Месть нефтяной иглы

Месть нефтяной иглы

FinNews.ru перепечатывает статью Игоря Николаева о том, из-за чего санкции Запада не смогут оказать помощь русском экономике, размещённую на сайте gazeta.ru.

Санкции со стороны развитых государств по отношению к Российской Федерации из-за истории с Крымом не будут действенными. В том смысле, что вряд ли эти меры разрешат нам наконец-то слезть с нефтяной иглы и перестроить экономику. Для начала нужно констатировать, что экономические санкции вероятны, в противном случае сплошь и рядом возможно услышать, что эти экономические меры действия со стороны США и других государств категорически немыслимы.

Аргументация данной неосуществимости несложная: санкции – обоюдоострое оружие, они ударят и по тем государствам, каковые будут их вводить.

Это верно, экономические издержки будут и для них. Но вот что неправильно – делать выводы о возможности санкций только с позиций собственного русского миропонимания, заключающегося у большинства в том, что всё продается и покупается. Представьте себе, и в том месте всё ещё смогут пойти на определенные экономические издержки, на недополучение каких-то барышей.

Такое, кстати, стало вероятно ещё и вследствие того что в целом значимость России для Запада значительно меньше, чем экономическая значимость Запада для нас. Часть русского экспорта в государства ЕС по результатам 2013 года по отношению к Российская экономика составила 13,5%, а часть европейского экспорта в Россию по отношению к ВВП ЕС — 0,8%. Другими словами Европа, условно говоря, для нас в 17 раз более значима если сравнивать с тем, сколь экономически серьёзны мы для них.

Кстати, в случае если заберём подобный показатель по импорту, расхождение также будет в разы не в отечественную пользу.

Имеется, непременно, отдельные темы – тот же газ. Тут никто пока не оспаривает значимость русских поставок, но планомерная работа по ослаблению соответствующей зависимости Европы в том месте ведется не первый год.

В общем, как и следовало ожидать, санкции уже начинают реализовываться: имеется и конкретные действия по отношению к до тех пор пока ещё узкому кругу банков; имеется изменение прогноза по рейтингам, что прямо воздействует на цена заимствований для русских компаний за границей; имеется ограничения по военно-техническому сотрудничеству, что прямо бьет по возможностям импорта и экспорта оружия.

И вот на фоне данной усиливающейся волны санкций мы слышим о том, какие конкретно блага нам это сулит.

Самый хороший пример: наконец-то мы создадим национальную платёжную совокупность. Вправду, можем мы отказаться от интернациональных платежных совокупностей Visa и Mastercard? Возможно, можем. Так как и в самом деле тот же Китай в полной мере с уверенностью уже с 2002 года развивает собственную совокупность Unionpay. Лишь нужно учитывать следующий принципиальный момент, заключающийся в том, что для интернациональных расчетов, интернет-приобретений, в турпоездках (если они ещё будут вероятны) вы этим отечественным пластиком вряд ли сможете воспользоваться.

В то время, когда приводят в пример китайцев, почему-то забывают, что возможности для становления собственной совокупности они имели и имеют вследствие того что никаких санкций против них не было. Как раз исходя из этого уже к концу 2010 года карты Unionpay принимались в 141 стране мира. Сейчас эта совокупность по факту есть не национальной, а интернациональной, и именно это обеспечило её популярность и в стране.

Что-то собственное изобразить мы, само собой разумеется, сможем. Из-за чего как раз изобразить? По причине того, что отечественный опыт говорит о том, что в то время, когда какие-то услуги и товары у нас начинаются разрабатываться по указке сверху, а не из-за естественного рыночного рвения сделать более качественный и дешёвый продукт, то ничего хорошего из этого не выходит.

Тот же Глонасс. Главные удачи в этом мероприятии пришлись на 2000-е годы. Согласно данным Счётной палаты, лишь с 2001 по 2011 год на федеральную программу Глонасс было израсходовано 102 млрд рублей (имеется и вторая оценка — 113,8 млрд рублей), а собирались потратить 23,6 млрд рублей. Рост цены составил пять раз.

Кстати, на олимпиаду в Сочи вместо начальных 314 млрд рублей в конечном счете было израсходовано 1,5 трлн рублей – также практически в пять раза больше.

В современной России, наверное, это таковой коэффициент удорожания проектов, инициируемых страной, – пять раз.

История с Глонасс ещё далека от завершения: в 2012–2020 годах на неё планируется израсходовать ещё 346,6 млрд рублей. Зная о бессчётных авариях спутников, уголовных делах, которые связаны с этим проектом, хочется задать вопрос: ну и где данный соперник GPS?

Либо ещё пример: не забывайте, как пара лет назад А. Чубайс демонстрировал управлению страны отечественный отечественный планшетник? – А, сильно? Отечественное!

Если бы всё это касалось каких-то девайсов, это было бы полбеды. До тех пор пока ещё никакие санкции не вынуждают, но тренд-то актуальный – давайте сами будем запрещать зарубежное, дабы развивать собственное производство. Самый хороший пример (к счастью, ответ пока не принято) – это подготовленный Минпромторгом проект распоряжения правительства РФ, запрещающий закупку импортных медицинских изделий для госнужд.

Уже с 1 апреля 2014 года планировалось запретить импорт томографов, дефибрилляторов, инкубаторов интенсивной терапии новорожденных, маммографов, ангиографов, рентгеновских аппаратов. Кроме того салфетки дезинфицирующие спиртовые желают запретить к ввозу.

Пока не запретили, но мы должны отдавать себе отчет в том, что всё это рвение запретить по максимуму зарубежное было и остается всерьёз. В то время, когда запретят, будет уже поздно возражать, по причине того, что отличительная черта нынешней власти – это патологическая неспособность признавать личные неточности. Причём мы замечательно понимаем, что те, кто принимает подобные ответы, вряд ли не отыщут возможности воспользоваться тем же импортным медицинским оборудованием, если оно вправду лучше.

То, что сейчас происходит, – прямой путь к изоляционизму.

Мы должны осознавать, что кроме того у СССР в годы холодной войны положение было лучше, по причине того, что существовали страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), да и внутренний рынок СССР был не в пример больше. Да и то в конечном счете экономика дошла до ручки.

Исходя из этого в то время, когда так лихо, я бы сообщил, шапкозакидательски мы начинаем рассуждать о том, что благодаря санкциям мы наконец-то слезем с нефтяной иглы, разовьём собственное производство всего и вся, нужно учитывать следующее:

– сырьевая направленность экономики за 2000-е годы лишь возросла;

– научно-технологический потенциал, во многом и без этого подорванный рыночными реформами 90-х годов прошлого столетия, находится на очень низком уровне, а реформы, наподобие той, что сделали с РАН, ещё больше подрывают его;

– институционально (борьба, защищённость прав собственности и т.п.) экономика не готова к производству конкурентной продукции;

– экономическая обстановка ухудшается.

Это не свидетельствует, что мы по большому счету ничего хорошего создавать не можем. Мало, но можем. Неприятность в том, что на пути к изоляционизму кроме того это мало прекратит существовать.

У нас и без того одна из фундаментальных неприятностей в экономике – недостаточный уровень борьбы. Борьба с импортом – она хоть как-то поддерживает в тонусе отечественных производителей в отдельных отраслях. В том же производстве пищевых продуктов, к примеру.

Иран, против которого в недавнем прошлом вводились твёрдые экономические санкции, дабы он отказался от своих ядерных амбиций (Российская Федерация, кстати, поддержала эти санкции), кроме этого какое-то время питал иллюзии о том, что наконец-то снизится его зависимость от экспорта нефти, возьмёт развитие импортозамещёние, будут наращиваться инвестиции за границей, возьмут развитие бартерные сделки. Все это кроме того было названо – политика экономического сопротивления (economy of resistance).

В конечном счете ничего из этого у Ирана не получилось. Экспорт нефти за время действия санкций упал на 60%, очень сильно девальвировался иранский риал, снизился и без того низкий уровень судьбы иранцев. Экономика Ирана, которая, по оценке МВФ, ещё в 2011 году росла (плюс 3% по ВВП), в 2012 году продемонстрировала падение на 1,9%, а в 2013 году – на 1,5%.

Иран публично отказался от замыслов производства собственного атомного оружия 1 марта 2014 года. Санкции снимаются. Здравомыслие восторжествовало.

Источник:Соб.инф.

Месть за нефть. Из-за чего Турция сбила российский самолёт? (Познавательное ТВ, Артём Войтенков)


Читайте также: