Ни рыба ни мясо

Ни рыба ни мясо

Компании целый год искали «окно» для размещения, но так и не нашли.

2011 год в плане публичных размещений и проведения частных прошел под знаком неопределенности. С одной стороны, начался год позитивно, многие большие компании заявили о замыслах проведения IPO. Иначе, у многих из них дело дальше обещаний не пошло. Да и те размещения, каковые все-таки состоялись, далеко не всегда возможно назвать успешными.

Во второй половине 2011 года обстановка осложнилась еще и нарастающими кризисными настроениями в Европе, ожиданиями второй либо уже третьей волны кризиса.

В следствии, в случае если подводить итоги, для рынка IPO год прошел под знаком поиска «окна» для выхода с размещением. Сперва потенциальные эмитенты ожидали лучшего момента для выхода на рынок, а позже началась сумятица в государствах еврозоны в дополнение к уже наскучившим проблемам в Соединенных Штатах. И вот тут-то всем уже стало не до IPO.

Не смотря на то, что кое-какие храбрецы все же пошли на подвиг, а также были удачи – и среди представителей техносферы, и у денежных организаций, и др. Но пока что большая часть компаний с надеждой наблюдают на начавшийся 2012 год.

Иначе, кризис в Европе и неприятности у банков пока не провалились сквозь землю, что разрешает умеренно оптимистично оценивать возможности рыночной конъюнктуры. Так как правило таково, что на нехорошем рынке мало кто из эмитентов решится на размещение. Самый ожидаемым событием 2012 года на рынке IPO будет размещение Facebook.

Интернет-сегмент по большому счету стоит особняком на рынке: кроме того во второй половине года, в то время, когда эмитенты из классических секторов прекратили размещаться, спрос на акции интернет-компаний (Groupon и других) оставался у инвесторов высоким. Из российских эмитентов самым ожидаемым событием есть начало IPO Сберегательного банка (7% акций банка), принадлежащих Центральному Банку, на рынке среди частных инвесторов. Посмотрим, чему суждено сбыться, а что так и будет отложено в продолжительный коробку.

Неудачный год

По данным «Тройки Диалог», сделки IPO и SPO принесли русским компаниям в 2011 году около $10 млрд. Разумеется, что первая добрая половина года была более успешной, а во втором полугодии понижение суверенных рейтингов последовательности развитых государств, кризис в Европе и ослабление позиций наибольших банков сильно ударили рынок, и за исключением IPO интернет-компаний на Западе, число размещений было минимальным.

10 компаний в прошедшем сезоне проводили IPO, причем громаднейший количество пришелся на зарубежные площадки: 5 сделок было организовано на LSE, 3 на ММВБ-РТС и по одной на NASDAQ и Deutsche Boerse. Самой громадной сделкой русском компании было IPO Yandex, что привлек на протяжении размещения $1,3 млрд. Последнее в 2011 году IPO российской компании на Английской бирже прошло в декабре – Polymetal International ($770 млн.).

Большая часть прошедших размещений проходила ближе к нижней границе. «И в случае если в первом полугодии отмена размещений чаще была связана с низкой оценкой акций (и жаждой реализовывающей стороны взять более большую цена), во втором полугодии большая часть размещений было отменено из-за негативной конъюнктуры на рынке», – говорит Мария Кальварская, глава аналитического отдела ТКБ Капитал.

«Год был не самым успешным для IPO, – продолжает Сергей Александров, начотдела продаж инвестиционных продуктов банка «Стройкредит». – Многие компании, объявившие собственные размещения ранее, в силу разных обстоятельств отказались от IPO либо отложили его на некий срок». Более десяти компаний отложили размещение из-за негативной фондовой конъюнктуры, но сохраняют надежду совершить его в 2012 году. Среди них возможно назвать «Русал», «Евросеть», холдинг «Вертолеты России», аэрокомплекс «Домодедово», СУЭК, Челябинский трубопрокатный завод, и IPO 7% акций Сберегательного банка, запланированное в форме ADR на ценные бумаги банка.

Согласно точки зрения Олега Шагова, аналитика Промсвязьбанка, состояние рынка возможно оценить по несложному индикатору, в частности – замечая за развитием обстановки около подготавливающегося IPO оператора самой популярной социальной сети в мире Facebook Inc. «Эта юная компания рассчитывает взять на протяжении IPO весьма высокую оценку, превышающую $100 млрд., и шепетильно выбирает время, приближаясь к принятию ответа о проведении IPO во время с апреля по июнь 2012 года», – говорит специалист. По некоторым данным, организатором публичного размещения Facebook станет инвестиционный банк Goldman Sachs, что, по всей видимости, и подберет самый благоприятный период конъюнктуры фондовых рынков для успешного проведения IPO. В общем, сейчас рынок для IPO был не весьма благоприятным, а «окно» возможностей для выхода компаний на IPO игроки рынка ожидают в следующем году.

Финансы спели романсы

В случае если сказать о денежных организациях, то для них на данный момент не время для публичных выходов: цены на многие банки находятся на минимальном историческом уровне, а европейские банки отчаянно нуждаются в новом капитале, что формирует перевес предложения над спросом. Иначе, активная помощь банкам со стороны ЕЦБ (в отличие от стран, банки в декабре взяли практически неограниченный лимит ликвидности и уже задействовали около 500 млрд. евро трехлетних линий ЕЦБ) разрешит ослабить давление на финсектор и выведет его из-под угрозы кризиса.

Однако, программы количественного смягчения имеют ограниченное влияние на макроэкономику, исходя из этого возможности рынка IPO будут больше зависеть от экономической конъюнктуры. «В случае если экономика еврозоны не скатится в рецессию, в Соединенных Штатах продолжится экономический рост, а экономика Китая останется на траектории стабильного и большого роста, у рынка будут хорошие возможности для новых размещений», – уверен Максим Васин, аналитик Национального рейтингового агентства.

По словам Олега Шагова, размещение денежных компаний возможно оценить как подвиг, таковой сложной была рыночная конъюнктура. Согласно точки зрения Максима Васина, самые успешным IPO в денежном секторе возможно назвать размещение Номос-банка, которое прошло по хорошей цене и уложилось в сроки, по окончании которых рынки стали испытывать ухудшение конъюнктуры. «Среди самые заметных вторичных размещений было SPO банка ВТБ ($3,3 млрд.), не смотря на то, что по цене акции этого банка с момента первого размещения провалились в два раза», – подчеркивает специалист.

«Из рассчетных размещений денежных компаний на 2011 год необходимо отметить ВТБ, Номос-Сбербанк и банк, наряду с этим последний так не реализовал 7,6% собственных акций», – отмечает Мария Кальварская и додаёт: «Размещение Номос-банка прошло достаточно удачно, но акции не отличаются достаточной ликвидностью, а ухудшение обстановки на денежных рынках во втором полугодии стало причиной большим утратам, связанным с торговыми операциями». Исходя из этого, с позиций динамики по окончании размещения, вряд ли возможно сказать об успешном размещении для инвесторов и при с Номос-банком.

До тех пор пока сохраняется интрига около размещения Сберегательного банка, и сейчас она перенеслась на 2012 год. Эта сделка, по словам Кальварской, пока остается более занимательной, чем все другое.

Говоря об IPO, специалисты в категории успешных именуют, скорее, высокотехнологичные компании. К примеру, IPO «Яндекса», которое прошло в мае 2011 года. За 16,3% от уставного капитала «Яндекс» взял более $1,3 млрд., за первый сутки торгов стоимость акций вырос более чем на 55%.

Капитализация компании была оценена более чем в $8 млрд. Это непременно хороший итог, что и сказать.

Нестабильная стабильность

Итак, сейчас необходимо отметить тенденцию к долгой и всесторонней подготовке компаний к проведению IPO, и тщательного выбора подходящего момента времени для успешного IPO. Но, учитывая тот факт, что нестабильность снова пришла с банковского сектора и финансовых рынков, а риски финсектора в Китае до тех пор пока оценить сложно (не смотря на то, что они и существуют), рассчитывать на большой спрос на акции банковских учреждений пока не приходится.

«Отмечается некое разочарование инвесторов в акциях русских ритейлеров», – говорит Максим Васин. Он утвержает, что равно как и во всем мире, инвесторам, прежде всего занимательны российские интернет-компании, у них возможности хорошие. Иначе, до завершения выборов в марте 2012 инвесторы продолжат с опаской относиться к русским игрокам из-за возросших рисков политической нестабильности и растущего протестного перемещения.

В случае если турбулентность на мировых денежных рынках продолжится, и банки будут испытывать давление, акции русских банков кроме этого не отыщут спроса, исходя из этого по их предлогу особого оптимизма нет. «Возможно, на данный момент не лучший результат для выхода на рынок акционерного капитала, а вот новые долговые эмиссии русских банков в полной мере смогут взять спрос на международных и внутреннем рынках», – уверен аналитик.

