональном назначении частей и элементов изделия. Темперамент надписей и шрифтового решения шкал на изделии должен быть единым.

Уровень качества исполнения формы изделия, всех его элементов обеспечивается верно выбранной и совершенно верно выполняемой разработкой изготовления всех частей, узлов и его сборки и деталей изделия. Технологичность изделия, т. е. относительная простота его изготовления, в большинстве случаев, связана с ясностью формы, с ее конструктивной логикой.

Анализ совершенства производственного выполнения включает кроме этого изучение качества защитно-качества выполнения и декоративных покрытий графических элементов. Лакокрасочные, гальванические и другие покрытия должны иметь однородную поверхность (без пузырей, подтеков, царапин, сколов и т. д.). Оклейку кожей либо кожезаменителем направляться создавать шепетильно по всей линии стыка с соседними участками, дабы край был ровный, однообразный.

Графические элементы (надписи, шкалы, индексы) необходимо делать шепетильно — небрежное исполнение надписи, неравномерное заполнение краской гравированных надписей, шкал, недостаточная яркость краски, неравномерность букв и толщины цифр на шкалах существенно ухудшает внешний вид изделия.

Сложным комплексным объектом художественного конструирования есть рабочее место оператора АСУ. Неспециализированное композиционное ответ пульта управления,его конструктивная схема определяются условиями производства и конкретными задачами, общей компоновкой и требованиями эргономики оборудования операторского пункта. Главные функциональные параметры при формообразовании щита диктуются в основном условиями и мнемосхемой ее восприятия.

метрическая проработка и Большие размеры щитов управления разрешают, в большинстве случаев, органично включить эти элементы оборудования в ритмический строй архитектурной композиции интерьера операторского пункта.

Цвет облицовочных материалов и покрытий не только делает функциональную задачу улучшения условий восприятия, но и является средством художественной ясности композиционного строя пульта, мнемосхемы и щита. Исходя из этого нужно, дабы цвета были чистые, в основном сложных приглушенных тонов, владели высокими декоративными преимуществами. «Указания по проектированию цветовой отделки интерьеров производственных строений предприятий» (СН 181-70) дают проектировщикам широкий материал для выбора научно обоснованных цветовых схем в зависимости от своеобразных изюминок производства.

При отделке наружных рабочих панелей щитов и пультов управления нужно учитывать степень блеска облицовочных покрытий и материалов, поскольку блики на поверхностях с высоким блеском приводят к зрительному утомлению оператора и снижают уровень качества его работы. Исходя из этого для лицевых панелей щитов и пультов направляться использовать отделочные материалы с матовыми и полуматовыми поверхностями.

Как мы знаем, что самый благоприятны для работы физиологически оптимальные цвета, расположенные в средневолновой части видимого спектра: зелено-светло синий, зеленый, зелено-желтый, желтый. Но использование насыщенных оттенков этих цветов и особенно окраска ими громадных площадей может вызвать цветовое утомление и отвлекать внимание оператора.

Исходя из этого самые приемлемыми цветами являются цвета маленькой либо средней насыщенности (не более 40%), снабжающие хроматическую устойчивость зрения. Наряду с этим оттенки смогут быть теплыми либо холодными. Цвет панелей должен быть чернее фона прибора, но достаточно ярким, дабы различать мнемосхемы и избежать резкого контраста между фоном панели и прибора.

Пол операторского пункта может иметь достаточно насыщенный цвет, поскольку на таком фоне лучше воспринимается оборудование. Помимо этого, фон помогает для снятия монотонности при восприятии всего интерьера.

Цвет, являясь одним из главных средств композиционного объединения элементов операторского пункта, требует опытного подхода живописца-конструктора либо архитектора. Как средство архитектурной композиции, цвет обязан всецело соответствовать ее главным своеобразным средствам, т. е. в первую очередь объемно-планировочной структуре, тектонике, масштабу. Художественная ясность объемно-пространственного построения интерьера операторского пункта основывается в основном на его выделенной простоте, возможной соразмерности и ясности структуры.

Применение гармонических сочетаний цветов наровне с верным ответом функциональных задач применения цвета снабжает интенсивность и необходимое направление эмоционального действия цвета в условиях производства. В большинстве случаев, проектируется не изолированная цветовая среда, а свето-цветовая среда. освещение и Цвет в совокупности разрешают достигнуть, к примеру, некоего психотерапевтического уравновешивания недочётов производственной среды либо избежать негативного действия на трудящихся неправильных пропорций помещения, некоторых негативных условий труда и др.

Одной из задач, решаемых при художественном конструировании рабочего места оператора, есть создание соответствующего фона. Имеется в виду такое ответ интерьера пункта управления (ограждав ющих других элементов и конструкций), которое обеспечило бы большое сосредоточение внимания оператора на органах управления и панелях информации. Не должно быть независимых декоративных элементов, не связанных с функциональным ответом интерьеров.

Каждые чисто декоративные элементы интерьера смогут превратиться в дополнительный раздражитель. Архитектурно-художественную ясность интерьера направляться обнаружить в таком применении конструктивных и отделочных материалов, которое не противоречило бы функциональному назначению помещения.

На примере разработки проекта реконструкции Центрального пункта управления (ЦПУ) аммиачного производства Щекинского химического комбината возможно убедиться в том, что комплексное ответ интерьера и оборудования операторского пункта есть нужным этапом оптимизации трудовой деятельности операторов [8]. Начав с психофизиологического анализа трудовой деятельности аппаратчиков, художники и эргономисты-конструкторы составили ее профессиограмму.

Были проанализированы кроме этого организация своевременного управления, совокупность автоматизации, эффективность применения технологических мощностей, обстоятельства нарушения режима работы, аварий и внеплановых остановок оборудования, способы подачи информации аппаратчикам. Критически были оценены компоновка оборудования и эстетические качества интерьера центрального пункта управления (ЦПУ) аммиачного производства, гигиенические условия работы аппаратчиков.

В следствии анализа были распознаны большие недочёты в организации своевременного управления и отысканы резервы увеличения производительности труда. Работа аппаратчика, которая связана с громадным нервным и умственным напряжением, затруднялась отсутствием дистанционного управления многими электро- и пневмоприводами. Увеличение уровня механизации процессов управления главными агрегатами конкретно с ЦПУ было признано первым резервом увеличения эффективности аммиачного производства.

Как продемонстрировал анализ, -многое зависело от точности и скорости восприятия аппаратчиками всех данных. Главная часть информации о состоянии управляемого объекта действовала от устройств, расположенных на щите не учитывая требований эргономики, разнородных по величине, форме, цветовым решениям и структуре шкал. Цветовое ответ устройств отличалось неоправданным разнообразием — корпуса окрашивались в серый, серо-зеленый, коричневьщ, тёмный цвета безотносительно к назначению устройств.

Не всегда соблюдались и правила рациональной компоновки устройств. Так, второй резерв улучшения оперативности управления — более тщательный их компоновки и подбор приборов.

Значительные недочёты были распознаны кроме этого в размещении органов управления на ЦПУ. Дабы ликвидировать аварийную обстановку, аппаратчик должен был около семи раз переходить от пульта к щиту и обратно. Были нарушены правила совместимости при размещении органов управления и связанных с ними устройств контроля, что приводило к ошибочным действиям аппаратчиков, затрудняло их обучение.

Мнемосхема размещалась частями на приставках к пультам управления и составляла первый замысел в совокупности отображения информации о состоянии управляемого объекта. Второй замысел — приборный щит—пребывал в отдалении от первого. Оператор не имел возможности охватить сходу всю картину.

Графическое изображение технологического процесса на мнемосхеме было усложнено. Неудовлетворительно было и цветовое ответ мнемосхемы. Исходя из этого третий резерв увеличения эффективности работы аппаратчиков пребывал в совершенствовании мнемосхемы органов и рациональном размещении управления ЦПУ аммиачного производства.

В соответствии с проектом мнемосхема образовывает первый замысел представления информации о состоянии управляемого объекта, что обеспечивается ее расположением и большими размерами на особой надстройке .щитов. При построении композиции мнемосхемы использованы неспециализированные правила, сформулированные [9] на базе обобщения опыта экспериментальных эргономических исследований и других средств и проектирования мнемосхем отображения информации (СОИ).

В мнемосхеме отражены главные приемы композиционного построения графического изображения: масштаб, пропорции, ритм. Отыскано успешное цветовое ответ мнемосхемы. Органы управления перенесены на щит, а пульты ликвидированы.

Мнемосхемы, приборы и органы управления, относящиеся к одному агрегату либо технологическому процессу, скомпонованы совместно.

Потолок во всем помещении сделали горизонтальным, подвесным на железном каркасе. Поверхность подвесного потолка облицевали перфорированными звуковыми шлаковатными плитками, прорезали его широкой полосой, в которой установили светильники дневного света. Заподлицо с звуковыми плитами эту полосу закрыли матовой гофрированной поливинилхлоридной пленкой.

Такое устройство потолка позволяет наилучшим образом осветить щит с устройствами. Освещенность в этом случае достигает 1000 лк. В другой горизонтальной части потолка установили встроенные светильники типа ОСП-2, расположенные на протяжении помещения в шахматном порядке.

Освещенность данной части помещения достигает 350 лк. Пространство -между щитом для мнемосхем и потолком закрыли гофрированным алюминием (либо пластиком), в котором установили вентиляционные решетки.

Окна опустили на 56“см, под подоконниками’установили решетчатый алюминиевый короб, закрывающий отопительную’‘совокупность,? древесные рамы заменили железными. Несущие столбы каркаса, находящиеся у наружной стенки, обшили древесно-стружечными плитами, торцы которых закрыли дюралевыми уголками. Пол покрыли поливинилхлоридными плитками.

Неспециализированный колорит окраски щитов, стен и пола — холодные тона, что обусловлено необходимостью приглушить интенсивность солнечного освещения помещения через громадные окна, выходящие на юго-запад. Дабы обезопасисть щиты от прямых солнечных лучей, на окна навесили жалюзи. Для работы операторов за приборными щитами на расстоянии 1,5 м от них установили пять маленьких столов с телефонами.

Один стол с телевизором и пультом для главного диспетчера установили раздельно в центре зала, ближе к окнам.

В следствии реализации художеЬтвенно-конструкторских и повышения уровня и эргономических разработок механизации процессов управления в центральном пункте управления Щекинского химического комбината персонал центрального пункта управления уменьшился на 40%, повысилась культура эксплуатации технологических объектов, более строго стали соблюдаться оптимальные режимы, сократилось количество ошибок аппаратчиков и нарушений режима при устранении последних. Время устранения важных нарушений режима уменьшилось в среднем на 15%. В один момент улучшились условия работы аппаратчиков н повысилась надежность работы человека в совокупности управления.

А.Д. Григорьев про микроволновое излучение и про судьбу, часть вторая


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: