Москва как международный финансовый центр
Похоже, перечень национальных русских забав — купание в проруби, кулачные битвы «стена на стенку», потребление первого стакана водки без закускиЗакуски к торжественному столу: не опасайтесь собственных фантазий — нужно увеличить и включить в него забаву называющиеся «догнать и перегнать остальной мир». В случае если раньше требовалось догонять и перегонять по качеству и количеству оружий, то сейчас устами мэра столицы Юрия Лужкова сформулирована новая задача: превращения Москвы в интернациональный денежный центр глобального уровня.
Но перед тем как разобраться, к какому в этом случае яркому будущему нас кличут, давайте определимся, что входит в понятие международного денежного центра. Таковыми считаются города, сочетающие в себе комплекс банковских и специальных кредитно-денежных университетов, осуществляющих интернациональные валютные, денежные и кредитные операции, сделки с золотом и разными ценными бумагами. По состоянию на сегодня общепризнанными в мировом масштабе денежными центрами являются ветхий проверенный швейцарский Цюрих, представители динамично развивающегося азиатского региона Гонконг и Сингапур, Нью-Йорк (куда же без него?), и, наконец, на заслуженном и почётном первом месте Лондон с его вековыми традициями банкиров из Сити.
Тем любопытнее рвение мэрии и горсовета Москвы соперничать с этими краеугольными камнями мировой экономика в свете того события, что недавно русский столица удачно выбыла из рейтинга 50 самых больших и больших денежных центров планеты. Но Ю.М. Лужкова это событие не смущает — ещё в 2008 году он озвучил задачу превращения Москвы в один из основных мировых центров рабочий судьбе.
Первоначально ставились чуть ли не заоблачные ориентиры: к 2020 году войти в число ведущих денежных центров. Летом 2008-го эту храбрую инициативу с опаской поддержал президент Медведев, но тут, как назло и как неизменно некстати, разразился кризис. Уже в сентябре прошлого года замыслы денежного преображения столицы были передвинуты на 2025 год, а в феврале 2009-го тон правительственных высказываний по этому вопросу стал весьма осмотрительным.
Сейчас уже цель ставится не потеснить всякие Цюрихи с Нью-Йорками, а быть в ближайшие пара лет в состоянии выдержать борьбу с этими центрами «второго эшелона», как Шанхай и Мумбай.
Но кроме того с этими урезанными амбициями задача всё равняется есть очень сложной. Так как, по словам Лужкова, для её решения, кроме уже положенных в постройку ультрасовременного комплекса Москва-Сити средств, потребуется никак не меньше 5 триллионов рублей.
Эти деньги должны пойти не только на решение классической головной боли по поводу транспортных бед столицы (строительство новых станций метро, модернизация и расширение существующих дорог и строительство новых, возведение аэропортов, соответствующих современным мировым стандартам). Необходимо ещё решать вопросы по облегчению пребывания и процедуры въезда в Москве — в случае если кто не в курсе, регистрацию для иногородних в городе-храбрец ещё никто не отменял.
Хватает вопросов и фактически по части состояния русском и столичной денежной совокупности, без оптимального функционирования которой сказать о привлечении зарубежных инвесторов наивно. Во-первых строчках необходимо сообщить о том, что у нас до сих пор отсутствует как такой широкий слой частных инвесторов, без которого устойчивая национальная денежная совокупность попросту неосуществима.
Представители среднего класса не торопятся вкладывать собственные деньги в отечественную экономику не вследствие того что этих денег у них нет (не смотря на то, что на данный момент, в кризисное время, денег этих, спору нет, стало мельче), а по той причине, что они очевидно не знают, как это делается. Нет в Российской Федерации университета свободных инвестиционных консультантов, каковые бы давали населению квалифицированные рекомендации, куда надёжнее вкладывать собственные родные. А те из инвесторов, каковые всё-таки решаются выйти на рынок самостоятельно, ничем не защищены от непрофессионального распоряжения и случаев мошенничества чужими деньгами.
Мягко говоря, не додаёт оптимизма да и то событие, что в правительстве нет единого мнения о том, как же получать оптимизации денежной совокупности. По оценкам специалистов, привлечения в Москву зарубежных инвесторов возможно добиться за счёт налоговых послаблений (понижение налогов на прибыль от операций с ценными бумагами, на проценты и дивиденды от финансирования), и путём слияния главных биржевых площадок. Но против этих шагов, приверженцем которых есть Министерство экономразвития, пока выступают Минфин и Банк России.
Прибавьте ко мне ещё необходимость принятия многих законов, разрешающих активную деятельность на русском фондовом и денежном рынке зарубежных инвесторов (закон о организации и биржах торгов, закон об обеспечении допуска зарубежных бумаг к обращению и размещению в Российской Федерации, закон об ипотечных полезных бумагах, закон о создании особого суда в структуре арбитражных судов и закон о клиринговой деятельности и клиринге). И тогда станет ясно, как нелёгким будет дело по превращению Москвы в интернациональный денежный центр.
Но, эксперты сходятся во мнении, что при наличии жёсткого ответа власти русский столица может с уверенностью войти в десятку мировых центров, а уж стать региональным маяком денежной судьбе ей на роду написано. Так что, как говорится, было бы желание.
Александр Бабицкий