С одной стороны, неприятности европейских банков не свойственны для наибольших русских игроков, с другой, в случае если экономическая события будут хуже в будущем, то и российские банки будут ощущать себя хуже. «на данный момент Сбербанк видит период по окончании марта 2012 года как самый вероятный для размещения, – продолжает Мария Кальварская. – И в случае если внутренние риски по окончании выборов президента в значительной мере сократятся, то внешние рынки смогут и не разрешить совершить размещения». Согласно точки зрения Сергея Александрова, выход на IPO для большой русского компании, в большинстве случаев, свидетельствует ее предварительную реструктуризацию, а это продолжительный и не всегда однозначный процесс. Его вывод: «Не считаю, что настоящая обстановка на мировых рынках благоприятна для аналогичных действий».

Технические подробности

Все больше инвесторов знают и видят, что IPO проводятся по большим стоимостям, и обычно курс акций компаний по окончании размещения понижается. Так что доверие к этому инструменту уже основательно подорвано – через чур много было на рынке неудачных примеров проведения IPO, по окончании которых компании дешевели в разы. Согласно точки зрения большинства специалистов, за исключением интернет-компаний, рынок некое время продолжит стагнировать, поскольку базой для серийного успеха IPO есть предшествующий рост на вторичном рынке акций, а его пока не видно.

Стратегические инвестиции, как раньше, будут оставаться достаточно популярной формой инвестирования: фонды не смотря на то, что и ослаблены итогами 2011 года, но готовы предъявить большой спрос на привлекательные активы. «Частные размещения, в отличие от IPO, имеют недостатки и свои преимущества, но на протяжении SPO компаниям-эмитентам сложнее взять завышенные оценки цены акций: на рынке SPO трудятся весьма квалифицированные инвесторы, исходя из этого спрос на некачественные активы на нем взять сложно, – комментирует Максим Васин. – Другое дело – народные IPO, на протяжении которых возможно реализовать много бумаг низкоквалифицированным частным инвесторам».

Согласно точки зрения Марии Кальварской, такие инструменты как публичные размещения и частные будут пользуются спросом неизменно. Компания сама определяет, какой инструмент ей подходит в основном, исходя из многих факторов.

Но вот при сохранения непростой обстановке на фондовых рынках, IPO вряд ли будет самым востребованным инструментом. «Отыскать важного стратегического инвестора более весьма интересно, чем совершить IPO, потому, что компания приобретает надежного и заинтересованного партнера, что будет содействовать формированию совместных проектов, а также, быть может, и при помощи собственных разработок, – продолжает Сергей Александров. – Не смотря на то, что, иначе, появление нового акционера может привести к некоей утрата независимости, поскольку все замыслы по формированию компании нужно будет обсуждать с новым компаньоном». Исходя из этого, он утвержает, что ответить на вопрос, что будет более пользуется спросом, сложно, это сильно зависит от настроя акционеров.

Наряду с этим пока не отмечается заметного прогресса в вопросе размещения отечественных компаний на внутреннем рынке – большая часть предпочитает IPO в Лондоне, в 2010–2011 годах новую популярность взяли размещения на Гонконгской фондовой бирже. «Размещение сходу в Российской Федерации и на зарубежных площадках возможно наиболее выгодным с позиций круга инвесторов и ликвидности бумаг», – говорит Мария Кальварская. «Компаниям эргономичнее размещаться на Западе, а также из-за структуры собственности русских ОАО, которая по большей части включает оффшорные и европейские холдинговые компании, и бизнес, в большинстве случаев, ведется на нескольких русских компаниях с консолидацией результатов на зарубежном холдинге, что облегчает проведение IPO за границей и осложняет его в Российской Федерации», – продолжает Максим Васин. С позиций защиты и инвестиционного климата прав инвесторов Российская Федерация пока не рассматривается как надежная альтернатива западным площадкам, и исходя из этого значительно несложнее заманить инвесторов размещением на западе, а не проводить его на ММВБ-РТС.

Иначе, имеется громадный неудовлетворенный внутренний спрос на акции финсектора, поскольку в нем вариантов для инвестиций до сих пор мало. Размещения банков возможно назвать единичными, многие игроки раздумывают над IPO годами, но так и не решаются на данный публичный ход. Так что остается захотеть банковскому рынку побольше размещений, хороших и различных.

Проверка прокуратурой — «Ни рыба ни мясо» Часть вторая


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: