Официальная наука и буддисты вместе ищут пути ко всеобщему счастью
Человек в багряной хламиде и отменных кроссовках среди твидовых костюмов — зрелище достаточно необычное, но лишь в случае если речь заходит не о Далай-ламе, почтившем своим присутствием Массачусетский технологический университет (MIT). Учёные летний Далай 68-и мужи-лама говорили о… людской счастье.
Неясно которой стороной развязанная «война» между религией и светской наукой непременно должна была окончиться. Раньше принято было вычислять, что это противостояние может завершиться лишь чьей-либо победой, но чем дальше продвигалась наука о человеке, тем меньше становилось обстоятельств для раздоров с мировыми религиями…
Далай-лама много раз сказал, что если бы ему не было уготовано судьбой стать монахом, он, очевидно, сделался бы инженером, потому, что всю жизнь питает глубокое восторг перед наукой и постоянно испытывал любопытство относительно устройства всех вещей в мире.
Посему видеть его среди нейрологов, специалистов и психологов по людской поведению не так уж и необычно. Двухдневная конференция, в которой он учавствовал, именовалась «Изучение разума» (Investigating the Mind).
Но всё-таки, из-за чего как раз Далай-лама, а не кто-то второй? Дело в том, что буддисты в течении тысячелетий оттачивали медитационные методики с целью изучить природу людской разума, — применяя сам разум и как средство, как инструмент изучения. Результаты этих изучений столетиями документировались и анализировались в учебных заведениях буддистских монастырей, причём совсем научным образом — с позиций Западной мысли.
Прежде — по различным обстоятельствам, среди них и благодаря обоюдной подозрительности науки и любой всемирный религии, — у западных психологов и буддистов, нейрологов, медиков и других экспертов просто не было возможности обменяться опытом. Так что большая часть учёных просто не знало о существовании этого многовекового исследовательского проекта. А те, кто и знали, испытывали изрядный скепсис довольно его «субъективности» — уже сам факт того, что разум употреблялся для изучений него самого делал все изучения буддистов несостоятельными.
Буддисты готовы пересмотреть собственные тысячелетние традиции , если официальная наука докажет их несостоятельность (фото с сайта concentration.org).
Но сейчас, как утверждают организаторы конференции, эксперты по поведению живых существ склонны к расширению концептуальных рамок. Всё большее число учёных осознаёт, что интроспективное изучение возможно в полной мере доскональным и подробным, дополняя собой уже признанные способы измерений и наблюдений.
Конференция Investigating the Mind уже далеко не первая в собственном роде. 17 лет назад Далай-лама содействовал запуску серии аналогичных мероприятий, так что последнее мероприятиее, произошедшее 13-14 сентября 2003 года, стало уже 11 по счёту. В первый раз, но, она проводилась в стенках MIT.
До этого все такие встречи происходили у себя дома Далай-ламы — в индийском городе Дарамсале.
Практическая же цель у этих мероприятий весьма несложная: добиться общего счастья.
Это, само собой разумеется, упрощённое определение. В действительности речь заходит о совмещении западной науки и опыта буддистов с целью создания практических обуздания облегчения и методик страданий деструктивных импульсов и эмоций, каковые лежат в базе всех людских раздоров. В глобальном масштабе.
На открытой конференции Investigating the Mind буддийские монахи и учёные занимались выработкой стратегии предстоящего сотрудничества.
Тот факт, что на конференцию собрались 13 тысяч зрителей — легко зрителей — подтверждает слова главы общества MindLife, одного из спонсоров мероприятия: на данный момент — самое подходящее время для аналогичного сотрудничества: во-первых, интерес к буддизму в западном обществе очень высок.
А во-вторых, разработка достигла того уровня, на котором изучения природы человеческих страданий и человеческого счастья.
К таковым достижениям возможно отнести совокупности магнитно-резонансной диагностики.
Официальная наука подтвердила: человек биологически более склонен к добру, нежели ко злу… (фото с сайта itc-training.com).
В 2002 году врач Ричард Дэвидсон (Richard Davidson), директор Лаборатории эмоциональной нейрологии Университета штата Висконсин (University of Wisconsin), применял магнитно-резонансный аппарат для изучений медитирующего буддийского монаха Мэтью Рикарда (Matthieu Ricard).
Покуда Рикард, у которого за плечами 30-летний опыт созерцательной практики, был загружён в состояние, именуемое у буддистов «сочувственной медитацией», врач Дэвидсон изучал работу его мозга.
Полученные результаты показали у Рикарда повышенную активность в левой части предлобной доли коры головного мозга (находится прямо над левым глазом). Это территория, которая ассоциируется с хорошими чувствами. В противном случае говоря, счастьем.
Ассоциируется по статистике: у людей, чей темперамент предрасположен к хорошим чувствам, активность в данной части мозга неизменно повышенная. И напротив, люди с депрессивными характерами, склонные к негативным чувствам, демонстрируют повышенную активность в правой части предлобной доли.
Но активность левой части предлобной доли мозга Рикарда значительно превысила показатели вторых 150 человек, каковые подверглись подобным изучениям. Само собой разумеется, только бог ведает, какова была картина перед тем, как Рикард стал монахом, но сам факт столь повышенной активности говорит о том, что духовные практики буддизма тут как минимум не ни при чём. Врач Ричардсон уверен, что изучение мозговой активности монахов-буддистов окажет помощь выяснить, как человек посредством медитации может выработать у себя более хороший темперамент…
Буддисты в течении многих столетий утверждают, что медитация приносит огромную пользу телу и разуму. Но мир эмпирической науки потребовал что-то большее, с его точки зрения, нежели «частные утверждения отдельных людей».
Как по этому поводу высказался настоятель буддийского монастыря Абхайягири, находящегося в Северной Калифорнии, «люди верят в великого всевышнего данных».
Далай-лама сохраняет надежду, что исследователи отыщут фактическое подтверждение тому, что медитация приносит пользу и в медицинском, и в эмоциональном замысле. И тогда наука сможет предложить миру светский способ спасения от обретения и страдания счастья.
В случае если же нет…
По словам Далай-ламы, буддизм по природе собственной открыт для перемен и исследований. И в случае если сотрудничество с официальной наукой докажет, что от медитации никакого проку нет, говорит Далай-лама, то он всегда готовьсяпересмотреть тысячелетние буддийские традиции.
…те же, кто заставляет вторых мучиться, прежде всего страдает сам (фото с сервера faculty.ncwc.edu).
Так что же, всё — и эти конференции, и всевозможные изучения — всё это относится к одной лишь медитации?
Нет. На конференции обсуждалась, например, свойство буддистов достигать сосредоточенности и неестественного уровня внимания. Для человека, принадлежащего к западной цивилизации, сосредоточение на чём-то одном неизменно либо практически в любое время связано с сознательными упрочнениями, тогда как для буддистов сосредоточиться никакого труда не образовывает — по окончании определённых тренировок.
Предложено кроме этого сосредоточить внимание учёных на образном мышлении буддийских монахов.
И последнее. На пресс-конференции учёныеподтвердили, по крайней мере, одно главное представление буддизма о природе и человеке: все люди по природе собственной склонны более к добру, чем ко злу.
Узнаваемый психолог Джером Кейган (Jerome Kagan) известил собравшихся о том, что в соответствии с итогам его изучений, этические представления являются «биологической чертой отечественного вида» — человека разумного.
Далай-лама добавил к этому, что те, кто приносят страдания вторым, неизбежно страдают сами.
Добавим, но, что собрание усиленно охранялось разведслужбами. Угрозы терроризма, увы, отменить пока не удалось.