Отрасль стратегического значения
О роли цветной металлургии в обороне страны и народном хозяйстве сейчас написаны сотни статей и десятки книг. Значение цветных металлов в нашей жизни тяжело переоценить, и оно возрастает из года в год. Их место и роль значительно изменились за послевоенный период и достаточно детально освещены в целом последовательности специальных изданий и книг.
В случае если на данный момент без цветных металлов нереально представить развитие практически всех отраслей народного хозяйства страны, и в первую очередь космонавтики, электроники, машиностроения, то в годы войны без них не было возможности обеспечить высокое качество и выпуск советской боевой техники и снарядов.
Эксперты подсчитали, что на протяжении ВОВ имелось более двадцати пяти видов сырья, взявших наименование стратегических, от которых в той либо другой мере зависел успех сражений. Наровне с железом, марганцем, хромом, нефтью, каучуком в перечень наиболее значимых материалов были включены алюминий, магний, медь, цинк, свинец, никель, кобальт, сурьма, мышьяк, ртуть, молибден, вольфрам, бриллианты, сера, серная кислота, графит, другие виды и фосфаты продукции, производимой фирмами цветной металлургии.
Занимательные примеры, раскрывающие значение цветных металлов в деле обороны, приводит академик А.Е.Ферсман. Дабы выстроить броневую машину, информирует он, нужно применить около тридцати химических элементов, а также никель, кремний, хром, марганец, молибден и другие; дабы вооружить ее, нужно применять сурьму, свинец, олово, медь и т.д. Более тридцати элементов помогали советским солдатам принимать участие в танковых сражениях, а в воздушных битвах — более чем 46, что образовывает практически половину периодической совокупности Д. И.Менделеева1.
Закономерно, что отрасль, создававшая материалы, номенклатура которых составляла более половины видов стратегического сырья, с самого начала войны стала отраслью стратегического значения. Цветные их соединения и металлы направлялись в первую очередь в оборонную индустрию для изготовления стрелкового и артиллерийского оружия, снарядов, самолетов и танков, подводных лодок и кораблей, прожекторов и радиотехнических приборов, ракетной и второй техники.
Победа над неприятелем ковалась не только на полях сражений. Оборонная индустрия, наращивая выпуск всех боеприпасов и видов вооружения, потребовала все больше цветных металлов для материалов и изделий, конкретно применяемых в военной технике для обеспечения большого ее качества. Авиационные, танковые, моторостроительные, химические фабрики нуждались в резцах и штампах для того чтобы с свойствами и заданными размерами, в шлифовальных и полирующих материалах для производства очень важных изделий, катализаторах и кислотоупорных материалах для получения взрывчатых горючих и веществ материалов.
Особенность цветной металлургии содержится в том, что содержание большинства нужных компонентов в рудах не превышает десятых, а время от времени сотых и тысячных долей процента. Чтобы получить тонну металла, необходимо добыть тысячи тысячь киллограм руды, обогатить ее, т.е. повысить содержание нужных компонентов в промежуточных продуктах, и в пара стадий рафинирования и плавки освободиться от всех примесей и вредных веществ.
В ходе получения металла участвуют тысячи людей, расходуется много электричества, реагентов и различных материалов, употребляется сложная техника. А вдруг учесть, что в электротехнике, самолетостроении, производстве брони, получении жёстких сплавов и в других отраслях индустрии без цветных металлов нереально обойтись, то применять их в хозяйстве страны приходится очень аккуратно. Громадна их роль в улучшении особенностей стали — ее легировании, за что цветные металлы время от времени именуют “витаминами” индустрии.
Особенно возросло значение цветных металлов в годы войны. обогатители и Горняки, металлурги, рабочие всех фирм цветной металлургии, оставаясь в забоях, у агрегатов и печей, самоотверженным трудом снабжали высокий уровень качества цветных металлов для советской бронетехники и, в конечном итоге, вместе с ушедшими на фронт товарищами ковали победу над нацизмом.
Широким и разнообразным было использование продукции цветной металлургии в годы войны. Особенным спросом пользовался “крылатый” металл — алюминий. Он был нужен авиационной, танковой, судостроительной и вторым отраслям оборонной индустрии.
Дабы удовлетворить потребности фронта в этом металле, на протяжении войны начали активно использоваться сплавы.
Высокопрочные дуралюмины — сплавы алюминия с медью, добавками и магнием марганца – в виде плит и листов являлись главным материалом для обшивки самолетов. Из них и авиаля — малолегированного сплава алюминия с магнием, кремнием, медью, добавками и железом марганца либо хрома – приобретали заготовки сложной формы Для подробностей авиадвигателей, винтов, шасси, силового комплекта в фюзеляже самолета. Из пластичного малолегированного дуралюмина и алюминиевомагниевых сплавов прокатывали проволоку для заклепок, соединяющих элементы обшивки, из страниц сплава алюминия с марганцем сваривали емкости для горючего.
Силумины — литейные сплавы алюминия, которые содержат до 14% кремния с добавками меди, марганца и магния, шли на изготовление отдельных подробностей танков, самоходных артиллерийских установок, гидросамолетов. Кристаллический глинозем в виде электрокорунда нужен был для обработки высокопрочных сплавов. Магний употреблялся по большей части в производстве алюминиевомагниевых сплавов, причем содержание его в данной продукции в среднем не превышало 1-1,5%.
Казалось бы, мало. Но без этого нереально было бы наладить выпуск деталей для боевых самолетов, танков, самоходной бронетехники.
Независимое использование магний отыскал в переносных и подвижных военных радиостанциях, при изготовлении биноклей, кинокамер и других оптических устройств. Без магниевых и алюминиевых порошков не было возможности изготовить зажигательные бомбы, осветительные ракеты и снаряды.
Прокат из патронной бронзы — сплава, содержащего приблизительно 70% цинка и 30% меди, благодаря хорошей штампуемости с покон веков использовался в гильзах патронов и артиллерийских снарядов, взрывателей и капсюлей. Оболочки пуль стрелкового оружия изготовляли из мельхиора – сплава меди с добавками и никелем железа и марганца либо томпака (медноцинковый сплав, содержащий до 10% цинка); а время от времени из-за их недостатка оболочки делали из биметаллов (сталь — сплавы меди), сердечники — из свинца с добавками 1—2% сурьмы.
ее сплавы и Медь употреблялись в миллионах снарядных поясков, служащих для верного ведения артиллерийского боеприпаса по каналу ствола при выстреле, в трубопроводах и радиаторах разнообразных двигателей, средствах фронтовой связи.
Большинство цинка направлялась в производство патронной бронзе и сухих элементов гальванических батарей, прокат цинка и оцинкованного железа применяли для упаковки снарядов.
Свинец был нужен для производства сердечников пуль, шрапнели и аккумуляторных батарей. Значение этого металла очевидна из следующего факта. В первой половине 40-ых годов XX века советская индустрия произвела более чем 7,4 миллиарда патронов1.
Дабы изготовить пули этих патронов, пригодились десятки млн кг свинца.
Свинец являлся нужной составной частью обширно распространенных подшипниковых сплавов — баббитов, в состав которых входят кроме этого олово, сурьма, медь, время от времени — мышьяк и кадмий, легкоплавких сплавов и подшипниковых бронз — припоев, нужных для пайки разных устройств. Свинец додавали кроме этого в хромовые за-не сильный краски для танков. Главная часть олова шла на получение белой жести, нужной для выпуска консервных банок.
Добавки сурьмы повышали твердость аккумуляторного свинца и стойкость баббитов. Использование этого металла уменьшало габариты аккумуляторных батарей и повышало надежность бронетехники. Сурьму додавали кроме этого в сердечники пуль, артиллерийскую шрапнель, огнестойкие краски.
Трехсернистая сурьма употреблялась в пиротехнике для изготовления зажигательных смесей, в зарядах артиллерийских снарядов.
Страницы, трубы и проволока из монеля — сплава никеля с добавками и медью марганца и железа — использовались в подводных лодках, фильтровальных сетках, выхлопных трубах и баках самолетов.
Никель в качестве главного легирующего элемента, повышающего вязкость особых сортов стали, направлялся на производство самые ответственных подробностей оружия — артиллерийских и ружейных стволов, коленчатых шатунов и валов авиационных и танковых двигателей. За войну никель стал “металлом танковой брони”.
Всем известен коммунистический средний танк Т-34, имевший высокую маневренность, надёжность и огневую мощь в сражении. Известная другие виды и боевая машина советской бронетехники владели этими качествами в значительной степени вследствие того что металлурги страны обеспечили оборонную индустрию сплавами и сталями, легированными цветными и тугоплавкими металлами (никелем, хромом, марганцем, молибденом, ванадием, кобальтом).
Любой килограмм отличного металла в годы войны был на строгом национальном учете. Легирующие цветные металлы расходовались экономно и рачительно. В легких танках и артиллерийских самоходных установках, щитках пулемётов и солдатских касках и пушек употреблялись стали, легированные молибденом и марганцем, никелем либо кремнием.
В броне громадной толщины, защищающей тяжёлые танки и средние, самоходные артиллерийские установки, боевые суда, употреблялись стали, легированные никелем, хромом, марганцем, ванадием и молибденом. И не смотря на то, что содержание никеля в броне только время от времени достигало 4%, а молибдена — чуть более 0,5 %, для только одного танка было нужно добыть много тысячь киллограм руды и извлечь из нее цветные металлы. Тут уместно напомнить, что за войну советская оборонная индустрия произвела более ста тысяч танков и самоход-^ ных артиллерийских установок, более 136 тысяч боевых самолетов, 333 миллиона штук снарядов и около 500 тысяч орудий1.
Преобладающая часть кобальта и вольфрама в виде жёстких сплавов употреблялась в сердечниках подкалиберных снарядов, пробивавших крепкую броню хваленых гитлеровских “тигров”, “фердинандов” и “пантер”. Оборонная индустрия непрерывно потребовала быстрорежущую сталь в виде резцов и фрез; на одну четверть эта сталь складывалась из кобальта и вольфрама. Вольфрам в виде листов и проволоки Нужен был для электрооборудования машин, танков и самолетов, нитей ламп и деталей радиоламп накаливания, кобальт — для магнитной стали, радио- и электроаппаратуры.
Ртуть направлялась на изготовление детонаторов и капсюлей для патронов, снарядов, мин, взрывных пакетов. Порошок циркония употреблялся в качестве воспламенителя в смесях для детонаторов и капсюлей, входил в состав бездымного пороха.
Осветительные и сигнальные ракеты начиняли солями стронция и бария в смеси с бертолетовой солью, серой и углём. Литий использовался в совокупностях жизнеобеспечения подводных лодок, олова и соли титана — для дымовых завес. Угли электрических ламп прожекторов пропитывали солями редкоземельных элементов.
Соединения висмута много использовались в военной медицине для изготовления дезинфицирующих и заживляющих средств. Производство взрывчатых веществ нуждалось в олеуме — растворе серного ангидрида в безводной серной кислоте. Химические и нефтеперегонные фабрики не могли трудиться без платины и ванадия, применяемых в качестве катализаторов.
руками и Разумом людей извлекались из недр почвы эти редкие элементы и цветные металлы и шли на создание грозной боевой техники и снарядов. В,И.Ленин сказал в 1919 году: “Побеждает на войне тот, у кого больше резервов, больше источников силы, больше выдержки в народной толще“1. Одним из выдержки и таких источников силы была и остается советская цветная металлургия и ее смелые труженики.