Marine current turbines: подводные мельницы для ловли электричества

Marine current turbines: подводные мельницы для ловли электричества

Недорогая электричество — вещь дорогая. В том смысле, что последствия работы большинства типов электростанций дорого нам обходятся. Всемирный океан — кладезь бесплатного электричества, лишь руку протяни.

Вернее, не руку, а тысячи маленьких подводных турбин-генераторов.

Сходу оговоримся, что не начнём рассматривать современность и богатую историю других типов экологичных электростанций на возобновляемых источниках энергии.

Обращение сейчас отправится лишь об одном, но сулящемневиданные возможности проекте: Marine Current Turbines (MCT — «Турбины морского течения»).

Оговоримся ещё раз, что вся эта заманчивая техника существует до тех пор пока в виде прекрасных деклараций и картинок о намерениях. Но, волшебное воздействие совокупности данных факторов уже побудило к активности состоятельных инвесторов.

Еврокомиссия (European Commission) выложила грант в миллион евро. Правительство Англии подбросило 960 тысяч островных фунтов (примерно в полтора раза больше). Власти Германии раскошелились всего на 150 тысяч евро.

Деньги предназначены не для конкретных свершений на океанских просторах, а всего лишь для исследований и кабинетных разработок. Что же акционеры желают видеть в недалёком будущем?

взглянуть на обстановку глазами британцев, главных вкладчиков — тем более, что и компания MCT базируется в маленьком городе Бейзингсток (Basingstoke) британского графства Гемпшир, занимая офис на втором этаже милого древнего особнячка.

Боевой форпост будущего британской энергетики (изображение с сайта marineturbines.com).

Может, и мелковато для будущей спасительницы Европы от энергетического кризиса, но арендная плата не кусается.

Более чем двух третей электричества в Англии добывается на газовых и угольных ТЭС, чуть больше пятой части — на АЭС, остаются жалкие проценты на экологически чистые источники энергии, из которых один процент любезно выдаёт гидроэнергетика.

Что касается ядерных станций, то их в ближайшие 10-20 лет все позакрывают, а новые строить не собираются. И ещё желают к середине XXI столетия на 60% сократить эмиссию вредного углекислого газа в воздух.

А электричества уже не достаточно, кроме того импортировать приходится. В таковой ситуации без природных возобновляемых источников электричества легко руки опускаются.

MCT предлагает кардинальное решение проблемы: нужно возвести некое количество морских приливно-отливных гидротурбин. Для обустройства электростанции хватает соблюдения минимальных требований к обстановке: скорости волн порядка 2 м/сек при глубине акватории 20-30 метров.

Аналогичных мест даже больше чем нужно на протяжении всего побережья, за исключением восточной оконечности острова. А также соседям из континентальной Европы имеется, где приспособить чудо-агрегаты.

Красным обозначены места предполагаемого скопления приливных турбин (изображение с сайта marineturbines.com).

Главное преимущество данного типа турбин пребывает в том, что выработка электричества носит предсказуемый плановый темперамент и фактически не зависит от причуд изменчивой погоды, как-то происходит с ветряными станциями.

Устроена приливная турбина достаточно легко. Два двухлопастных пропеллера диаметром 15-20 метров вращают ротор электрогенератора, подобного употребляющимся в ветряных электростанциях.

Двигатели вынесены на обтекаемые крылоподобные кронштейны, крепящиеся к центральной трубчатой мачте трёхметрового диаметра. Фундамент мачты устанавливается в отверстие, предварительно просверленное в морском дне.

Разработка постройки таких мачт прекрасно отработана компанией Seacore — наибольшим акционером MCT. От мачты на берег выработанное электричество передаётся по подводному кабелю километровой длины.

Любая из турбин будет развивать мощность от 500 до 1000 КВт, в зависимости от скорости приливно-отливных потоков.

В отличие от ветряных турбин, приливные возможно устанавливать весьма тесно в самые благоприятных местах.

Во-первых, они намного меньше, за счёт высокой плотности воды, во-вторых, приливно-отливные течения строго двунаправлены, а ветер переменчив.

Предполагается расставлять турбины группами по 10-20 штук. Затраты на работы не через чур громадны, а оборудование сразу же начинает приносить доход.

Многие английские АЭС уже дышат на ладан (фото с сайта news.bbc.co.uk).

Что касается экологических последствий, то пропеллеры турбины вращаются существенно медленнее винтов морских судов, а всякие водные твари, по мысли технологов, достаточно умны, дабы не попасть под лопасть.

В пример наряду с этим ставятся морские млекопитающие с их ультразвуковым слуховым аппаратом, как словно бы не считая дельфинов и не жаль никого.

Грандиозные замыслы разбиты на пара технологических этапов, причём сама MCT берёт на себя координатора и разработчика скромную роль технологии, а уж внедрением и производством оборудования пускай занимаются третьи компании.

Первый этап (1999-2003 годы) — установка умелой мачты с одиночным однонаправленным пропеллером диаметром 11 метров. Развиваемая мощность — 300 КВт, цена— 2,3 миллиона фунтов.

Второй этап (2002-2004 годы) — установка опытного образца коммерческого двухвинтового (диаметр винта — 8 метров) двунаправленного агрегата. Развиваемая мощность — 300 КВт, цена— 1,2 миллиона фунтов.

Третий этап (2003-2005 годы) — установка в нескольких частях света коммерческих станций мощность по 750 –1200КВт. Цена — 3 миллиона фунтов, частичная самоокупаемость.

Последний умелый этап (2004-2005 годы) — установка первой промышленной группы турбин мощностью 2,5-5МВт, затраты 4-7 миллионов фунтов, стремительная самоокупаемость.

Ветроустановки неумолимо наступают на идиллические красоты британской природы (фото с сайта news.bbc.co.uk).

Завершающий этап, в плане не обозначен (2005-скончание столетий) — повсеместный успех разработки.

Что-то мы отвлеклись и забыли, какой на данный момент год. Ага, 2003-й. И что сделано, разрешите полюбопытствовать?

К началу осени 2002-го закончены большинство и мачта главных структурных элементов Первого этапа.

Что и было презентовано на конференции MAREC 2002 в Ньюкасле. Фотографии не прилагаются.

Всё. Никаких вторых новостей на сайте MCT не увидено. Сторонние источники информации, в большинстве случаев, содержание источника.

Не смотря на то, что, самые прозорливые пеняют на подверженность приливных турбин коррозии в солёной воде, сложность ремонта и обслуживания подводных частей, недостаточную денежную эффективность разработки.

Ещё более необычно, что, не обращая внимания на частичное национальное финансирование деятельности MCT, нам не удалось отыскать по большому счету никаких упоминаний о ней в новостях ВВС, в большинстве случаев очень чуткой к подобным инновациям.

Вместо этого, английские корреспонденты детально расписывают перспективы и преимущества ветряных станций. Кстати, уже выстроенных в большом количестве в местах предполагаемого обитания приливных.

Дескать, Англия — самая ветреная страна Европы, грех не воспользоваться, даёшь 10% суммарной выработки электричества к 2010 году. А к 2020-му – все 20%!

Кто же зажжёт «лампочку Блэра»? (фото с сайта news.bbc.co.uk).

Протестуют только обитатели Южного Уэльса, которым ветроустановки портят вид и пейзаж на море.

А как же отечественные приливные мессии? А они дали обещание всего лишь создать концепцию, ну и сайт с завлекательными картинками заодно обустроили, спонсоров нагнали.

Задержка, якобы, за Саутгемптонским университетом (University отряд специального назначения Southampton) — никак неимеетвозможности саму турбину запроектировать.

Для начала, профиль лопастей вычислить непросто.

Ну и позже кавитация, понимаете ли, появляется. Такие маленькие воздушные пузырьки, нещадно бьющие по механизму и разрушающие всю идею.

Но вот, в феврале 2003-го университетским учёным выделили аж 215 тысяч фунтов на трёхлетние изучения разработки турбин. Не мало ли?

Может, MCT поделиться с бедным университетом собственными спонсорскими миллионами? Всё равняется вкладывать их до тех пор пока решительно не во что. Притом, что лица всех семи директоров компании излучают убийственный оптимизм.

Journey to the heart of energy — How a marine turbine works


Темы которые будут Вам интересны: