Налоговый кодекс рф: на страже государственной экономики
Совокупность налогов и сборов в РФ регулируется положениями Налогового кодекса РФ. Он представляет собой так называемый кодифицированный закон. Это указывает, что им устанавливаются единые правила для достаточно широкой сферы однородных и регулярных взаимоотношений.
В юридической практике кодифицированные нормативы предполагают долгий период действия.
Правила современного Налогового кодекса РФ были организованы в конце девяностых годов XX века. Он складывается из двух главных частей. Первая часть, фактически, посвящена разъяснению этих правил, а вторая часть устанавливает порядок обложения всеми налогами, каковые на данный момент установлены в стране.
Часть первая
Первая часть Налогового кодекса РФ – это необычная «базисная теория». Она была подписана первым Президентом РФ Борисом Ельциным 31 июля 1998 года и получила юридическую силу с 1 января 1999 года. До 2010 года в нее более тридцати раз вносились разные поправки.
Первая часть кодекса закрепляет список действующих на всей территории страны налогов и сборов, устанавливает определения базисных понятий налогового права, и определяет права и обязанности плательщиков налогов, налоговых органов, других участников и налоговых агентов данных правоотношений и предусматривает виды налоговой ответственности. Помимо этого, в первой части Налогового кодекса РФ находятся четкие указания относительно порядка возврата и зачета налогов и сборов, определяются формы налогового контроля и даются указания по поводу способов обжалования неправомерных решений и действий со стороны налоговых органов.
Часть вторая
Вторая часть объемного документа была подготовлена пара позднее: подпись главы страны под ней показалась 5 августа 2000 года, а в законную силу дополнительные нормативы вступили лишь с 1 января 2001 года.
Любая глава второй части посвящена определенному виду налогов либо особому налоговому режиму. Она кроме этого содержит отдельную главу, регламентирующую уплаты и порядок исчисления национальных пошлин, и сборов, взимаемых в национальную казну за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Изначально вторая часть Налогового кодекса РФ содержала всего четыре главы: «Налог на добавленную цена», «Налоги», «Налог на доходы физических лиц» и «Единый социальный налог». Потом фактически каждый год впредь до 2005 года она пополнялась рядом новых глав. Так, в 2002 году в нее уже входили «Налог на прибыль организаций», «Налог на добычу нужных ископаемых», «Единый Налог и» сельскохозяйственный «налог с продаж».
С 1 января 2003 года вступили в законную силу главы «Транспортный налог», «Упрощенная Единый налог» и «система налогообложения на вмененный доход». Потом, в 2004-2005 годах вторая часть пополнилась пятью последними главами – такими, как «Налог на игорный бизнес», «Налог на имущество организаций», «Водный налог», «Земельный налог» и «Государственная пошлина».
Налог на имущество физических лиц статьями Налогового кодекса РФ не регулируется. способы и Порядок его уплаты прописаны в особом законе№ 2003-1 от 9 декабря 1991 года, что так и именуется – «Закон о налоге на имущество физических лиц». Его действующую редакцию возможно взглянуть на сетевых сервисах правовой помощи.
Налоговые режимы
Кроме налогов и сборов, Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает четыре особых налоговых режима – «Совокупность налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей», «Упрощенная совокупность налогообложения», «Единый налог на вмененный доход» и «Совокупность налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции».
Особый налоговый режим – это не просто налог, а особенный порядок исчисления налогов либо сборов, действующий в течении определенного времени. В большинстве случаев, он значительно упрощает налогоплательщикам жизнь. Так, к примеру, упрощенная совокупность налогообложения (УСН) уже по преимуществу оценена фирмами малого бизнеса хотя бы вследствие того что ориентирована на минимальные ставки.
А единый налог на вмененный доход (ЕНВД) заменяет собой уплату многих разрозненных налогов и сборов и оптимален тем, что сводит к минимуму общение плательщика налогов с налоговыми органами.
Светлана Усанкова