Крылья советов: летающий танк на службе в красной армии
Вам приходилось слышать словосочетание «летающий танк»? Так именовали и именуют как современные гусеничные бронемашины, так и самолёты-штурмовики. Но в истории Красной Армии был настоящий летающий танк.
Мы постарались свести воедино все данные о нём, его создателе и «пилоте».
Фотографию автомобили, о которой отправится обращение, вы, быть может, видели и неоднократно. К примеру, на зарубежных сайтах её частенько возможно встретить в юмористических, курьёзных разделах либо же в качестве «Weekly picture», аналоге отечественного Стоп-кадра. Вот — тому подтверждение.
Так что же это было такое? История у летающего танка и в самом деле занимательная. В чём-то забавная, в чём-то важная.
Итак, точно все знают, из-за чего одни самолёты именуются Ту, а другие Як, а третьи Ан. Верно: Туполев, Яковлев, Антонов. Как раз Олег Константинович Антонов и придумал «окрылить» танк.
Авиаконструктор Олег Константинович Антонов (1906 — 1984).
А начнём мы с описания бронемашины. Это был лёгкий танк Т-60. Как пишет В. Шунков в книге «Оружие Красной Армии», Т-60 был создан в первой половине 40-ых годов двадцатого века на базе Т-40.
Машина развивала скорость до 45 км/ч, преодолевала подъём до 29 градусов, ров шириной 1,7 метра и стенку высотой до 0,65 метра.
«Главным преимуществом Т-60 была простота производства на автомобильных фабриках с широким применением автомобильных механизмов и узлов. Всего было выпущено 6045 танков Т-60, каковые сыграли ключевую роль в сражениях начального периода ВОВ».
Как говорит сайт Russian Battlefield, Антонов самолично внес предложение выстроить упрощённый буксируемый планер разового применения, в качестве фюзеляжа которого употреблялся бы корпус танка Т-60, а его ходовая часть — в качестве взлётно-посадочного устройства.
Машина предназначалась для переброски лёгких танков в составе десантов в тыл неприятеля, и для снабжения ими больших партизанских отрядов.
Лёгкий танк Т-60 (рис. М. Дмитриева с сайта battlefield.ru).
«Предполагалось, что таковой комбинированный планер может буксироваться четырёхмоторным тяжёлым бомбардировщиком ТераБайт-3 либо двухмоторным ДБ-ЗФ до пункта назначения, а по окончании расцепления создавать посадку на площадку ограниченных размеров, сбрасывать крылья с хвостовым оперением и с ходу идти в бой.
Задание на подобный летательный аппарат, которому не было аналогов в истории, Олег Антонов, поддержанный главой НТК ГБТУ генералом С. Афониным, взял в конце 1941 года. Машину спроектировали всего за 14 дней и к лету 1942 года выстроили на планерном заводе в Тюмени.
Это, по сути, единственная фотография, на которой «Крылья танка» запечатлены в полёте. Оно и ясно — 1941 год всё-таки, не до съёмок.
Она стала называться „КТ“ („Крылья танка“), и обозначалась индексами А-Т, АТ-1 либо планер A-40.
Крылья с размахом 18 метров и двухбалочное хвостовое оперение были выполнены по бипланной схеме для уменьшения размеров планера. Протяженность его составляла всего 12,06 м.
Тросовое управление подвели к месту механика-водителя танка, дополнительно оборудовав его зеркалами бокового и заднего обзоров. Саму машину предельно облегчили (до массы 5800 кг), сняв оружие, боекомплект, фары, слив и крылья практически всё горючее. Полётная масса танка-планера составила 7804 кг».
Летающий танк в профиль.
В осеннюю пору 1942 года (по другим сведеньям — 1943-го) были совершены первые и, Наверное, последние опробования «Крыльев танка». Данный испытательный полёт стал, как говорится, яркой страницей биографии заслуженного лётчика-испытателя СССР Сергея Николаевича Анохина.
Вот как обрисовывает данный опыт в собственной книге В. Шунков: «Аэропоезд в составе самолёта-буксировщика ТераБайт-3 (начальник П. А. Еремеев) и планера „КТ“ (пилот С. Н. Анохин) удачно поднялся в воздух, но из-за малой обтекаемости и большой массы „КТ“ буксировка велась на близкой к большой мощности двигателей ТераБайт-3 со скоростью 130 км/ч.
1942 год. «Крылья танка» на земле со снятой башней (фото с сайта battlefield.ru).
Не обращая внимания на это, скорость подъёма аэропоезда была недостаточной. Самолёт чуть достиг высоты 40 метров. Не дала хорошего результата попытка расширить скорость до 140 км/ч, поскольку наряду с этим аэропоезд начинал понижаться с вертикальной скоростью 0,5 м/сек.
Помимо этого, начала повышаться температура воды в совокупности охлаждения двигателей, что имело возможность привести к их перегреву. В этих условиях Еремеев решил вывести аэропоезд в район близлежащего аэропорта Быково и отцепить планер.
Анохину, благодаря собственному опытному мастерству, удалось удачно приземлиться. Приземлившись, он запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медлительно двинулся к командному пункту аэропорта».
Тяжёлый бомбардировщик ТераБайт-3, что буксировал летающий танк.
Другими словами получается, что вместо Раменского летающий танк сел в том месте, где его ну никак не могли ожидать. Дальше — самое, так скажем, забавное в данной истории: «Приземлившись, он запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медлительно двинулся к командному пункту аэропорта.
Не будучи предупреждённым о вынужденной посадке необыкновенного аппарата, начальник полётов аэропорта по боевой тревоге поднял расчёт зенитной батареи.
В то время, когда лётчик-испытатель вылез из автомобиля, его задержали красноармейцы. Инцидент был исчерпан с прибытием аварийно-спасательной команды Лётно-Испытательного Университета (ЛИИ). Танк своим ходом доставили в посёлок Стаханово (сейчас город Жуковский) к аэропорту ЛИИ».
В биографии лётчика-испытателя имеется занятная подробность: «Охрана аэропорта приняла малоизвестный летательный аппарат за немецкий, и Анохину было нужно несладко, в то время, когда он пробовал доказать обратное». Ну, повезло, что в воздухе не сбили — зенитчики же.
У Russian Battlefield мало второе описание инцидента: «Ввиду громадного аэродинамического сопротивления планера „КТ“, ещё не имевшего обтекателей, буксировка настойчиво попросила применения большой мощности уже порядком изношенных двигателей старенького ТераБайт-3, каковые стали перегреваться.
Испытатель летающего танка Сергей Анохин (фото с сайта novosti-kosmonavtiki.ru).
Планер было нужно в аварийном порядке отцепить. На удивление он нормально спланировал и удачно сел на кочковатом поле недалеко от Раменского аэродрома, приведя к панике среди зенитчиков и не предупреждённой команды батальона аэродромного обслуживания.
Скинув крылья, Т-60 своим ходом благополучно возвратился на базу в Монино. Из-за отсутствия других подходящих для данной цели бомбардировщиков, лучшим из которых был бы Пе-8 (Петляков — прим. ред.), эта занимательная работа не имела предстоящего продолжения».
Однако, испытательный полёт «продемонстрировал, что мысль летающего лёгкого танка целесообразна и в полной мере осуществима».
Выходит, что летающие танки заглохли из-за авиации? Эту версию подтверждает и В. Шунков: «Опробования продемонстрировали, что для подъёма планера на требуемую высоту нужен более замечательный самолёт.
Таким самолётом мог быть лишь стратегический бомбардировщик Пе-8, что в годы войны употреблялся для глубинных воздушных рейдов, в частности для бомбардировок Берлина.
А таким рисует летающий танк воображение отечественных заокеанских товарищей. Что-то наподобие Су-25 плюс Т-34 (фантазия с сайта strange-mecha.com).
Таких самолётов было выстроено лишь около 80 единиц, так что рассчитывать на их применение в качестве буксировщика планера „КТ“ было невозможно. Исходя из этого предстоящие работы по проекту были прекращены».
Кстати, на Западе до сих пор сомневаются: отрывался ли «КТ» от почвы по большому счету? Но мы-то с вами сейчас знаем.
А летный научно-технический комплекс имени О. К. Антонова действует сейчас за рубежом — в Киеве, а «одним из направлений деятельности АНТК им. Антонова есть разработка наземных транспортных средств: троллейбусов, трамваев, миниметро, и спортивных велосипедов».