Правила залоговой вертикали в региональной сети
Японская философия Kaizen(1), [1] применяемая мировыми фаворитами Toyota, Canon, Komatsu, повышает производительность бизнес-процесса на 50%.
Рост кредитного портфеля Банка «Открытие» в 2011-2012 годах составил 66%. Сопровождение портфеля при взрывном росте числа региональных точек присутствия банка было обеспечено штатной численностью региональных залоговых работ, выросшей лишь на 10%. Об инструментах, обеспечивших данный успех, говорит залоговая работа Банка «Открытие».
Старт построения совокупности работы региональных залоговых работ был дан в начале 2009 года по окончании санации ФК «Открытие» Русского банка развития (позднее переименованного в КБ «Открытие»). В банке сформировалась единая региональная сеть, состоявшая в то время из семи филиалов. Залоговая работа перешла от модели разрозненно функционирующих подразделений к вертикально организованной структуре с единым управленческим центром.
Сотрудники залоговых подразделений были функционально переподчинены головному офису, в частности залоговому управлению. Административное управление сохранилось за управляющими филиалов.
В залоговом управлении отсутствовал специальный отдел по работе с региональной сетью. В течение шести месяцев выделенный сотрудник смог добиться соблюдения регионами шаблонной формы экспертных заключений. Схема работы залогового подразделения в КБ «Открытие», ограниченная сотрудничеством с региональными подразделениями лишь верификацией залоговых заключений, потребовала трансформаций.
Последовавшее в 2010-2011 годах объединение четырех банков (ИБ «Открытие», КБ «Открытие», банка «Петровский» и «Свердловского губернского банка») стало новым вызовом эффективности совокупности организации залоговых работ. Число региональных точек, потребовавших сопровождения в части залоговой работы, выросло до пятидесяти трёх. Физически сотрудники залоговых подразделений находились в двадцати двух филиалах.
Заимствование опыта лучших практик в объединенных банках существенно расширило инструментарий сопровождения залоговой работы.
Инструменты организации залоговой сети
Независимость залоговых работ в сети
С разграничением полномочий между залоговой работой головного офиса и администрациями филиалов была нормативно закреплена процедура принятия в штат сотрудников. Сотрудник залоговой работы, удачно прошедший подтверждение квалификации и испытательный срок на протяжении очного обучения в головном офисе, не подлежит переводу либо увольнению без согласования с головным офисом. Этим инструментом мы обеспечили независимость залоговой экспертизы.
прозрачность и Технологичность процессов
Замыслы бизнес-блока по повышению кредитного портфеля выяснили требования к процессам залоговой работы — внедрение и систематизация единых стандартов для всех залоговых подразделений. Ответом стало создание пошаговых карт всех процедур и оцифровка действующих разработок. Сотрудники взяли понимание очерёдности и чёткий образ действий операций, а руководящий состав работы — инструмент для предстоящей оптимизации работы.
Потом последовало исключение дублировавшихся операций, оптимизация расчёта штатной численности персонала. Хронометраж каждой операции был зашит в бизнес-карты. Сотрудничество с аутсорсиноговыми компаниями (свободные оценщики, товарный и строительный сюрвей, судебные специалисты) стало нормативно регламентировано.
Достижение эффективности операций потребовало технического оснащения региональных подразделений. Инструментарий залоговика, кроме стационарного рабочего места с периферийным оборудованием, был обеспечен средствами фото-видео фиксации, автотранспортом и адаптивной программной помощью. Мобильность сотрудников достигнута введением компенсаций за применение личного авто. В экономически обоснованных случаях закупались ТС.
Для автоматизации залогового портфеля, переоценки залога и процессов мониторинга использована АБС ЦФТ-Банк. Заявки на сопутствующий документооборот и залоговую экспертизу были переведены в CRM-совокупность.
Постоянное развитие
Специальность «залоговик» на рынке труда неповторима. Профильный эксперт обязан владеть навыками оценки, денежного анализа, правовой и технической экспертизы. Мотивационные ожидания таких специалистов превышают среднерыночные.
Из-за ограниченности бюджета, обычно, работодатели идут на компромисс в части требований к залоговым экспертам. Пробелы в знаниях восполняются проведением обучения или отложенными денежными утратами.
В первые пара месяцев работы в «Открытии» сотрудник залоговой работы проходит стажировку в подразделении головного офиса. По итогам обучения проводится оценка квалификации эксперта. Отечественная политика пестования внутреннего роста, компетенций сотрудников и совершенствования навыков, наличие настоящих «социальных лифтов» со временем трансформируется во встречную лояльность сотрудников.
Залоговиками создан комплекс мер, направленных на обобщение взятого опыта. Вовлекая в процесс сотрудников из регионов, был организован внутренний интранет- ресурс, где сотрудники делятся своим неповторимым опытом работы с залоговым имуществом. На базе лучших практик рождаются обучающие материалы, каковые ложатся в базу внутренних тренингов опытного и личностного роста.
Показателем преодоления пассивности залоговых работ в регионах стало независимое формирование ими учебного курса для дружественного бизнес-блока.
Скорость без ущерба качеству
Минимизации рисков утрат благодаря нарушения разработки и разного квалификационного уровня работников залоговых работ филиалов банка содействовало внедрение совокупности лимитов. Сотруднику, подтвердившему собственную опытную компетентность, рассчитывается личный лимит независимой работы (ЛСР). В рамках ЛСР эксперт региональной работы проводит залоговую экспертизу без согласования результатов с головным офисом.
Разработкой работы предусмотрен механизм пересмотра ЛСР.
Усиление позиции банка в сегменте среднего и малого бизнеса (МСБ) выяснило необходимость внедрения подобной совокупности для сотрудников кредитных подразделений. Залоговая работа банка создала дистанционный курс обучения на базе корпоративного университета, включающий видео-курс, совокупность презентационных материалов, тестирование с элементами online-контроля. Допуск сотрудника МСБ к работе с залогом предоставляется по окончании успешной сдачи и обучения аттестации.
Внедрение совокупности лимитов разрешило сократить временные затраты на проведение залоговой экспертизы.
Мир Матрицы
С целью достижения громаднейшей эффективности управления региональными подразделениями в 2012 году внедрена матричная организационная структура. На базе больших филиалов созданы «базисные» залоговые подразделения (Hub, хаб). Региональные хабы стали осуществлять административные функции головного офиса для нескольких залоговых работ.
Функционал залоговых работ филиалов по факту внедрения предложенной структуры перераспределился (см. таблицу 1). Новая схема сотрудничества сократила временные затраты на исполнение залогового функционала. Мы смогли централизовать в региональных центрах организационно-распорядительные процессы, оптимизировав за счёт этого процессы управления в головном офисе, и повысили контроль единообразия залоговых разработок.
[Таблица 1] Территории ответственности в хаб-структуре
Функционал хаба | Функционал работы, входящей в хаб |
правовая экспертиза и Оценка всех видов обеспечения, включая внеплановую переоценку | Индикативная оценка всех видов обеспечения |
Переоценка обеспечения для целей РВПС | Мониторинг обеспечения (физический и документарный), включая внеплановый мониторинг |
Нормативное сопровождение, обучение, консультирование | Регистрационные действия в РОСРЕЕСТРЕ Работа с проблемными активами Формирование электронного залогового досье, включая эти по статистике залогового «портфеля» филиала |
Преимуществом матричной структуры есть: возможность кросс-модульного распределения заявок на залоговую экспертизу между региональными работами. К примеру, заявка может отправляться на контроль и исполнение не только в главный офис, а в любой вольный от нагрузки региональный хаб с ЛСР, превышающим ЛСР филиала-инициатора.
До внедрения хаб-структуры вопросы исполнения срочных проектов решались методом установки приоритетов в рамках одного регионального подразделения.
Сервисное сопровождение
Оценкой качества предоставляемого залогового сервиса стало ответ Правления включить представителей залоговой работы в состав всех кредитных комитетов банка. Поставив перед собой высокую планку, принципиально важно не уронить её. Залоговая работа Банка «Открытие» сконцентрировала внимание на организации и внутреннем развитии подразделения последующего контроля.
Пост-контроль результатов работы
В большинстве случаев, контроль деятельности залоговых подразделений осуществляется на этапе рассмотрения кредитной заявки. Такая форма контроля призвана снизить риск происхождения технических неточностей, но очень ресурсозатратна. Совокупность пост-контроля результатов деятельности залоговых подразделений в «Открытии» — это мероприятия по обнаружению системных неточностей, несущих громаднейшие операционные риски.
На регулярной базе главный офис контролирует организацию совокупности мониторинга обеспечения, выборку проектов, выполненных в рамках ЛСР сотрудников региональных специалистов и подразделений МиСБ, результаты ежеквартальной переоценки залогов для расчета резервов вероятных утрат по ссудам (РВПС). По результатам комплексной проверки результаты выносятся на рассмотрение коллегиального органа банка. Оценка значимости распознанных предложения и дефектов об их устранении в совокупности с совокупностью взысканий дают конкретные хорошие результаты.
Действенные коммуникации
Обычно в региональных подразделениях сотрудник банка федерального уровня находится в информационном вакууме. Решения, принятые в головном филиале, не доводятся с детализированными пояснениями до рядовых сотрудников в сети. Итог — демотивация сотрудников, нерешённые на высоком уровне задачи. Залоговая работа банка внедрила совокупность еженедельных видеоконференций.
На заседаниях региональных фаворитов с важными сотрудниками ГО обсуждается своевременная деятельность подразделений, online формируются решения практических кейсов.
Управление залоговой работы раз в полгода проводит глобальные конференции с участием всех региональных подразделений банка, определяющие стратегию развития работы.
Сфокусированность на будущем либо окончание эры залогозавров
Замыслы ЦБ России привлечь к надзору за банками опытных оценщиков озвучены газетой «Коммерсантъ»(2) [2] в начале года. Уверены, что со временем это будут эксперты с опытом работы в залоговых работах банков.
Залоговый мир изменился. Новые компетенции в залоговой сфере появляются на стыке менеджмента, технологий управления и судебной экспертизы персоналом. Мы глубоко уверенны, что модель залоговой работы, коммуникативно-замкнутой на себя и опирающейся лишь на знания правовой оценки и экспертизы залога – не перспективна.
Банковское сообщество приходит к модели залоговой работы, ориентированной на высококлассного сотрудника, владеющего компетенциями оценщика, юриста, судебного специалиста, менеджера. Сотрудника, способного к управлению и моделированию залоговым бизнес-процессом, неизменно считывающим потребности бизнеса и риск-политики банка.
От залоговых работ требуется консолидация, утверждение единых стандартов работы, проникновение в сопредельные банковские территории работы, прогрессивные и оцифрованные бизнес-процессы. Рынок ожидает вашего слова, Залоговики.
[1] Японская философия, базирующаяся на постоянной оптимизации системы-и бизнес процессов их управления. Предусматривает задействование всего штата компании от менеджеров до рядовых сотрудников. Реализация не требует громадных материальных затрат.
[2] Газета «Коммерсантъ», «Уценка сокровищ. Сотрудники ЦБ перепроверят банковские залоги», №29/П (5060), 18.02.2013г.