Лунный ползун бережно носит шаттлы на старт

6 апреля 2005 года шаттл Discovery удалился из здания, где присоединяли его ускорители и бак, для шестикилометровой поездки к точке старта. Корабль плыл на плечах самого громадного, самого медленного, самого сильного, самого необычного и самого шумного наземного транспортного средства, когда-либо созданного человечеством.

Перед тем как начать отечественный рассказ об необычном транспортёре – несколько слов о нынешних событиях.

Discovery взял 286 трансформаций в конструкции, включая 41, которое было сделано по требованию рабочей группы, расследовавшей смерть шаттла Columbia.

Многие СМИ успели внести тревожную нотку в сообщения о грядущем запуске (стартовое окно раскрывается 15 мая).

Инженеры нашли мелкую трещину в изоляции топливного бака шаттла. Но специалисты NASA объявили, что трещина не страшна и не кроме того требует ремонта.

Итак, шаттл совершил путешествие к стартовой площадке 39B космического центра Кеннеди на мысе Канаверал (Kennedy Space Center).

Путь от строения сборки челнока, ускорителей и бака до места старта – это более 6 километров (фото Associated Press).

На снимках видно, что всё стартовое сооружение тащит на себе огромная плоская гусеничная машина. И не смотря на то, что – это далеко не новинка – она стоит того, дабы поболтать о ней подробнее.

Именуется эта машина прозаически — «Гусеничный транспортёр» (Crawler Transporter). Как-то легко для подвижного сооружения, полный вес которого с грузом образовывает почти 8 млн кг.

Crawler довольно часто именуют самым огромным транспортёром в мире. И это было полностью правильно до 1978 года, в то время, когда появился Bagger 288, о котором мы детально говорили. Но что по окончании?

Тут возможно взглянуть двояко.

Да «гусеничный город» Bagger, хоть и превосходит Crawler по размерам и весу, есть экскаватором и, в то время, когда двигается, то везёт, так сообщить, только сам себя. Так что может принимать во внимание самой громадной самоходной совокупностью. А на пояснице у Crawler имеется груз.

Лунный ползун бережно носит шаттлы на старт

Как ни необычно, на космодроме кроме того для таких автомобилей монстров имеется и собственные повороты, и перекрёстки. Весьма интересно, как в том месте по поводу светофоров? (фото NASA).

Нет, первым делом, это не шаттл, а огромная мобильная стартовая платформа, с которой челнок и будет подниматься в космос.

Вес данной платформы – 4190 тысячь киллограм. Вес самого шаттла, с безлюдным внешним баком и двумя твердотопливными ускорителями – приблизительно 1300 тысячь киллограм. Итого Crawler несёт на себе круглым числом 5,5 млн кг.

Личный же вес гусеничного транспортёра образовывает приблизительно 2,5 тысячи тысячь киллограм.

Мало кто знает, что создавалась эта машина ещё для лунной программы. Более того – сами стартовые площадки а также стартовые сооружения, с которых запускают шаттлы, это те самые «железки», каковые снабжали полёты ракет Saturn V, пускай их в значительной мере переделали.

Так, в стартовой платформе поменяли размещение окон, через каковые вырываются вниз газы от двигателей. Взяли вышки и изменения обслуживания – но однако – это оборудование то самое, «лунное».

Кроме того без стартовой платформы на пояснице и шаттла на ней Crawler выглядит внушительно (фото с сайта cdli.ca).

Вот и Crawler когда-то таскал на себе Saturn V. Кстати, в то время, когда разрабатывали данный стартовый комплекс, разглядывали три метода транспортировки ракеты от сборочного строения к месту запуска: баржа в водном канале, рельсовая грунтовой транспортёр и система. Последний победил.

Монстр должен был доставлять ракету на стартовом столе на расстояние 5,6 (площадка А) – 6,4 (площадка В) километра по особой гравийной автостраде.

Создала это чудо американская компания Marion Power and Shovel. Первый Crawler был передан NASA в ноябре 1964 года. Выстроено же было два таких монстра (оба они и по сей день благополучно трудятся на мысе Канаверал).

Цена каждого — примерно $14 миллионов. Кстати, этим милым зверюшкам дали мена личные: Ханс (Hans) и Франц (Franz).

В конце путешествия машине предстоит забрать маленький подъём (фото с сайта cdli.ca).

Познакомимся с ними поближе. Crawler ползёт на восьми гусеницах, сгруппированных по две (в четыре тележки).

Любая гусеница имеет длину 3 и высоту метра 12 метров, содержит 57 металлических траков весом немногим менее тонны любой. Но кроме того их иногда меняют – так велик износ узлов и вес груза.

Вращают гусеницы в общем итоге 16 электромоторов мощностью по 375 лошадиных сил любой. И, что весьма интересно, источник энергии для них находится в самой машине – в недрах её прямоугольного плоского корпуса.

Это четыре генератора по 1 милионов ватт любой, которых приводят в воздействие два дизеля, мощностью по 2750 лошадиных сил.

Создавая Crawler, инженеры думали, первым делом, о надёжности. Эти автомобили трудятся уже сорок лет (иллюстрации с сайта apollomaniacs.web.infoseek.co.jp).

Но и это не всё. Имеется два дополнительных 750-киловаттных генератора (с дизелями по 1065 «лошадок» любой), каковые употребляются чтобы приводить в воздействие масляные насосы и поднимать пусковую платформу, либо регулировать её положение.

Да, ещё имеется два генератора по 150 киловатт, каковые поставляют электричество на саму пусковую платформу.

Бег транспортёра небыстр. С грузом он развивает 1,6 км/ч. И однако команда из 11 человек сопровождает машину.

Возможно, следят, дабы она не уронила таковой полезный груз.

Шофер сидит в одной из двух кабин, расположенных по диагонали на противоположных углах автомобили. Так что назад аппарат может ехать без разворота.

Отдельная тележка транспортёра. Один трак гусеницы весит 907 килограммов, а шпильки, соединяющие траки между собой – по 50 килограммов (иллюстрации с сайта apollomaniacs.web.infoseek.co.jp).

Дабы не промахнуться (а поставить платформу на место необходимо с большой точностью), Crawler применяет лазерную совокупность наведения.

В то время, когда через пять-восемь часов перемещения шаттл приплывает практически к месту старта, машина обязана преодолеть 5-градусный подъём. Транспортёр применяет особую гидравлическую совокупность, дабы выдерживать горизонтальное положение платформы – шнобель челнока не должен отклоняться от вертикали больше, чем на 10 угловых мин..

На месте запуска Crawler поднимает стартовую платформу на пара метров над собой, под неё подводят опоры, и транспортёр выезжает.

Тут он уж проявляет всю прыть. Другими словами, разгоняется до 3,2 км/ч, дабы уехать подальше от точки старта.

По окончании того, как шаттл улетит, «ползун» возвращается, забирает стартовую платформу и отвозит её в зону ремонта, а позднее – обратно в строение сборки орбитального аппарата.

Схема Crawler (иллюстрация с сайта hq.nasa.gov).

Необходимо добавить, что протяженность транспортёра образовывает 40 метров, ширина — 34,5 метра, а высота 12 метров.

Но куда больше впечатляет его «экономичность». Машина расходует 355 литров топлива на километр пути. Количество топливного бака, кстати, образовывает 19 тысяч литров. Легко посчитать, что на одной заправке данный грузовичок уедет на 53,5 километра.

Но на большом растоянии ли приходится путешествовать этим автомобилям?

Пара километров в том направлении, пара обратно… Страно, но кроме того таким медленно оба транспортёра в сумме намотали за время собственной эксплуатации 4042 километра, как за годы работы в лунной программе, так и за годы, в то время, когда они возили на себе шаттлы.

А ведь челноки должны летать ещё до 2010 года. Так что гусеничным транспортёрам имеется куда разогнаться.

Последний челнок Америки / The Last America’s Shuttle


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: