Объемно-пространственная структура

пространство и Объём. Тектоника дает представление о характере материала и работы конструкции, в некотором роде выраженных в конкретной форме. Второй не меньше ответственной категорией композиции есть объемно- пространственная структура изделия. Каждая форма так или иначе взаимодействует с пространством, то легко и светло, то сложно и неизвестно.

Значит, как бы ни была выстроена форма, двумя главными компонентами ее структуры помогают пространство и объём. Само собой разумеется, само понятие «объемно-пространственная структура» лишь условно применимо ко всякой форме. Гладко обкатанный морем камень— это форма, но пространственно, строго говоря, не структура; пчелиные соты — самый характерный пример закономерно выстроенной объемно-пространственной структуры, а в прозрачной сетке, сотканной пауком, материала уже так мало, что об объемно-пространственной структуре опять-таки возможно сказать только условно.

По показателю объемно-пространственного строения промышленные изделия возможно условно подразделить на три многочисленные группы:

– довольно легко организованные моноблочные структуры со скрытым механизмом, размещенным в корпусе;

– открытые технические структуры действующих механизмов либо несущих конструкций;

– объемно-пространственные структуры, сочетающие в себе элементы первой и второй групп.

Наглядное представление об огромном разнообразии технических форм по их объемно-пространственным показателям дает рис. 14. От самых узких, ажурных конструкций до предельно плотных, как будто бы «сбитых» форм — пространства и отношений таково разнообразие объёма как в природе, так и в технике.

Занятый непростыми вопросами воплощения разрабатываемой им конструкции в материале, инженер большей частью просто не думает о «нематериальном» компоненте—пространстве. Психологически это в полной мере можно понять, но для эстетически полноценного промышленного изделия совсем нужно иметь в виду темперамент сотрудничества пространства с количеством.

Так как независимо от собственного жажды конструктор организует не только материально ощутимую субстанцию, но и пространство, входящее с нею в контакт. Успех работы над композицией промышленного изделия в значительной степени зависит от того, осознаёт ли проектант роль пространства как равноправного с количеством элемента композиции и может ли организовать его. Нужно выработать в себе это особенное вйдение формы, в то время, когда пространство начинает читаться как ее полноправный компонент.

О том, что масса и пространство выступают как раз «первичными» категориями при формообразовании, говорили многие исследователи. Так, еще в 1923 г. узнаваемый коммунистический исследователь архитектуры А. Г. Габричевский показывал, что раскрытию архитектурного синтеза обязан предшествовать анализ пространственных и пластических компонентов.

Особенно полезно в разглядываемом нами нюансе его указание на то, что всякую форму возможно помыслить или изнутри, или снаружи—как ограничиваемое и как ограничивающее. Подобное осмысление формы чуть ли не более принципиально важно для техники, потому, что в ней объемно-пространственные структуры несравненно разнообразнее, чем в архитектуре.

Что означает «помыслить форму изнутри» (в этом случае идя от внутренней ее технической структуры) и «снаружи» (т. е разглядывая ее сотрудничество с пространством)? В первую очередь это значит избавить форму в технике от крайней односторонности, которую она часто получает, в то время, когда к ней идут лишь «снаружи» либо лишь «изнутри».

Как мы видим форму? Вопрос не так несложен, как может на первый взгляд показаться. Многие, возможно, ответят: мы видим не форму, но конкретный объект, видим и познаем его как сложный итог инженерной и дизайнерской мысли.

В действительности, разве это не верно? И да, и нет. Для глубокого понимания неприятностей композиции громадное значение имеет развитое умение видеть форму как таковую. Назовем это умение «культурой вйдения формы». Вырабатываемая обширным опытом работы в дизайне, она разрешает как будто бы вычленять форму из всего остального и воображать ее как обьемно-про-странственную структуру.

Умение видеть предмет в таком нюансе само по себе говорит о высокой опытной квалификации. Так как не так легко обучиться переключать механизм восприятия от технически конкретного к полностью структурному, модельно-простран-ственному. Достигнуть этого — значит овладеть одной из ответственных составляющих опытного способа работы живописца-конструктора.

Инженер, не имеющий возможности опереться на квалифицированного дизайнера, в большинстве случаев идет К форме «изнутри», не всегда воображая себе особенности и пространства взаимодействия и тонкости объёма. Особенно большое количество сложностей подстерегает его в работе над изделиями с открытой технической структурой, в то время, когда пространство как бы пронизывает форму. И если он пренебрежет ролью пространства, то кроме того весьма интересно задуманная форма может утратить собственную привлекательность.

Объемно-пространственная структура

Оба пути, как видим, страдают односторонностью. художник и Инженер-конструктор не смогут подменить друг друга, потому что любой решает собственные задачи, но оба должны мочь видеть форму и «изнутри», и «снаружи». Обоим нужно выработать особенное вйдение объекта конструирования — не только как действующей совокупности технических элементов (станины, суппорта, ходовых винтов, валов, органов управления и т. п.), но в определенный момент абстрагированно от данной технической сущности, т. е. как некую объемно-пространственную структуру, где пространство есть необычной матрицей количества.

Громадно ли по сегодняшним представлениям о масштабах архитектурных сооружений строение Университета имени Склифо-совского? Но постойте перед его прекрасным парадным двором-курдонером, несложным и строгим, и вам захочется дать дань восторга мастерству мастера. Что же делает это довольно маленькое строение таким величественным кроме того на широкой магистрали Садового кольца?

Обстоятельство в первую очередь в умелой организации пространства—в верном соотношении между ним и количеством, между его частями и целым, главным и второстепенным. Пространство парадного кур-донера перед строением — эта великолепно организованная «пустота» — есть активнейшим элементом композиции, неразрывно связанным с самим строением. Все это в значительной степени относится и к техническим объектам, не обращая внимания на их иные полные размеры.

Большое значение при рассмотрении любой формы в пространстве имеют и точки либо преимущественные позиции, с которых изделие воспринимается человеком. Так как пространства и отношения объёма очень различно воздействуют на нас в зависимости от ракурсов восприятия объемно-пространственной структуры, ее полных размеров, отношения компонентов количество-пространство к человеку.

Для человечества Почва уже давно шар, но разве не потрясли нас снимки Почвы, сделанные из космоса, с борта космического корабля? Мы заметили и почувствовали, что Почва одновременно и громадная, и в неспециализированном-то маленькая. Так как мы соотнесли всю Почву с нескончаемым космическим пространством.

В кадр снимка попала не стенки помещения, в которой стоит глобус, а «кусочек» космоса, окружающего отечественную планету.

В ходе формообразования промышленных изделий инженер и худож-ник-конструктор всегда имеют дело со «своим» пространством, с его масштабом, с тем, как воспринимается в нем изделие, с особенными отношениями объект-пространство, а следовательно, и со своеобразными закономерностями пространства и организации объёма. Разглядим кое-какие из них.

Закономерности строения формы и объемно-пространственная структура. Шар, куб, пирамида, цилиндр самый с пространством. По видимой нами части и в любом ракурсе мы прекрасно воображаем себе форму в целом. Пространственные комбинации несложных количеств при довольно маленьком их ясных взаимоотношениях и количестве кроме этого зрительно легко расшифровываются.

Но при нарастании количества элементов, усложнении связей между ними усложняется и ОПС, и лишь лежащая в базе ее закономерность отношений и связей всех элементов (принцип строения ОПС) разрешает нам делать выводы об организации сложной, многоэлементной формы.

Анализ говорит о том, что легкость восприятия любого конструируемого объекта сильно зависит как раз от того, как закономерно начинается его композиция. В случае если, обращаясь к форме изделия, мы можем как бы довообра-зить, условно достроить все то, чего не видим, то это один из ответственных показателей прекрасно организованной ОПС. Так как гармоничная форма, сколь бы сложной она ни была, есть не случайным сочетанием количеств, но, в большинстве случаев, начинается по определенному принципу.

В случае если мы имеем дело с формой, при восприятии которой не можем осознать принцип ее строения, уловить закономерности ее развития в пространстве,— это первый сигнал об отсутствии гармонии. Но в то время, когда в базу формы положено светло выраженное закономерное начало, действие ее сильно отличается от впечатления, создаваемого формой хаотичной, неорганизованной. Чем сложнее объемно-пространственная структура промышленного изделия, тем большее значение с целью достижения гармонии получает последовательное развитие принципа, положенного в базу ее строения.

Обстоятельством низкого эстетического уровня последовательности автомобилей не в последнюю очередь есть как раз хаотичность их объемно-пространственного строения.

Серьёзной из закономерностей прекрасно организованной объемно-простран-ственной структуры есть органичность связей между отдельными ее элементами. Продемонстрируем это на примере сложной ОПС, выстроенной в виде совокупности последовательности главных и сопутствующих элементов (рис. 15,я).

Закономерностью данной структуры есть сообщение всех ее элементов, основанная на прямоугольной пространственной сетке. Какой бы из фрагментов мы ни разглядывали, отношения между пространством и объёмами как в глубине структуры, так и ближе к наружным элементам определяет прямой угол. Представим сейчас, что изменился темперамент только одной связи и в прямоугольной сетке нежданно показались тупые и острые углы (рис.

15,6). Такое изменение структурных связей небезразлично для всей композиции. Элемент в контуре 1—2—3—4 игнорирует целый ее строй — он не вписывается в геометрическую совокупность данной структуры. Чужеродная наклонная сообщение привела к острым противоречиям во всей совокупности «окон».

В случае если наклон в одном из ответственных элементов структуры по каким-либо соображениям неизбежен, с целью достижения целостности композиции нужно отыскать ответные наклоны хотя бы во второстепенных элементах, причем вероятны и контрнаклоны (рис. 15,в). Тогда появляется сотрудничество двух скоординированных совокупностей.

Обычным примером сложной ОПС, организованной многократно повторямющимися горизонталями, скоординированными с наклонными линиями, может служить гидравлический пресс (рис. 15,г).

На модели 1 (рис. 15,д) продемонстрированы главные элементы холодильной аммиачной установки. Два цилиндра конструктивно связаны четырьмя опорами из швеллеров. Не смотря на то, что эти опоры лишь примыкают к агрегатам, они так замечательны, что думается, словно бы полностью пронзают цилиндрические емкости, опускаясь на толстое рамное основание. Объемно-пространственная структура чрезмерно забита материалом (см. модели 2 и 3 на рис. 15,д). Дизайнеры внесли предложение поменять сам принцип работы несущей конструкции.

При штыревой конструкции трубчатых опор и узких боковых растяжках как следует изменилась и ОПС: установка стала зрительно легкой. Отпала необходимость в замечательном рамном основании, замененном всего двумя опорами (модели 1—3 на рис. 15,е).

Это только один пример, но очень характерный как раз с позиции видения формы, понимания роли ОПС. Конструктор в конкретной области проектирования порою выясняется жестко связанным классическими приемами организации материала. В этих условиях он как бы перестает подмечать, что несущая совокупность непомерно обременена собственной массой.

Задача кардинального облегчения данной совокупности думается ему совсем нереальной. В аналогичных случаях непредвзятый, «со стороны», взор умелого дизайнера не редкость особенно серьёзен.

какое количество устоявшихся конструкций испытывает недостаток сейчас в критическом анализе! Вот здесь-то и нужно умение видеть форму как объемно-пространственную структуру. Замечательные, тяжелые множество болтов и швеллерные опоры громадного диаметра — форма толстая, лишенная пространственности.

И вот уже нет трудящихся на сжатие массивных швеллеров— имеется лишь два штыря и узкие растяжки по бокам. Радикально изменилась вся объемно-пространственная структура.

Структура, основанная на размещении элементов около единого центра, продемонстрирована на рис. 16,а. Все связи элементов, равноудаленных от центра, осуществляются по условной сферической поверхности. В случае если пренебречь данной закономерностью данной структуры и соединить два элемента прямой линией, нарушится целостность всей структуры (рис. 16,6). Гармоничная сообщение элементов в таковой совокупности возможда только по дугам либо радиусам (рис.

16,в).

Так, серьёзным условием целостности ОПС есть ее неспециализированная упорядоченность, в которой сознательно либо подсознательно прочитывается определенный принцип строения. В случае если упорядоченность отсутствует и связи элементов случайны, восприятие структуры затрудняется—мы ищем, но не находим «разгадки» ее строения. Элементарно несложная ОПС прочитывается легко.

Явная хаотичность также дает мгновенную данные о полном отсутствии какой-либо совокупности в организации структуры.

Но трудящаяся конструкция практически не бывает полностью хаотичной — это редкое явление в технике. Чаще возможно столкнуться со скрытой неупорядоченностью, которая все-таки неизбежно приводит к негативной реакции восприятия.

Не меньшее значение, чем организованность, упорядоченность ОПС, имеют закономерности, которые связаны с двумя вторыми ее особенностями,— определенностью либо неопределенностью. Оба эти особенности проявляются в технике очень разнообразно. Во многих случаях как раз неопределенность в ответе формы приводит к неприятным последствиям.

Так, в то время, когда в последовательности повторяющихся однообразных элементов нежданно изменяется хотя бы один из них либо величина промежутка между ними, причем такое изменение практически незаметно, мы постоянно воспринимаем это как визуальную деформацию всего последовательности.

Проявления неопределенности очень многолики. Допустим, что на панели прибора либо пульта управления все локализованные источники информации закономерно связаны между собой, но один-два из них смещены с осей и занимают в композиции случайное положение. Это возможно не сходу осмыслено, но подсознательно «почувствовано», а исходя из этого будет значительно мешать работе оператора.

Несовпадения плоскостей, случайные трансформации каких-то углов при однообразных углах, заданных для всей совокупности, и т. п.— все это ведет к неопределенности, причем ее активность возможно столь острой, что визуально нарушает всю ОПС.

Определенность отношений и связей элементов, в сущности, отражает степень соблюдения принципа организации ОПС. Допустимы ли отступления от этого принципа? Во многих случаях функциональная необходимость и конструкция властно диктуют такое отступление.

Тут принципиально важно придерживаться следующего правила: каждые отступления от общей закономерности организации ОПС должны быть выражены как явные, а не скрытые, т. е. неопределенность, диктуемая конструкцией, должна быть по возможности доведена до отметки определенности. Для этого имеется много приемов, о которых говорится потом. В этих обстоятельствах мы должны взять дополнительную данные о том, что отступление от принципа композиционно распознано, либо, как говорят специалисты, «обыграно».

Так, некая несоосность элементов сложной пространственной конструкции, которой почему-либо тяжело избежать, возможно намерено акцентирована. Слабо выраженный, а потому и не хорошо читаемый угол, близкий к 170°, в конкретной конструкции кроме этого воспринимается как неточность либо деформация. В аналогичных случаях нужно искать прием акцентирования для того чтобы угла. В случае если речь заходит о двух плоскостях, то этого возможно достигнуть различной их окраской.

В случае если же это угол схождения ка-ких-то узких в сечении конструктивных элементов, то, возможно, целесообразнее соединить в этом месте не два, а три элемента.

Особенно коварны с позиций визуальной деформации ОПС разнообразные слабо выраженные прогнутости на плоскостях, если они намерено никак не распознаны, к примеру, проштамповками, т. е. кромками, или бортиками, в случае если речь заходит о литье. В другом случае такие прогнутости смогут восприниматься как неприятные вмятины. Ясно, что аналогичных неопределенностей направляться избегать.

Иначе, для улучшения восприятия формы не редкость нужно пара немного поднять кроме того ровную поверхность, задать ей некую напряженность— в этом случае форма получает композиционную «полноту».

В организации объемно-пространственной структуры существует предел сложности, за которым кроме того закономерное может восприниматься как неупорядоченное. Значит ли это, что, трудясь над такими объектами, проектировщик не в состоянии добиться гармонии и не должен ставить перед собой данной цели?

Главным организующим такую структуру началом обязана явиться композиционная группировка ее элементов в некие общности. Речь заходит, само собой разумеется, не только о технических общностях, потому что каждая конструкция так или иначе складывается из них (отдельные узлы автомобили либо прибора), но о придании таким группам общностей композиционных в пределах целостного организма.

Этого во многих случаях возможно достигнуть при помощи не через чур значительных передвижек отдельных элементов, к примеру методом их пространственной группировки. В совокупности такие, казалось бы, маленькие коррективы смогут существенно улучшить неспециализированную организацию ОПС. Приемы художественного конструирования дают много возможностей разнообразных объединений при таковой группировке.

Разглядим отношения количество — пространство на конкретных примерах. На рис. 17—микроскоп МБИН-4. взглянуть на это изделие лишь с позиций организации его объемно-пространственной структуры (рис.

17,а). Композиция строится на приеме контраста довольно спокойной и легко прочитываемой формы главных количеств: стойки с консолью, основания и головки (рис. 17,6) — и значительно более сложной, насыщенной, небольшой структуры рабочей территории прибора (рис. 17,в—заштрихованная часть).

В случае если пристально проанализировать два начала—пространство и объём, перед нами раскроются занимательные и сложные взаимоотношения между пространством и объёмом.

Постараемся заметить не количество, не материальное, а пустоты, как это делается в известном графическом опыте с вазой, нарисованной двумя симметричными, зеркально повторенными профилями людской лица. Тут это сделать тяжелее, потому что сложная форма мешает отвлечься от материального. Допустим, что нам это удалось,— мы настроились на восприятие очертаний «вакуумов» (рис. 17, г, д).

Что же мы подмечаем? Оказывается, пространство в различных территориях соприкосновения с количеством взаимодействует с ним очень различно. Справа по тыльной стороне стойки (рис.

17, д) оно как бы омывает несложный количество. Это то простейшее сотрудничество, которое воспринимается без всякого напряжения внимания — ему по сути дела не на чем фиксироваться. Внимание концентрируется в зоне громаднейшего насыщения светотенью: взор нечайно перемещается в центр самой сложной части объемно-пространственной структуры, совпадающей тут со смысловым (функциональным) центром композиции (территории К, Л, М—громаднейшее усложнение ОПС).

Не будем касаться психофизиологических баз этого занимательного явления, относящихся к компетенции психологов. Остановимся лишь на значении этого фактора для композиции прибора.

Значительно активнее взаимодействует пространство с главным количеством по стрелке со стороны рабочей территории прибора (рис. 17, б). Тут оно существенно сложнее в собственных границах, чем с тыльной стороны.

Проследим данный внутренний контур. Глубочайший запад между верхней консольной частью стойки и передним приставным к ней количеством визуально напряжен. Он определяется границей выреза в контуре, обозначенном точками 2—7. В целом же целый внутренний контур по точкам 2—9 оказывается пространственно насыщеннее контура, обозначенного точками 11—16 (см. кроме этого фрагмент на рис. 17, д).

Композиционно это в полной мере закономерно.

Глубочайший запад вовнутрь формы активен как раз пространством, а не количеством, не смотря на то, что очень многое, само собой разумеется, зависит от соотношения между массивом и глубиной запада, что его окружает. Но такое сжатое, оконтуренное пространство как бы пытается раздвинуть количество, влияя на его контур, и чем глубже оно заходит вовнутрь контура, тем активнее его (пространства) роль в композиции. В природе мы довольно часто видимся с подобными явлениями.

В глубокой и узкой морской бухте, окаймленной горами, мы практически физически чувствуем напряженность сжатого пространства. И напротив: пребывав на вдающейся на большом растоянии в море полосе суши, будь то пологая песчаная коса либо крутая каменная гряда, в то время, когда в первых рядах безбрежное пространство, мы остро чувствуем вторжение в него данной земной тверди.

Закономерности в отношениях количества с пространством либо очерченного контуром участка со всей плоскостью нельзя не учитывать в работе над композицией промышленного изделия. В разглядываемой композиции, как мы видели на рис. 17, б, пространство глубоко вклинилось в количество. В законченной форме его активность выделена тем, что в довольно несложную структуру первого замысла внедрилась структура второго замысла с значительно более сложными отношениями пространства и объёма (рис.

17, г). Не смотря на то, что мы еще прочитываем прошлый кон-тур (1—9), но сейчас существенно активнее стали обособившиеся территории К, Л, М.

Что же случилось? С позиций чисто технической, к несущей рабочей базе присоединился последовательность деталей и узлов механизма, конструкция взяла собственный завершение. С позиций композиционной, случилось качественное изменение объемно-пространственной структуры.

Сквозные оконтуренные проемы типа окон, глубокие и узкие щеле-известный запады между параллельными элементами, ступенчатые сдвиги—все это сделало структуру предельно насыщенной, пластически богатой (рис. 17, г). Как в музыкальном произведении, тут звучат две темы: основная — глубокого и сложного главного запада (контур по точкам 1—9 на рис.

17, б) и еще более сложная и красивая тема небольших многочисленных западов и контуров, появившихся с введением в ОПС целой совокупности элементов сложного по конструкции консольного столика. Тут отечественное восприятие дифференцирует два пространственно независимых контура: по точкам 1’ —2’ —3’ —4’ —…10’ и по точкам. 11‘— 12’ —13‘—…16’.

Между этими контурами образуются собственные пространственно сложные и напряженные территории, а помимо этого, и территории их внешнего сотрудничества с главным внутренним контуром по точкам 2—9 (рис. 17, б). Конечно, вся эта вторая тема обязана дополнять первую и гармонично развивать ее.

Тут это в общем достигнуто, не смотря на то, что, думается, более активные наклоны главной консоли по линии 1—1 и консолей столика по линиям 2—2 и 3—3 (рис. 17, е) имели возможность бы усилить неспециализированную ясность формы. Помимо этого, скругление внешнего угла (R i) требует необходимого скругления внутреннего (Кг), как продемонстрировано на рис. 17, е.

Как видим, ясность формы микроскопа достигнута в первую очередь благодаря прекрасно продуманной объемно-пространственной организации и основана на приеме контраста сложного и небольшого по структуре несложному и большому. Этим определяется тут единство строя формы, скоординированность всех формообразующих линий.

Итак, еще одной ответственной закономерностью обьемно-пространственной структуры выступает единство ее строя, необходимость принимать во внимание с его характером, поддерживать и развивать строй основных элементов структуры в строе ее малых, частных элементов.

Нарушение данной закономерности ведет к появлению чужеродных частей структуры, каковые не хотят уживаться с остальными4. В микроскопе МБИН-4 этого, к счастью, не происходит, не смотря на то, что кое-какие недочёты обнаруживаются и тут. К их числу возможно отнести неточно отысканное отношение между размерами а, Ь, с, d в одном из самые ответственных мест—в переходе несущей стойки в консоль (см. элемент 1 на рис. 17, ж).

Кстати сообщить, это одна из достаточно распространенных погрешностей в конструировании. Благодаря неточности размерных взаимоотношений стойка думается пара ослабленной, а консоль перегруженной. В других случаях стойка делается, напротив, через чур замечательной, а консоль имеет такую сильную базу, что зрительно не несет нагрузки.

Такие места нужно прорабатывать особенно совершенно верно, потому что вся консоль и свободная вертикальная часть стойки воспринимаются на силуэт, и пространство зрительно «съедает» часть количества. По всей видимости, композиционно более верными были бы отношения стойки к консоли, продемонстрированные на модели 2 (рис. 17, ж).

Тут угол близок не к 45°, как в микроскопе МБИН-4, а к 30—35°, и размер a i больше, чем а у модели 1 на рис. 17, ж.

Обратим внимание читателя на чисто методическую сторону аналогичного анализа—он затрудняется без многократного калькирования (со сравнением результатов), а время от времени и проверки на предварительном макете главных составляющих формы, т. е. не только основных количеств, но и пространственных окон—сквозных заглублений и проёмов.

Вот еще один характерный пример для того чтобы подхода к композиции микроскопа (рис. 18, а). Энергичный и островыразительный силуэт, умело отысканное равновесие сложной объемно-пространственной формы.

Для микроскопа по большому счету ее значительная изюминка— пространственное изменение в ходе сотрудничества главных частей. В аналогичных случаях полезно изучить разные состояния формы при крайних рабочих смещениях этих частей. Поднимем верхнюю часть микроскопа по направляющей стойки (рис. 18, б).

В этом положении значительно изменилась вся ОПС, но в первую очередь уменьшилась напряженность пространственного проема по точкам 1 — 7 и потом. Изменились и отношения частей с тыльной стороны по точкам 8—13, кроме этого ставшие визуально менее напряженными, чем в положении на рис.

18, а. В аналогичных случаях время от времени приходится корректировать размеры отдельных элементов, к примеру, в нижнем рабочем положении оптических элементов микроскопа опорная плита стойки визуально достаточна по высоте, а в верхнем рабочем положении движущейся части она может нуждаться в повышении, пускай и маленьком. На рис. 18, в закрашенные участки структуры показывают темперамент происходящих в ней трансформаций в зависимости от различных положений главных частей.

Они определяются параллельностью линий I—I, II—II, III—III и неизменяемостью угла между линиями VI—VI и V—V.

Весьма интересно проанализировать, что происходит с моделью на рис. 18, г. Главное изменение если сравнивать с моделью на рис. 18, а5—появление наклонной линии I—I вместо вертикали I—I. Думается, ничего значительного. В конечном итоге же трансформации ОПС при подъеме верхней части (см. рис.

18, д) принципиально иные, чем у модели на рис. 18, а, что прекрасно видно по закрашенным частям (рис. 18, е).

В случае если пойти таким методом формообразования, наклон тыльной части по I—I потребует ответных наклонов в форме основания для большей визуальной устойчивости прибора.

Может показаться, что это второстепенные вопросы. Но по сути речь заходит о двух различных концепциях в разработке композиции. И каким бы методом ни идти, принципиально важно осмыслить, что как следует изменяется форма по большому счету и ОПС — в частности.

Возвратимся сейчас к условным формам, дабы представить себе самые общие проявления последовательности ответственных объёма взаимодействия и закономерностей пространства.

Две модели, отличающиеся различным характером связей количества с пространством, продемонстрированы на рис. 19, а и б. Структура на рис. 19, б не имеет замкнутого контура—местами она раскрыта в пространство, а на рис. 19, а пространство как бы ограничено рамой.

Многие технические структуры организованы или по первому, или по второму принципу.

Структура с незамкнутым контуром пространственно активнее структуры с замкнутым контуром (при довольно равной композиционной сложности). Так как ее связи с окружающей средой развиваются по двум направлениям, тогда как контур как бы изолирован от пространства. В замкнутых структурах центр композиции лежит в большинстве случаев в самой структуры, а в открытых он может оказаться за ее пределами.

Перед тем как разглядеть остальные условные модели, обратимся к нескольким конкретным изделиям.

На рис. 20, а швейная машинка 1853 г.— характерный для прошлого века пример отношения к машинной форме, которая считалась прекрасной, в случае если была богато декорирована. Но на данный момент нас интересует не стиль времени как такой, а определявшееся им отношение количество — пространство. Тут проявляется два типа связей—оконтуренного пространства внизу и богатого, сложного декоративного литого орнамента вверху, причем роль необычного центра композиции играется именно это украшение.

В отличие от примера с микроскопом тут верхняя (наружная) часть контура 2 и 3 пара активнее нижнего проема 4 благодаря глубоким и сложным заходам пространства в количество по всей верхней пластически насыщенной части формы. На рис. 20 оранжевым цветом продемонстрирована пространства и граница материала.

Эта пространственная матрица достаточно сложно взаимодействует с формой, но наружный контур верхней территории и особенно его подробность 2 еще более декоративно неестественны, чем контур нижней. В случае если же говорить о степени и количестве сложности всей приобретаемой визуальной информации, то ее отражает как раз темперамент взаимоотношений количество-пространство. Это пластически богатая и сложная форма.

У современной машинки (рис. 20, б) сообщение количество-пространство носит принципиально другой темперамент. Острота данной увлекательной формы совсем в другом— в первую очередь в мастерски отысканных контурах, и особенно внутреннем, главном в композиции. Наружный контур, наоборот, спокоен и нейтрален. Именно на контрасте этих взаимоотношений и строится композиция.

Громадное значение имеет кроме этого долгая консоль стола машинки: так как линия контура проема начинается снизу, за финишем консоли, и как будто бы с разбегу влетает вовнутрь (точки 1‘— 7’ на рис. 20, б).

Контраст чёрных светлого фона и деталей также играется большую роль. Передний сильно упершийся в пространство лобик зрительно останавливает активное перемещение внутреннего контура. Тут форма очевидно обтекаемая, и внутренний контур, только скользнув по нижней рабочей территории, находит продолжение как бы вовне (элемент 4 на рис. 20, б).

Это происходит совсем не так, как у ветхой машинки, где нижняя и верхняя части корпуса прерваны вертикалью рабочей головки. Деятельный скос на участке 5’ — 6’ и потом вниз скоординирован с линией разъема нижней консоли по точкам 8’, 9’. В точке 9’ сходятся эти две наклонные линии.

На модели 5 рис. 20, б акцентирована цветом вся контурная линия нижней части по точкам /’ — 7’ — это упругая и энергичная лекальная формообразующая. Темперамент таких линий, их пространственную энергию особенно чувствуешь, в случае если начинаешь выстраивать их по точкам (см. левую часть машинки).

Эта упругость контуров одной из частей формы (см. рис. 20, б) и формирует особенный эмоциональный фон восприятия многих современных автомобилей и устройств. Рассмотренные машинки принадлежат различным эрам; это четко выражено в их стилевых чертах, что находит броское проявление и в принципиально несхожих связях количество-пространство.

Потому, что речь заходит о роли объемно-пространственной организации объектов техники, стоит остановиться на значении пространственного воображения проектировщика. Один из ответственных приемов его развития у конструктора, дизайнера и архитектора — свободные фантазии на тему строений либо автомобилей. Не скованный множеством условий и ограничений, проектировщик раскрепощает собственную творческую энергию, что облегчает переход к композиции конкретного объекта.

К сожалению, инженеры-конструкторы практически не пользуются этим приемом, а в это же время «фантазия на тему» замечательно развивает чувство формы, нужное современному инженеру, возможно, не меньше, чем живописцу-конструктору.

Композиции-фантазии на темы огромных прессов и металлорежущих станков продемонстрированы на рис. 21 и 22. В первую очередь и тут намечается совокупность вероятных взаимоотношений количество-пространство.

Пускай это не конкретные станки, но подобные наброски смогут оказать помощь и конструктору, и дизайнеру ощутить композиционные связи элементов, осознать роль пространства в композиции.

На рис. 21 начинается вертикальная структура больших весов с активными, стремительными членениями. Тут сочетаются пространственно замкнутые части структуры с открытыми вовне. Объ-емно-пространственная структура на рис. 22 начинается как сложная совокупность чередующихся горизонталей — материального и проемов.

Сейчас, в то время, когда кое-какие проявления связей количество-пространство рассмотрены на композициях и конкретных изделиях-фантазиях, возвратимся к условным моделям на рис. 19.

На рис. 19,а модели 2—9 с однообразными главными размерами. Они отличаются лишь по одному показателю— характеру связи с пространством. Эта сообщение зависит от величины проемов, изменяющихся от модели к модели.

Отличие связей определяется соотношениями условного материала и пустот: в модели 2 на рис. 19, а проемы минимальны, а в модели 9, наоборот, материал только обрамляет пространство. Попытаемся установить своеобразие характера связей количество-пространство в этих обстоятельствах.

На толстой пластине (модель 2 на рис. 19, а) разбросаны сквозные отверстия. Они мелки, и пространство как будто бы «прошивает» количество.

Но как они ни мелки, связи через материал все же существуют, и как раз они делают данный количество далеко не столь обособленным, каким бы он был без этих отверстий.

Композиционная роль пространственных связей может ослабевать либо усиливаться в зависимости от последовательности условий, из которых главные — соотношения проема либо окружающего и проёмов их массива, т. е. относительная величина «окна»; глубина для того чтобы проема; безотносительные размеры всего объекта, и ракурсы, под которыми он в большинстве случаев воспринимается. К второстепенным условиям направляться отнести темперамент поверхности, особенности и цвет материала, окружающего проем, фон за проемом.

Так, темперамент пространственных связей многообразен, и на протяжении композиционного поиска направляться учитывать личные изюминки формы. Новая объемно-пространственная структура — это всегда новый темперамент взаимоотношений количество — пространство.

На модели 3 (рис. 19, а) проем в пластине увеличился, активность пространства возросла. Вправду, в случае если у модели 2 на рис. 19, а проемы столь мелки, что связи через материал лишь начинают проявляться, то в модели 3 проем пространственно «получил» в полную силу. Показалась глубинность, которой раньше не было. Так как у модели 2 (на рис.

19, а) только при перпендикулярном к пластине луче зрения видно пространство.

Попытаемся сейчас быстро расширить размер проема (модель 4 на рис. 19, а). Что случилось в отношениях количество — пространство? Их острота если сравнивать с моделью 3 пропала, а не возросла, как возможно было ожидать. По всей видимости, отнюдь, не просто так маленькие, весьма глубокие проемы в толще стенки древнерусских храмов, редко расположенные на широкой глади каменной либо кирпичной кладки, дают изумительный по остроте и силе эффект.

