Нетиповая тула 1950-х: архитектурные излишества. спецпроект
Спецпроект издания Professional «Тула архитектурная» — о том, как изменялась Тула, как смотрелась два века назад, чем руководствовались в различное время при застройке областного центра и чем сейчас занимательны архитектурные объекты города.
Проект создан при помощи и участии экспертов Тульского областного спикеров и художественного музея научной конференции «Тула ушедшего века», в рамках которой специалисты обсудили архитектурный вид сегодняшнего дней и города прошлого. Благодаря авторам докладов, и одноименному проекту — «Тула ушедшего века», — возможно выяснить, как изменялся вид города в последние столетия.
Нетиповая Тула 1950-х: архитектурные излишества
Создатель: Черезова Людмила Германовна
Заведующая филиалом «Тульский областной музей изобразительного исскуства»Объединение «Историко-краеведческий и музей изобразительного исскуства»
1952-1953 гг. показалось большое количество творений сталинской архитектуры.
Строение комбината Тулауголь (В.М. Виноградов). Главный мотив как центрального количества, так и более низких боковых крыльев — большие пилястры на всю высоту строения.
В центральной его части они выступают, образуя как бы плоский портик из шести пилястр, украшенный над карнизом барельефом. По всему периметру карниза идет легкая балюстрада. Боковые части крыльев энергично выступают из плоскости фасада.
Источник фото: Тула ушедшего века
Строение главного корпуса Тульского политехнического университета (пр-т Ленина, 92 выстроенное по повторному проекту, заново переработанному архитектором В. Мещериным В. В. Мещерин. 1964 г.)Пластика фасада этого строения более скромная, чем у выше обрисованных. П-образное в плане строение имеет выступающие по бокам ризалиты с двумя пилястрами. Горизонтальные членения под окнами пятого этажа завершаются верхним карнизом с кронштейнами. Портал входа, идущий на два этажа, выполнен в граните.
В целом количество строения суховат и есть переходным по характеру художественных средств к новому этапу советской архитектуры.
Основной вход в строение Механического университета (2-й корпусТулГУ, пр. Ленина, 84. арх. И. П. Грызлов.
1950 г.) подчеркнут выступающим четырехколонным кортиком дорического ордера, за которым в том же ритме по плоскости фасада идут пилястры для того чтобы же характера. Портик увенчан аттиком: на фоне склоненных студентки фигуры и знамён студента. Замечательный рустованный цокольный этаж.
Дом с башенкой на Первомайской (дом № 62 по проспекту Ленина, И. Грызлов) в октябре 1952 года из 90 счастливчиков, взявших наилучшее по тогдашним меркам жилье, 78 уже отпраздновали новоселье. В послевоенном ампире стало модно надстраивать дома бельведерами — башенками на крыше домов. Бельведер с итальянского переводится как «красивый вид» — в Европе так именуют беседки в парке либо замки с особенно прекрасными видами, в Российской Федерации же слово обозначает легкую надстройку.
Не смотря на то, что это характерные черты барокко, но «сталинский ампир» был стилем эклектичным, впитавшим в себя, кроме фактически ампира, и другие элементы. Выступ на скошенной угловой части фасада с боковыми балконами-лоджиями и монументальными квадратными колоннами завершается башенкой-ротондой.
Развитый карниз, тяги над пятым и вторым этажами, связывающие трехгранные эркеры, рустованные под каменную кладку два нижних этажа вместе с вертикальными членениями составляют ясную композицию. Башенка прекрасно замыкает возможность Первомайской улицы. В первом этаже дома размещена детская библиотека.
Архитектура жилых строений улицы проспекта и перекрёстка Ленина Первомайской и учебных корпусов придала более большой масштаб данной части основной улицы города,
На Первомайской же, наоборот парка, в феврале 1953 года заканчивается строительство двух домов железнодорожников.
Просматривайте кроме этого:
Тула от регулярного замысла 1779 года до наших дней
«Швейники» взяли 32-квартирный дом на углу Стадионного пр. и ул. Коммунаров (магазин «Сувениры»).
Уже к началу 1950-х гг. неоклассицизм «переродился» в сталинский ампир, а в 1955 году, наровне со всей архитектурной традицией, неоклассицизм был фактически запрещён как развивающийся стиль.
Сочетая хорошие пропорции и главные символические мотивы во внешней отделке, ампир был развит и значительно расширен, где фигурировали в лепных украшениях героизированные люди различных профессий. Фасады выделены укрупнённым композитным ордером, и частенько использовался в цокольных этажах руст. Главным отличительным примером сталинского ампира есть портик и парадная фасадная композиция.
Так, в послевоенное десятилетие в жилищной архитектуре как бы сосуществовали две тенденции. Одна — это поиски триумфальных архитектурных ответов. Эта тенденция разглядывала архитектуру, в первую очередь как мастерство и выносила на первый замысел художественно-образные задачи, в ответе которых следовало опираться на хорошее архитектурное наследие, что шло вразрез с задачами массового строительства, его типизации, индустриализации, понижения цены.
Вторая тенденция предполагала скромную, деловую работу над новыми способами проектирования и массовое строительство жилых строений. Она содействовала формированию типового проектирования, унификации строительных изделий и конструкций, понижению цены, сокращению сроков строительства. Благодаря всему этому была подготовлена научная и практическая база для перехода к массовому индустриальному жилищному постройке.
Продолжение просматривайте в лонгриде «Тула архитектурная»