Налоговое планирование
С налоговым бременем бизнес не смирялся ни при каких обстоятельствах. Реалии, трактовавшиеся в 90-е годы ХХ века как «уклонение от налогов», формировались параллельно с ним на развалинах советской экономики. По мере того, как бизнес обретал более легитимные формы, государство выработало концепт налогового планирования, под которым понимаются не выходящие за рамки закона действия плательщика налогов по уменьшению налоговых платежей.
Для юрлиц это выбор между разными методами размещения активов и осуществления деятельности, нацеленный на минимально вероятное понижение уровня налоговых обязательств. Налоговое планирование предполагает широкое использование всех установленных законом льгот, оценивает позиции налоговых органов, учитывает тенденции налоговой, бюджетной и инвестиционной политики страны.
минимизация и Оптимизация
Налоговое планирование базируется на оптимизации налогов и их минимизации. Это не одно да и то же. Термин «минимизация» кое-какие экономисты по большому счету именуют «мертвым», потому, что совершенная минимизация налогов подразумевает полное прекращение хозяйственной деятельности предприятия.
Понятие «оптимизация» значительно шире. Оно свидетельствует рвение сэкономить на налоговых расходах во имя роста денежных показателей. Считается, что в случае если часть всех уплаченных предприятием налогов не превышает 4 % выручки, то о дополнительной оптимизации возможно не тревожиться: достаточно обойтись исправным и своевременным ведением бухгалтерского и налогового учета.
Показатель доли налоговых отчислений по отношению к выручке в размере 4-10% — важный предлог для тревоги. Вероятнее, назрела необходимость экспертизы и налогового анализа любых организационных, юридических и денежных маневров. То же относится и к вводимым инновациям.
Часть налогов в выручке, зашкаливающая за 10% — симптом провала. В случае если таковой бизнес еще непонятным образом держится на плаву, то он очевидно агонизирует. Планка в 50% — это уже из мифов о «Газпроме».
Внешнее и внутреннее налоговое планирование
Большая часть русских компаний освоило «двойную» стратегию, используя сходу внешнее и внутреннее налоговое планирование. Вся философия внешнего налогового планирования уместилась в емком афоризме от Артура Годфри: «Патриотизм кончается в том месте, где начинается налоговая декларация». Оно сводится к тому, дабы заменить один налоговый субъект вторым, поменять вид деятельности налогового субъекта или поменять налоговую юрисдикцию.
Фактически это может смотреться приблизительно следующим образом. Одна компания задействует в собственной бизнес-схеме «инвалидные» льготы: принимает в штат определенное число калек, приобретая экономию на прямых налогах. Вторая может выступать как торговый агент либо комиссионер, трудящийся по «чужому» поручению за определенное вознаграждение, — это и будет трансформацией вида деятельности субъекта.
Третья имеет регистрацию на территории, где при соблюдении определенных условий возможно рассчитывать на послабления в налогообложении.
Налоговый федерализм наделяет субъекты РФ необыкновенным правом самостоятельно и по собственному усмотрению устанавливать ставки региональных и местных налогов, и льготных режимов налогообложения. На территории страны насчитывается около двадцати разных территорий с привлекательной в той либо другой степени спецификой налогообложения.
На территории особенной экономической территории в Республике Алтай, например, на 4 % снижен налог на прибыль организаций-резидентов ОЭЗ. Участники ОЭЗ в Магаданской области высвобождены от уплаты налога на прибыль до 2014 года. Но речь заходит только о прибыли, инвестируемой в развитие социальной сферы и производства на территории Магаданской области.
У внутреннего налогового планирования механизмов значительно больше. Его эффективность зависит и от выбора учетной политики, и от разработки контрактных схем, и от умения пользоваться разными льготами, и от последовательности особых способов.
Налоговый консалтинг
Еще до начала мирового финансового кризиса налоговое планирование превратилось в объект растущего потребительского спроса, на что, соответственно, показалось и предложение. Рынок одолжений в сфере налогового планирования рос завидными темпами. Налоговый консалтинг наращивал показатели востребованности, пока не появились рецессивные симптомы в денежном секторе.
Бизнес в течение 2008-2009 года пребывал в не самом бодром состоянии и не готов был пользоваться одолжениями профи – не только в области налогового планирования, но и аудитом по большому счету.
Но на 2010 год специалисты дают оптимистические прогнозы. Согласно их точке зрения, налоговый консалтинг снова получит актуальность . Бизнес берет курс на оптимизацию и реструктуризацию затрат.
Число компаний-уклонистов, практикующих «тёмные» способы, все же со временем значительно уменьшается. Лучше заплатить по закону и дремать нормально, чем иметь дело с УК.
Раньше с недобросовестными налогоплательщиками боролись в противном случае: налоговые органы подавали в суд иски о признании недействительными сделок. После этого положение о праве обращения в суд для признания сделок недействительными из русского Налогового кодекса было исключено.
Светлана Усанкова