В современной технике пространственные связи через сквозные проемы в приборах и станках, «обжатые» со всех сторон материалом, смогут играться в композиции активнейшую роль, в особенности при сложном контуре обрамления.

У модели 4 площадь проема близка площади оставшегося материала, а ширина обрамления практически равна его глубине. Тут наметилось примерное равенство размеров, провалился сквозь землю контраст в отношениях проем — пространство, а вместе с этим пропала и острота, активность данной несложной композиции.

В модели 5 вместо прошлых массивных стен остались лишь узкие ребра, и, не обращая внимания на это, тут снова появилась острота взаимоотношений количество — пространство. Эта модель уже как следует другая, чем модель 3,— тут трудится ребро.

При развитии модели 4 в глубину (модель 6) и тех же размерах проема пространственность активизируется. Особенно остро трудится пространство в модели 7. Тут достигается эффект те-лескопичности — зрительного повышения глубины структуры.

Разглядывая все эти особенности ОПС, нельзя не учитывать всегда и безотносительные размеры предмета. В случае если представить, что модели 8 и 9 на рис. 19,а значительно отличаются размерами, то изменится в отечественном восприятии и активность ОПС. В первом случае человек как бы примеряет пространство по себе, остро чувствует его. Для таких ракурсов величина структуры имеет особенное значение.

Что же касается структуры модели 9, то это для нас не более чем подставка для телефона, и роль простран-ственности в этом случае совсем мала. С позиций восприятия принципиально важно да и то, что при определенных отношениях количество — пространство последнее, как мы знаем, имеет свойство зрительно уменьшать отдельные элементы количества: с двух сторон омываемые воздухом, они кажутся уже, чем в конечном итоге.

Для ажурных структур особенно нужны проверки на макете, в противном случае конечный эффект может оказаться очень далеким от ожидавшегося. Чертеж не дает полного представления о том, как поведет себя сложная структура в пространстве, да и то, что казалось гармоничным на чертеже (в ортогоналях), в натуре часто выглядит тяжелым и неуклюжим.

В моделях 1—9 на рис. 19, а пространство четко вписывается в замкнутый контур, что уже сам по себе является организующим началом, не смотря на то, что и тут сотрудничество количество — пространство имеет различные степени сложности. В моделях же 1—5 на рис.

19, б это сотрудничество усложнилось, поскольку отсутствует строгая организующая роль обрамления. В то время, когда на практике приходится проектировать изделия с подобным объемно-пространственным строением, принципиально важно на моделях проверить, как воспринимается форма в разных ракурсах.

У модели 1 на рис. 19, б главные элементы структуры направлены вовне, как указано большими стрелками, что делает ясными пространства и связи объёма, потому, что четко прослеживается определенная закономерность развития данной структуры. Малые стрелки показывают территории громаднейшей активности взаимоотношений.

В моделях 2—5 на рис. 19, б продемонстрировано, как может происходить усложнение взаимоотношений количество — пространство.

Выше уже говорилось о значении строгой координации всех элементов при разработке сложных технических ОПС. И тут нужны упражнения со сложными моделями, развивающие у конструктора и дизайнера остроту пространственного эмоции, тонкость композиционной интуиции. Это один из активных способов познания многих закономерностей строения формы.

Вот только пара примеров.

На рис. 23,а исходная объемно-пространственная модель. Всего шесть пластин — и элементов кубиков, но это уже развитая совокупность со собственными количество-но-пространственными отношениями, своим своими особенностями и характером связей. О таковой модели возможно было бы написать, возможно, целое изучение.

В этом случае мы разглядим только кое-какие ее характеристики.

Все связи элементов тут основаны на прямых углах, формообразующих линиях и параллельных плоскостях. Это основное, что определяет данную ОПС. Потом подмечаем, что модель а чуточку не уравновешена композиционно, поскольку ее элементы 2, 3, 6, расположенные справа, пространственно активнее, чем 4 и 5 слева. Помимо этого, h | и hi — размеры «привязки» элементов 4 и 2 к верхней плоскости куба (главного объекта всей совокупности) — чуть-чуть различные.

Это «чуть-чуть» и приводит к ощущению неопределенности, кроме того неточности—так и хочется или расширить отличие, как у модели б, или совместить плоскости в одном уровне, как у модели в. Нечеткие смещения Li и Ьг элементов 5 и 6 по отношению к нависающим горизонтальным пластинам 4 и 2—это также как бы случайные сдвиги на модели а. Сравнивая модели а, б, в, в итоге нетрудно подметить, что они значительно отличаются друг от друга, и это не просто «геометрия» — это всегда собственная, особенная судьба пространственной формы!

Модель б по большому счету куда активнее, чем а. Элементы 2 и J высоко подняты в пространстве, что придает динамичность композиции, но наряду с этим в ней появляется кроме того больше уравновешенности, поскольку кубик 6 мало передвинут влево. Появилась и громадная определенность, потому, что элементы 5 и б были сейчас четко привязанными к вторым элементам.

Модель в опять-таки не похожа по композиции ни на модель б, ни на исходную модель а. От легкости и гордой пространственности модели б не осталось и следа, но это не означает, что модель в менее необычна—это уже тяжеловатая, кроме того пара толстая ОПС с низко нависающими элементами 4 и 2—3, да и элементы 5 и 6—эти пространственные сателлиты главного количества — приближены тут к своим базисным элементам 4 и 2—3. Возможно себе представить, что, будь тут вместо условных моделей подобные по ОПС станки, автомобили либо строения, мы бы всегда на протяжении компоновки виделись со столь же различными композиционными явлениями. В одной компоновке машина имела возможность бы смотреться как четко выраженная легкая динамичная форма, а в второй— как пространственно компактная, тяжеловатая и статичная.

У модели г случились качественные трансформации—тут элементы 2 и 3 развернуты под углом к остальным, в следствии чего был нарушена главная закономерность связей. Так запрещено! В случае если же это конструктивно нужно, нужно искать приемлемый в композиционном отношении выход, варьируя всю совокупность ОПС.

Попытаться так, как у модели 3? Думается, пока не через чур удалось вернуть закономерность связей. Тут уже пространственное положение главного элемента 1 противоречит всем остальным. Выделив общее основание, быть может, удалось бы пара смягчить несоответствие. В действительности, совсем низкое основание, линии которого поддерживают в пространстве главные направления плоскостей, деятельно организует эту совокупность.

В технике разные установки довольно часто имеют неспециализированное основание, и в композиционном отношении далеко не безразлично, как оно связано со всеми остальными элементами.

В случае если возвратиться к модели г, где лишь элементы 2 и 3 развернуты под углом к остальным, а элемент 4 скоординирован с главным элементом 1, то подобно возможно применять организацию линий подставки. На модели е такая подставка пространственно организует все элементы, но 5-й и 6-й, выдвинутые вперед на грань площадки, играются значительно громадную композиционную роль, чем в модели г.

Выясняется, «игра в кубики» не просто так занимала (и занимает) многих исследователей неприятностей композиции и в архитектуре, и в технике. Подобные упражнения неспешно от чисто условных форм возможно приблизить к формам, характерным для станков, автомобилей, устройств со сложной ОПС. Наряду с этим нужен анализ каждой новой композиции, обнаружение появляющихся погрешностей, нарушений закономерностей, а результатом будет улучшение формы в целом.

У моделей на рис. 23 не распознан масштаб — все они как бы не соотнесены с человеком и не смотря на то, что разрешили нам распознать последовательность серьёзных закономерностей ОПС, закономерности масштабности остались пока не раскрытыми. Обратимся сейчас к моделям, у которых связаны закономерности ОПС и масштабности (рис. 24). У модели а самый компактный количество, силуэт мало активен, господствует горизонтальный строй формы.

Чувствуется ли тут масштаб? без сомнений, мы подсознательно чувствуем его через сопоставление всей ОПС с маленькой группой небольших элементов наверху справа. За ними видится что-то конкретное, «станочное» — какая-то несколько конструктивных элементов на верхней плоскости «станины».

В этом соотнесении мы воображаем себе и настоящие размеры ОПС, т. е. можем поставить рядом фигуру человека в соответствующем масштабе.

Модель б значительно больше расчленена, и не смотря на то, что в ней также господствуют горизонтали, но в самой структуре деятельно выражен ритм вертикальных форм. Главным носителем масштаба тут, пожалуй, помогает узкая горизонтальная полка, проходящая через всю вызывающая ассоциации и модель с единой горизонталью станины, с какой-то ее направляющей. Это членение, самое активное в данной ОПС, и берет на себя роль ее главного организующего начала.

В отличие от моделей а и б, у которых форма с левой стороны обрывалась как-то сходу, у модели в она начинается в обе стороны. Деятельный вертикальный количество слева придает ОПС громадную динамичность, но особенно динамична модель г. Тут вертикальные количества, образуя целую пространственную группу, задают перемещение влево, тогда как горизонтали формируют подобие пространственного шлейфа. Нависания полок создают на всей протяженности четкие притененные подрезки, объединяющие форму в одно целое.

Модель д носит совсем другой пространственный темперамент — у нее собственное и весьма значимое внутреннее пространство, охотно организованное и полузамкнутое по периметру. Мы вправе сказать, что это модель, ориентированная в одну сторону. В этом полузамкнутом пространстве как бы и происходит главное воздействие.

Модель е стала еще более конкретной и масштабной в том смысле, что у нее еще больше сходства с существующими станочными формами. Уже угадывается пульт управления справа, несущая вертикальная колонна со собственными группами функциональных элементов, станина станка. В случае если у всех прошлых моделей форма образовывалась лишь на базе прямого угла, то у модели е показался последовательность наклонных плоскостей.

Быть может, они еще пара случайны, и хотелось бы отыскать им какие-то композиционные ответы.

Модель ж более лаконична, но ее наклонные плоскости активнее — они трудятся и на силуэт. Формируя образ данной ОПС, они ассоциируются то с консолями, то с пультом (с правой стороны).

Модель з сходна с моделью е лишь пространственной нишей спереди, но тут эта ниша еще больше обособилась в пространстве, что разрешает соотнести ее с выделенной рабочей территорией оператора.

Так, любая из рассмотренных ОПС имеет собственные характеристики, в соответствии с которыми направляться развивать форму, поддерживая либо усиливая те либо иные серьёзные ее особенности и развивая неспециализированную закономерность строения формы. Настоящий станок, машина, прибор — это всегда конкретная ОПС, и, трудясь над композицией, в особенности принципиально важно развивать те особенности формы, направляться тем закономерностям, каковые объективно связаны с факторами, определяющими данную ОПС. Причем для различных структур эти факторы оказываются своеобразными, характерными каждой конкретной ОПС.

Итак, трудясь над композицией конкретного промышленного изделия, необходимо в определенный момент встретиться с ним абстрагированно от функции — как некую обьемно-пространственную структуру, как взаимодействие и чередование материального и вакуумов.

Объемно пространственная композиция (СоюзВузФильм)


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: