Маастрихтские критерии

Маастрихтские критерии

На территории шестнадцати государств ЕС , именуемой еврозоной, официальной валютой считается евро, а за финансово-кредитную политику отвечает Европейский центробанк. «Проходным билетом» в еврозону для страны-претендента есть соответствие так называемым маастрихтским параметрам. Они регламентированы соглашением об экономическом и валютном альянсе (ЕВС), заключенном в 1991 году в голландском городе Маастрихте государствами – участниками ЕС .

Сперва подписи под Маастрихтским соглашением поставили только начальники семи самые развитых в экономическом отношении государств: Германии, Франции, Голландии, Бельгии, Австрии, Ирландии и Люксембурга. Потом к нему присоединились Кипр, Финляндия, Италия, Мальта, Португалия, Словакия, Словения, Испания и Греция.

Необходимые условия

Маастрихтские параметры являются некие стандарты экономического развития страны. Считается, что соответствовать им смогут лишь страны с жизнеспособной денежной совокупностью, приемлемым уровнем цен на услуги и потребительские товары и стабильным валютным курсом.

В составе маастрихтских параметров возможно выделить пять главных и пара дополнительных.

В первую очередь, как необходимое условие рассматривается стабильная денежная сфера страны. Недостаток правительственного бюджета неимеетвозможности быть больше трех процентов от ВВП, а долг правительственного сектора обязан составлять не более шестидесяти процентов от ВВП либо, по крайней мере, оптимистично приближаться к этому показателю.

Маастрихтские параметры требуют от страны– претендента на вступление в еврозону и устойчивого обменного курса национальной валюты по отношению к евро. Оно должно не мене двух лет принимать участие в европейском денежном механизме обменного курса (EMR 2) – межправительственного соглашения, направленного на поддержание стабильности политики координации и обменного курса в Европе.

Третий критерий – уровень инфляции. За точку отсчета берется средний уровень инфляции в трех государствах – участницах ЕС, достигших оптимальных результатов в сфере ценовой политики. Государство, заявляющее о собственном намерении вступить в Европейский союз, должно доказать, что у него допустимый уровень инфляции не превышает этого показателя более чем на полтора процента.

Приблизительно такие же претензии выдвигаются к уровню долговременной ставки с той только отличием, что ей дозволяется быть больше средний оптимальный показатель не более чем на два процента.

Пятым главным критерием есть правовой подход: оценивается мера самостоятельности Центробанка государства и степень его интеграции в совокупность евро.

В дополнение к необходимым условиям Европейский центробанк и Европейская комиссия оставляют за собой право оценить развитие и состояние платежного баланса страны-претендента, итоги интеграции рынков, спецрасходы на рабочую силу и другие ценовые индексы.

Возможности Европейского союза

Исполнение маастрихтских параметров практически всем государств – участниц Европейского союза в свое время далось с заметными упрочнениями. В 1995 году им смогли соответствовать только Люксембург и Германия. Франция, Нидерланды, Великобритания и Дания осилили только по три критерия. Но уже во второй половине 90-ых годов двадцатого века Еврокомиссия заявила о том, что маастрихтским параметрам соответствуют четырнадцать из пятнадцати государств Европейского союза.

Из перечня избранных исключили Грецию: она вступила в еврозону лишь с 1 января 2001 года.

Адаптация к строгим требованиям Маастрихтского контракта сопровождалась рядом экономических неприятностей в европейских государствах, например, увеличением числа безработных. Но с 1999 года их неспешно удалось разрулить, что свидетельствовало о способности участников Европейского союза удержаться на маастрихтских планках.

Дания, Швеция, Англия, Болгария, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Румыния и Польша евро во внутреннем обороте пока не применяют. Для Великобритании и Дании в Маастрихтском соглашении предусмотрено особое послабление: они смогут официально не присоединяться к еврозоне до того момента, пока их правительства не решат данный вопрос или парламентским голосованием, или проведением референдума.

Швеция, которой предписывалось вступить в еврозону обязательно, изыскала правовую лазейку: результаты совершённого в этом государстве референдума продемонстрировали, что население настроено против аналогичного поворота событий. Еврокомиссия отнеслась к ним достаточно толерантно, но предотвратила о том, что не потерпит подобных настроений от будущих участников еврозоны.

Эстонии и остальным государствам, оставшимся за пределами еврозоны, процедуру соответствия маастрихтским параметрам мешает пройти большой уровень инфляции. Они планируют работать над устранением распознанных несоответствий до 2011-2012 годов. Позднее всех собирается присоединиться к еврозоне Чехия.

Она еще точно не определилась с датой, но по предварительным оценкам готовьсяк этому шагу не ранее 2015 года.

Светлана Усанкова

ПБК: Латвия выполнила критерии для Еврозоны


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: