Первый ночной cолнечный самолёт явился на свет
100 миллионов швейцарских франков ($92 млн), львиную долю которых обеспечили аж 60 спонсоров, множество участников из фирм и крупных институтов, поддерживающие проект знаменитости, годы напряжённого труда… Всё сошлось в одном волнительном моменте: сдёрнуто покрывало с аппарата, аналогичного которому ещё не знала история авиации.
Швейцарский проект Solar Impulse представил публике готовый аппарат HB-SIA (Solar Impulse Alpha) — первый в мире пилотируемый самолёт на солнечной энергии, талантливый оставаться в воздухе и ночью.
Напомним, окончательная цель это грандиозного начинания — первый пилотируемый полёт около земного шара только на солнечной энергии. О предыстории и старте проекта, его главных идеях мы детально говорили ещё в 2003-м.
Протяженность самолёта равна 21,85 метра, высота — 6,4 м. Размах крыльев достигает «безумных» 63,4 метра. И это при виде, как у планера (кадр Solar Impulse).
Более подробно конструкция неповторимого аппарата «нарисовалась» в 2007-м, и вот только сейчас — машина готова. Но не следует винить швейцарцев за долгострой — они взялись покорить высоту, ещё никем не забранную.
Да, кругосветки на самолётах были, среди них и беспосадочные. Но — на горючем. Да, существуют самолёты, талантливые поднять в небо пилота лишь за счёт одной энергии солнечных батарей, размещённых на крыльях.
Но они не могут провести в полёте всю ночь.
Наконец, существуют солнечные самолёты, талантливые без посадки лететь в течение дня, следующей ночи и снова дня. Но это — беспилотные автомобили. А соединить всё это в одном флаконе было ох как непросто.
Компьютерные расчёты и виртуальные полётные симуляторы, постройка отдельных узлов и масса тестов (аэродинамика, перегрузка, вибрации) – Solar Impulse далёк от самоделки, собранной на коленке. В противном случае и быть не имело возможности – через чур непроста задача. Неудивительно, что главный партнёр команды Пиккара – Швейцарский федеральный университет разработки в Лозанне (EPFL).
С его помощью, и последовательности партнёров из индустрии, и удалось создать это чудо техники (кадры Solar Impulse).
Пускай в 12 часов дня на любой квадратный метр земной поверхности Солнце обрушивает поток мощностью в 1 киловатт. Но в среднем за день эта мощность образовывает лишь 250 ватт на квадратный метр.
С учётом площади крыльев (порядка 200 квадратов) КПД всяческих преобразователей и солнечных батарей в 12% получается, что средняя дневная мощность, дешёвая беспосадочному аппарату, — всего 6 киловатт, как у самолёта братьев Райт. Действительно, тот надеялся на горючее и весил немного, а новой машине необходимо нести с собой много аккумуляторная батарей для ночного полёта.
Лишь комплект немыслимых «диспропорций» (минимальный вес при огромном размахе крыльев, узкий баланс между устойчивостью и управляемостью, и всё это — при сохранении приемлемой прочности) может разрешить человеку летать на солнечном свете. И швейцарцам удалось создать таковой аппарат.
Четыре воздушных винта Solar Impulse (двухлопастные, диаметром 3,5 м) приводят в перемещение электромоторы (4 х 10 лошадиных сил) (кадр Solar Impulse).
Solar Impulse был официально представлен сейчас, 26 июня, командой, ведомой своим бессменным фаворитом, известным путешественником Бертраном Пиккаром (Bertrand Piccard). Презентация прошла на аэропорте Дюбендорф недалеко от Цюриха.
Что же оказалось в итоге?
При размахе крыльев практически в 65 метров (как у громадного авиалайнера) HB-SIA весит всего 1,6 тонны, за что необходимо благодарить углеродные композиты. В частности, углеродные панели автомобили достаточно прочны, дабы противостоять воздушной стихии, наряду с этим толщина их образовывает десятые доли миллиметра.
На крыльях махины расположились 10 748 солнечных ячеек, и ещё 880 таких же фотоэлектрических преобразователей заняли поверхность горизонтального оперения. Эти ячейки складываются из монокристаллического кремния толщиной всего 130 микрометров. Они являются частью самого крыла и могут гнуться в полёте вместе с ним.
Ночной полёт данной машине снабжают литиево-полимерные аккумуляторная батареи суммарным весом 400 килограммов.
Взлётная скорость солнечного самолёта образовывает всего 35 км/ч, а крейсерская — 70 км/ч. Потолок равен 8,5 км.
Робко? Но это – лишь за счёт падающего света.По большому счету транспорт на солнечной энергии неспешно делается всё идеальнее. О самых свежих достижениях в данной сфере возможно определить в отечественном громадном обзоре (кадры Solar Impulse).
HB-SIA ещё предстоит в первый раз оторваться от почвы (что намечено на нынешнее лето). После этого последует серия опробований (осень) и, наконец, первый пилотируемый «солнечный» полёт в режиме день-ночь-день, другими словами — первый в мире полёт человека без посадки длительностью 36 часов лишь на энергии света. Это случится, возможно, уже в 2010-м.
Но около планеты эта машина не полетит. Опробованные на ней решения команда Пиккара собирается применить на втором Solar Impulse — HB-SIB, что должны выстроить в 2011-м. Он будет заметно больше и замечательнее, с герметичной кабиной (у HB-SIA она негерметична) и лучшей авионикой, чем первый собрат.
Вот на нём сам Пиккар и собирается в 2012-м в первый раз перелететь Атлантику на энергии света, а чуть позднее — обогнуть Почву.
Беспосадочный перелёт в течении нескольких суток потребует от Solar Impulse умения «выжимать» последние крохи энергии из лучиков заходящего солнца, дабы дождаться восхода солнца, не упав на землю от «голода» (иллюстрации Solar Impulse).
Увы, кругосветка не окажется беспосадочной. Технически Solar Impulse имел возможность летать безостановочно хоть месяцами, но всё упирается в физические возможности пилота.
Средняя скорость в таком долгом рейсе (не забываем про ночную фазу, проходящую на аккумуляторная батареях, накопивших энергию за предшествующий сутки) составит 46 км/ч, поясняет Бертран, соответственно, около земного шара удалось бы пролететь за 20-25 дней.
В это же время максимум для человека, не покидающего кабину и трудящегося практически без сна, это 5 дней. автопилот и Погода разрешат дремать от 15 мин. до 2 часов в день, поясняют авторы проекта.
На деле для большей безопасности, вероятнее, будут употребляться четырёхдневные отрезки. Так что солнечную кругосветку нужно будет выполнять за пара громадных «прыжков», говорят швейцарцы.
«Настоящий успех Solar Impulse будет достигнут, в то время, когда миллионы людей присоединятся к подобным проектам. В то время, когда в мире будут обширно употребляться возобновляемые технологии и источники экономии энергии. В отечественной повседневной жизни», – говорит Пиккар (кадр Solar Impulse).
4-5 остановок в пути разрешат поменять пилота в кабине солнечного аппарата (Пиккар будет менять собственные рейсы с Андрэ Боршбергом (Andre Borschberg), вторым основателем Solar Impulse), а помимо этого — это разрешит демонстрировать неповторимый самолёт в различных государствах. Так что настоящий рейс займёт 4-5 месяцев.
Кругосветка эта будет тяготеть к экватору, но большинство пути состоится в Северном полушарии. Быть может, что Пиккар примерно повторит на Solar Impulse собственное необычное путешествие на Breitling Orbiter 3: во второй половине 90-ых годов двадцатого века Брайан и Бертран Джонс (Brian Jones) совершили первую в мире успешную беспосадочную кругосветку на воздушном шаре.
Через десятилетие швейцарский путешественник сделал серьёзный ход, дабы повторить данный подвиг на новом витке развития техники.