Йоханн йонах: на таком рынке надо или расти, или умереть

Йоханн йонах: на таком рынке надо или расти, или умереть

Не смотря на то, что сделка по приобретению Райффайзенбанком Импэксбанка была закрыта еще в сентябре прошлого года, процедура слияния банков не завершилась до сих пор: юридическое объединение было перенесено с марта на конец года. О обстоятельствах затянувшегося присоединения и изюминках зарубежного банкинга в Российской Федерации в интервью Ъ поведал предправления Райффайзенбанка Йоханн Йонах. // Светлана Дементьева.КоммерсантЪ № 90/П (№ 3666) от 28.05.2007

– Самостоятельно проработав в Российской Федерации достаточно удачно десять с лишним лет, Райффайзенбанк решился на радикальное трансформацию стратегии развития, изначально предусматривавшей независимую экспансию. Из-за чего?

– Мы почувствовали, что рынок начинается через чур скоро и сохранить долю на нем, не говоря уже о расширении, возможно лишь за счет ускоренного развития региональной сети. Приобретение существующих банков разрешает стремительнее достигнуть данной цели. В то время, когда мы лишь вышли на российский рынок во второй половине 90-ых годов XX века, он не был таким громадным и конкурентным.

К тому же у нас было преимущество: мы одни из первых запустили тут потребительское кредитование, и сначала нам было легко удерживать позиции в пятерке фаворитов. Но со временем все громадные русские игроки стали переориентироваться на розничный бизнес и медлено применять потенциал собственных региональных сетей. Конечно, соперничать со собственными 27 отделениями в то время с банками, располагающими вдесятеро громадными сетями, мы не могли.

– Как я осознаю, переломным для вас стал 2005 год. В случае если на его начало Райффайзенбанк входил в пятерку фаворитов розничного кредитования на русском рынке, то на начало 2006-го уже нет. Как поменяло обстановку приобретение Импэксбанка?

– По результатам первых трех месяцев 2007 года совместно с Импэксбанком мы находимся на пятом месте по количеству кредитов физическим лицам, на четвертом – по депозитам физических лиц и на шестом по активам. На мой взор, это весьма хорошие показатели, в особенности с учетом того, что кроме того по окончании приобретения Импэксбанка по числу отделений (порядка 250) мы далеко не на пятом месте.

– Из-за чего тогда, замечая в 2005 году повышенную активность соперников, вы не купилибанк раньше?

– Мы не сами выбирали момент приобретения: согласие обладателей Импэксбанка на продажу мы взяли только в начале 2006 года. Кроме Райффайзенбанка Импэкс вел переговоры с другими потенциальными приобретателями. Как раз они и выяснили грубо говоря ценовой диапазон сделки.

– Многие уверены в том, что Райффайзенбанк переплатил за Импэкс. На момент покупкисумма сделки в $550 млн была большой ценой, которую иностранныйбанк уплатил за выход на российский рынок.

– $550 млн – это цена, которая устроила и клиентов, и продавцов. Само собой разумеется, на тот моментцена имела возможность показаться кому-то завышенной. Но, согласитесь, на данный момент обстановка выглядит в противном случае, в особенности при учете сделок, прошедших по окончании отечественной, в то время, когда другие клиенты сделали вывод, что возможно платить еще больше. На таком рынке нужно либо расти, либо погибнуть.

В конечном счете я не считаю, что мы переплатили. Практически мы выкупили время. Независимое построение сети в 200 отделений, которую мы взяли с приобретением Импэксбанка, обошлось бы дешевле, но на это ушло бы три-четыре года.

– Ходят слухи, что перед тем, как вы возглавили российский Райффайзенбанк, прошлое управление банка в лице Мишеля Перирена вычисляло эту сделку стратегически неверной…

– Это не верно. Мишель Перирен ничего не знал о сделке, переговоры с Импэксбанком начались в середине декабря 2005 года, уже по окончании принятия ответа о смене его ухода и руководства. Исходя из этого он не мог быть ни за, ни против данной сделки.

Спросите его сами.

– Последние $50 млн по сделке вы перечислили продавцам досрочно, не ждя аудированной отчетности за 2006 год, из-за чего?

– Нам необходимо было ускорить процесс интеграции между банками, а заниматься этим полным ходом до закрытия сделки мы не могли.

– Однако процесс не ускорился, а замедлился. Первоначально юридическое объединение двух банков было намечено на март, сейчас перенесено на конец года…

– нормативные акты и Законодательство Банка России не разрешают в один момент создавать объединение и увеличивать уставный капитал. Исходя из этого объединение было нужно отложить до завершения процесса повышения капиталов обоих банков. В другом случае возможности предстоящего роста бизнеса обоих банков были бы ограничены до завершения процесса объединения.

Это небыстрый процесс, а для нас недопустимо в течение целого года заниматься лишь интеграцией и забыть о бизнесе.

– Из-за чего было решено отказаться от брэнда Импэксбанка?

 

– Мы думаем, что брэнд Райффайзенбанка более сильный, а поддерживать два брэнда в один момент через чур дорого. К тому же смена брэнда купленного банка вписывается в неспециализированную стратегию группы Райффайзен. Исключения были сделаны только для Украины, где приобретался второй по размеру банк. В том месте Аваль был переименован в Райффайзен Банк Аваль. По данной же причине мы сохранили наименование банка в Белоруссии. К заглавию Приорбанк добавили член группы ‘Райффайзен’.

Та же история с Татрабанком – третьим по величине банком в Словакии. Действительно, в том месте дополнительную роль сыграла история банка, что существовал еще до 30-х годов прошлого века. Во всех других государствах присутствия группы Райффайзен купленные банки переименовывались в Райффайзенбанк плюс наименование страны.

– Что будет по окончании того, как завершится банки и юридическое объединение перейдут на единый брэнд?

– Юридическое объединение только первый этап интеграции. По окончании того как он будет закончен, потребуется еще два-три года на операционное и техническое объединение банков. на данный момент в Импэксбанке и Райффайзенбанке различные операционные совокупности, наряду с этим перевести Импэксбанк на совокупность Райффайзена либо напротив нереально, потому, что ни одна из них не поддерживает таковой количество операций, которого мы планируем достичь.

Планируемый рост активов, в соответствии с отечественным замыслам, обязан составить приблизительно 50%. Это выше, чем в среднем по рынку, что дает нам возможность увеличивать собственную долю.

– на данный момент ваша часть с учетом приобретения Импэксбанка образовывает 2,2% – рекорд среди зарубежных банков, трудящихся в Российской Федерации. Вы собираются перегнать кого-то из больших русских игроков?

– Загадывать сложно. Вряд ли отечественная часть в течение кроме того десяти лет достигнет 10%: рынок через чур большой. В целом для группы Райффайзен приемлемый показатель на розничных рынках России и других бывших советских республик – 5%, другими словами планируемый рост – минимум вдвое. Наряду с этим российский рынок – самый серьёзный из тех, где мы присутствуем.

Среди дочерних банков группы Райффайзен в различных государствах российский банк – самый громадный и прибыльный.

– А как обстоят дела с рисками, например, невозвратов? Как они высоки в Российской Федерации по сравнению с другими государствами присутствия группы Райффайзен?

– Как ни необычно, по России риски в Райффайзене меньше, чем в государствах Центральной и Восточной Европы, даже в том случае, если накапливать риски Импэксбанка. Дело в том, что в Российской Федерации мы не трудимся в высокорисковых сегментах. Количество невозвратов есть тайной информацией, но могу заявить, что он большое количество ниже среднего на рынке.

– Вы не планируете переход в более рисковые сегменты для расширения доли на рынке, к примеру в сегмент экспресс-кредитования в торговых сетях?

– Мы готовы к некоей либерализации рисковой политики с целью завоевания доли в более массовом сегменте. на данный момент средний доход отечественного заемщика–физического лица образовывает от $500 в месяц. Но экспресс-кредитование не для нас: риски в этом сегменте через чур высоки. Однако в будущей объединенной линейке продуктов единого банка мы сохраним необеспеченный нецелевой Народный кредит, что на данный момент имеется в линейке Импэкса. Это будет отечественный самый рисковый продукт.

Райффайзен для того чтобы продукта своим заемщикам на данный момент не предлагает. По большому счету же новая единая линейка розничных кредитных продуктов будет составлена из самые конкурентных продуктов обоих банков.

– Что будет с кредитными программами Импэксбанка для микро- и малого бизнеса? Ходили слухи, что последовательность из них будет свернут как высокорисковый, а условия по оставшимся значительно ужесточатся. Более того, в следствии перевода Импэксбанка на единый стандарт оценки заемщиков участники рынка кроме того прогнозировали утраты в этом сегменте клиентской базы до 75%.

– Мы слышали подобные оценки. Честно говоря, они нас очень сильно удивляли. Я не буду отрицать, что подходы Импэксбанка к финансированию микро- и малых фирм были весьма значительно пересмотрены. Мы заинтересованы в работе по единым стандартам.

Но в случае если сравнить количества выданных кредитов микро- и малому бизнесу на начало 2006 года и в конце, виден 50-процентный рост. Мы не планируем отказываться от работы в этом сегменте, тем более что Импэксбанк уже пара лет в полной мере удачно в нем трудится и возможность выхода в данный сегмент, пока не охваченный Райффайзенбанком, была одним из ответственных параметров при покупке. Именно на данный момент мы запускаем новую программу, нацеленную именно на данный сегмент рынка.

Будем предлагать средним и малым фирмам финансирование на долгие сроки – до десяти лет, которое весьма сложно взять в русских банках.

– Какое направление бизнеса для вас самый приоритетно: розница либо корпоративный банкинг? И в каком соотношении находятся эти сегменты бизнеса на данный момент, в случае если наблюдать по активам?

– Для универсального банка, каким мы себя видим в будущем, все направления одинаково приоритетны. Это сокращает риск, мы не желаем быть нишевым игроком. Что касается раскладки по активам, конечно, в корпоративном сегменте, что исторически есть для нас самым ответственным, сосредоточено громаднейшее количество активов.

На сегодня две трети активов Райффайзенбанка сосредоточены в корпоративном сегменте и одна треть – в розничном. В Импэксбанке это соотношение образовывает приблизительно 50% на 50% (наряду с этим средний бизнес и малый мы включаем в розничный блок).

– С 1 июля банки должны будут раскрывать действенные ставки заемщикам–физическим лицам. Банки, у которых на данный момент действенные ставки зашкаливают, уже начали поменять собственные кредитные программы. Как вы готовитесь к 1 июля?

– Никак. Раскроем все как имеется. Это обычная интернациональная практика. Расхождения между заявленными и действенными ставками в русском Райффайзенбанке незначительны. Не пологаю, что они кого-то отпугнут. Собственный главный доход мы получаем на процентах по кредиту, а не на рабочих группах.

Исходя из этого поменять кредитные программы в канун 1 июля мы не планируем. Напротив, я думаю, обязанность банков раскрывать действенные ставки даст нам некое конкурентное преимущество по сравнению со многими игроками и будет содействовать перетоку к нам заемщиков от самые агрессивных участников рынка.

– Как сложнее банку трудиться в русском нормативно-правовом поле по сравнению с другими государствами?

– Особенных вопросов к законодательству и нормативным актам Банка России у нас нет. Мы не ожидаем, что везде будет как в Австрии, и не жалуемся на судьбу. Само собой разумеется, что касается отчетности, то ее количество в Российской Федерации значительно больше, чем в других государствах, но, думаю, со временем все будет организовано более действенно.

На мой взор, для зарубежных банков, каковые трудятся в Российской Федерации, самый проблемный момент вовсе не регулятор, а суды. В случае если при происхождении неприятностей с заемщиками дело доходит до суда, результаты непредсказуемы.

– У Райффайзенбанка в Российской Федерации богатая практика судебных слушаний с заемщиками? В чью пользу она складывается?

– Слава всевышнему, небогатая, но было пара случаев, в то время, когда мы сталкивались с судебной совокупностью, и итог этих столкновений нас удручил.

– У вас большой количество депозитов физических лиц, что нехарактерно для зарубежных банков, каковые имеют возможность значительно дешевле завлекать ресурсы с Запада. Для чего вам столько депозитов?

– В случае если мы желаем увеличивать долю на рынке, то должны увеличивать не только кредитный, но и депозитный портфель. Рассчитывать лишь на финансирование из-за предела для нас не вариант, необходимо находиться на собственных ногах. К тому же мы ни при каких обстоятельствах не были ориентированы только на поддержку материнской компании. На сегодня 65-70% от отечественных пассивов составляют средства на квитанциях юридических и физических лиц и отечественные личные средства.

Заимствования же на внешних рынках сейчас занимают малого часть. Такова неспециализированная стратегия фондирования всех банков группы. В большинстве случаев, у дочерних банков группы Райффайзен уровень депозитов больше, чем кредитов, и лишь сейчас уровень кредитов как раз в сфере розничного кредитования возрастает.

Отечественная задача – баланс: дабы и депозиты, и остатки на текущих квитанциях не отличались очень сильно от количеств выданных кредитов.

Faust. Der Tragodie erster направляться 1960 (russian subtitles)


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: