Юрий колток: логика эволюции
За счет чего банк за три года смог встать с 618 места по размеру активов до 139 места.
Как возможно нарастить кредитный портфель по юрлицам за год на 100%, наряду с этим сняв собственные риски. Что неспециализированного между МСБ и азартными играми. Из-за чего развитие разработок ДБО напоминает «гонку оружий».
Об этом в интервью «Б.О» поведал Генеральный директор Военно-Промышленного Банка Юрий Колток.
— Юрий Леонидович, в течение трех лет, с 1 апреля 2011 года по 1 апреля 2014 года, ВПБ встал с 618 места по размеру активов до 139 места. Благодаря чему у вас оказалось реализовать мечту большинства маленьких банков — вырасти? Причем не за счет агрессивного поведения на рынке розничного кредитования.
— В начале 2010 года в Военно-Промышленный Банк пришла новая команда управленцев, которая поставила перед собой задачу вырастить данный банк. В рамках стратегии роста мы придерживались трех главных направлений развития, каковые и разрешили ВПБ совершить прорыв из седьмой много банков в топ-150.
Первое направление — развитие сети продаж. Соответственно, в течение трех лет она росла достаточно важными темпами, и на сегодня у нас более 40 выделенных структурных подразделений.
Второе направление — развитие продуктовой линейки. Мы сконцентрировали свои силы на высокотехнологичных продуктах. Сейчас банк владеет собственными карточным и терминальным процессингами, высокотехнологичными продуктами, такими как Транспортная карта и Instabank.
Раздельно подчеркну совокупность «Клиент-Банк», которая у нас существует в пяти разных предположениях. Одна базируется на терминальном процессинге, вторая — на Instabank, оставшиеся три — на платформах iPhone, iPad и Android. Банк высокими темпами развивал как раз высокотехнологичные направления, что разрешило создать комфортную продуктовую линейку для клиентов.
Третье направление — это активная работа банка с клиентами из корпоративного сектора.
— Ваше активное сотрудничество с корпоративным сектором разумеется. Так, к примеру, в течение года количество кредитов, выданных ВПБ юрлицам, вырос практически на 100% и на 1 апреля 2014 года достиг отметки 10,3 млрд рублей. Наряду с этим обстановка в русском экономике подобна той, что была в осеннюю пору 2008 года — весной 2009 года.
Благодаря чему вам удалось достигнуть таких результатов?
— В 2013 году ВПБ начал принимать участие в качестве кредитора в разных девелоперских проектах. К примеру, в проекте «Западное предместье» на земельном наделе около городского поселения Громадные Вяземы в Столичной области. Это застройка 500 кв.м жилья по программе военной ипотеки.
Имеется у нас девелоперские проекты и в Новой Москве и в разных городах ближнего Подмосковья — в Королеве, Купавне, Долгопрудном и в других населенных пунктах.
Банк кредитует девелоперские компании под права соинвестирования или соглашения долевого участия и реализует эти права через собственную компанию «ВПБ Стройинвест». Это разрешает нам всегда контролировать ликвидность обеспечения, по причине того, что, по сути, мы сами осуществляем продажи данных ДДУ [Договор долевого участия — прим. «Б.О»]. При таковой схеме ВПБ сможет вернуть собственные деньги кроме того при большого понижения цен на недвижимость.
В случае если продажи поднимаются, застройщик, что у нас кредитуется под эти ДДУ, постоянно имеет возможность для себя решить: реализовывать дешевле и гасить кредит либо дать нам эти ДДУ, и мы сами реализуем их дешевле.
— Занимательная схема
— И она единственно действенная на этом рынке для банков. Наряду с этим, увидьте, мы остаемся на своем «поле» — мы не участвуем в строительных работах, мы только его кредитуем. Любой обязан заниматься своим делом.
Банк кредитовать, а девелопер — организовывать процесс строительства. В противном случае возможно появляться на том рынке, где не являешься квалифицированным экспертом и заведомо обречен на проигрыш.
— Какие конкретно еще приоритетные направления сотрудничества с корпоративным сектором, не считая кредитования?
— Мы предоставляем фирмам весь спектр банковских одолжений, ориентируясь на потребности клиентов и рынок. на данный момент, к примеру, высоко пользуется спросом таковой кредитный инструмент как банковские обеспечения. ВПБ, развивая собственную технологическую базу в рамках продуктовой линейки, организовал скоринговые процедуры, каковые разрешили ему давать эти кредитные инструменты практически в режиме онлайн.
Ответ о предоставлении данного продукта банк принимает в течение одного дня по окончании обращения предприятия. В течение двух часов с момента принятия хорошего ответа клиент приобретает пакет документов со скан-копией данной гарантии, по которой предприятие имеет возможность согласовать с клиентом текст гарантии. Подписав пакет документов, клиент создаёт оплату и приобретает оригинал гарантии на руки.
И тендерное кредитование банк предоставляет в таком же режиме, как и гарантию, другими словами весьма скоро, в режиме немедленных расчетов по окончании подписания пакета и принятия решения документов. Это происходит за счет того, что, заключив договора с главными тендерными площадками в Российской Федерации о возврате обеспечения на счет в банке, банк взял безотносительную гарантированную возвратность средств в банк с этих площадок.
— А такая ускоренная совокупность выдачи обеспечений не есть рискованной и не воздействует очень плохо на уровень качества этих обеспечений?
— Не обращая внимания на высокую скорость согласования предоставления обеспечений и тендерных кредитов, банк весьма ответственно подходит к задаче минимизации рисков в этом направлении. Разглядывая банковскую гарантию как кредитный инструмент, банк подходит к вопросу предоставления банковских обеспечений подобно рассмотрению кредитной заявки потенциального заемщика методом проведения тщательного анализа в соответствии с законодательством и нормативными документами РФ.
Мы не пренебрегаем ни одной нужной процедурой, проводим весьма качественный анализ всех участников сделки, оцениваем денежное состояние принципала и четко контролируем соблюдение всех требований к документации и участникам по сделке. минимизация проведения процесса и Оперативность анализа принятия банком ответа о выдаче обеспечений достигается благодаря высокому профессионализму отечественных экспертов и применению новейших технологий, разрешающих проводить банку все нужные процедуры в только маленькое время. И как раз качества оказания и совмещение скорости этих одолжений разрешили банку получить репутацию банка порядочного, хорошего, выполняющего собственные обязательства и не допускающего мошенничества в области выдачи обеспечений.
— Интерес ВПБ к корпоративным клиентам понятен. Это не только кредиты девелоперам, но и банковские обеспечения. А как для вас серьёзны его «младшие братья» — средний бизнес и малый?
— Нам весьма интересно трудиться с МСБ. С ними комфортно иметь дело. Они дорожат собственной позже и кровью заработанной репутацией и весьма важны.
И, в большинстве случаев, они ни при каких обстоятельствах не подводят банк.
— И с ними у ВПБ не появляется никаких неприятностей?
— Сложности, с которыми мы сталкиваемся, в то время, когда трудимся с МСБ, связаны с изюминкой психологии у части предпринимателей. Иногда не редкость, человек так загружён в собственную деятельность, что ее экономическая целесообразность утрачивает для него суть. Допустим, предприниматель занимается подготовкой нефти в собственном хранилище. Будучи красивым химиком-технологом, он идеально организовывает технологический процесс.
Но наряду с этим показатель рентабельности его бизнеса близок к нулю, что его нисколько не обескураживает.
Для среднего бизнеса и представителей малого обычно собственное дело — это азартная игра и увлечение. Сперва таковой предприниматель играется на собственные средства и проигрывает все. Это его не останавливает, и он продолжает играть на чужие деньги.
И без того может длиться достаточно продолжительно. И вот тут их нужно как-то тормозить, как-то на землю возвращать.
С корпоративными клиентами все несложнее. У них имеется управленческая отчетность, проанализировав которую, можно понять, как они получают деньги. А с средним и малым бизнесом не легко в том замысле, что
— Нереально проконтролировать, дабы предприниматель не просто любимым делом занимался, но наряду с этим и деньги получал?
— Да, его нужно извне неизменно в тонусе держать, дабы он не только обожал собственный бизнес, но еще и отрабатывал занятые у банка средства, дабы сохранялся в поле возвратности кредитов и выплаты процентов. Предположительно, это самое непростое при работе с МСБ.
И, конечно же, взвешенно подходя к работе со собственными активами, мы пристально знакомимся с отечественными клиентами, глубоко изучаем направления бизнеса, что они воображают, и данный тщательный анализ заемщика разрешает свести риски сотрудничества с представителями МСБ к минимуму.
— Неприятности, с которыми вы сталкиваетесь при кредитовании МСБ, понятны. А из-за чего на сайте вашего банка нет рекламы розничных кредитов? Ваш банк решил минимизировать собственный присутствие на этом сегменте рынка?
— Из-за чего не кредитуем? Мы деятельно трудимся на рынке розничного кредитования. Действительно, деньги даем лишь сотрудникам фирм — участников отечественных зарплатных проектов.
Именно поэтому мы видим настоящий доход потенциального заемщика, и это дает нам возможность кредитовать с уверенностью в том, что этот кредит будет погашен.
— В последние три года ваш банк деятельно развивает региональную сеть. Одновременно с этим вы инвестируете большие ресурсы в создание разных сервисов ДБО. Какое из направлений — «физическая» либо «цифровая» сеть — есть для ВПБ приоритетным?
— Оба направления одинаково серьёзны для банка. В случае если сказать о «физической» сети, то прежде всего она запланирована на обслуживание вкладчиков. В случае если о «цифровой» — то на продажу кредитов, обслуживание зарплатных различных сервисов и проектов ДБО.
Большая часть тех, кому за 50-летний период, не весьма обожают карточные продукты, к ДБО относятся весьма насторожено и предпочитают личное общение. Младшее же поколение, напротив, практически живет в сети, неспешно вовлекая в «старших» и цифровой мир.
До тех пор пока карточные продукты и ДБО еще не весьма действенны. Не смотря на то, что, думаю, обстановка кардинально изменится в течение ближайших пяти лет. Но дабы на следующий день безнадежно не отстать, формированием вот данной продуктовой линейки — ДБО и карточных продуктов со всеми механизмами — нужно деятельно заниматься уже на данный момент.
— Другими словами, как Алисе в Стране чудес, в то время, когда «нужно весьма скоро бежать, дабы оставаться на месте»
— Да, совсем так. А карточные продукты и ДБО (не смотря на то, что первые и в меньшей степени) сейчас являются венчурным инвестиционным проектом, в который вкладываешь, не имея прямой отдачи. Но количество потребителей сервисов ДБО так бурно растет, что эти сервисы будут пользуются спросом полностью в скором будущем.
— В случае если деятельно развивать ДБО, дабы бежать в первых рядах всех, то необходимо всегда модернизировать IT-совокупность банка. Высока возможность того, что в какой-то момент данный процесс может в «гонку оружий», которая окажется нерентабельной. Может, необходимо снизить темпы развития ДБО?
— Автоматизация вправду подобна «гонке оружий», лишь в бизнесе. Ты или вкладываешь деньги и приобретаешь новое поколение «оружия» для работы на рынке, или ты этого не делаешь и теряешь собственные позиции. И в этом замысле затраты на автоматизацию не только не пугают, они кроме того радуют, потому, что это указывает, что ты делаешь то, что разрешает усиливать положение на рынке.
— Что есть той движущей силой, которая побуждает вас в работе и жизни идти вперед и не разрешает остановиться на достигнутом?
— Логика эволюции. А она такова, что показавшись на свет, вы должны расти, развиваться, ходить в садик, позже в школу, позже в университет, жениться, трудиться, у вас рождаются дети, позже внуки… Теоретически возможно постараться остановиться на какой-то ступени развития а также, в случае если вам хочется, всю жизнь ходить в детский садик. Но на практике запрещено всю жизнь носить собственные детские вещи, в какой-то момент они станут вам легко мелки.
Путь эволюции неизбежен, и другого пути нет.
— Как я осознаю, логика эволюции будет задавать высокие темпы развития ВПБ и в будущем? По результатам 2014 года ВПБ собирается войти в топ-100 по размеру активов?
— Да, мы планируем войти в топ-100 в течение года.