Приводы для периодически повторяющихся перемещений рабочих органов
Иногда включаемый реверсивный привод. Рабочий орган иногда поворачивается в направлении стрелки А на совершенно верно фиксированный угол. При повороте рабочий орган приобретает перемещение от иногда включаемого реверсивного привода.
Положение рабочего органа определяется твёрдым неподвижным упором, к которому прижат ограничитель хода рабочего органа. При повороте перемещение передается от раверсивного привода через самовыключающуюся муфту валу червячной передачи. При повороте рабочего органа следующий ограничитель хода 6 в конце поворота утапливает твёрдый упор. По окончании того как ограничитель пройдет мимо упора, последний возвращается в исходное положение.
Наряду с этим рычаг воздействует на конечный выключатель, что подает сигнал реверсивному приводу. Направление вращения рабочего органа изменяется, и ограничитель хода прижимается к твёрдому упору. Упрочнение прижима ограничивается самовыключающейся муфтой.
При возрастании упрочнения подвижная муфта, сцепляющаяся с муфтой, отжимается влево, влияя через рычаг на конечный выключатель, что подает сигнал для выключения реверсивного привода.
Самовыключающаяся муфта возможно выполнена в одном из рассмотренных выше конструктивных вариантов.
В качестве реверсивного привода самый эргономичен реверсивный электродвигатель. Подобные реверсивные иногда включаемые приводы употребляются для поворота многопозиционных столов агрегатных станков.
Большие динамические нагрузки, появляющиеся в момент останова стола, приводят к утрата точности. Для устранения указанного недочёта используют приводы с двумя двигателями.
Приводы с однооборртной муфтой. Иногда поворачивающийся рабочий орган приобретает перемещение от вала, что посредством однооборотной муфты сцепляется с шестерней, приобретающей постоянное вращение от привода. Муфта удерживается в отключённом состоянии защелкой и пытается под действием пружины сцепиться с шестерней. При поступлении сигнала управления привод опускает защелку и муфта сцепляется с шестерней.
Сделав один оборот, муфта машинально расцепляется. Угол поворота рабочего органа за один оборот муфты зависит от передаточного отношения передачи, связывающей валы. Для правильной фиксации положения рабочего органа употребляется фиксатор с приводом, трудящимся синхронно с приводом 8 включения одноооборотной муфты.
Рис. 1. Иногда включающийся привод.
Рис. 2. Приводы с однооборотными муфтами.
Преобразуя вращение вала в прямолинейное перемещение, возможно взять последовательность линейных перемещений рабочего органа с равными промежутками.
Применяя дополнительные механизмы либо соответствующую схему управления, возможно посредством однооборотной муфты взять любое целое число оборотов. С валом однооборотной муфты через шестерни связан кулачок. Кулачок делает один оборот при двух, трех оборотах муфты.
По окончании включения однооборотной муфты кулачок закрывает рычаг и не дает возможности защелке подняться на место.
Рис. 3. Однооборотная кулачковая муфта.
В случае если однооборотная муфта обязана сделать большее число оборотов, то используется особая схема управления. Отдатчика, установленного на валу однооборотной муфты, поступают сигналы, следующие по окончании каждого оборота. В то время, когда число сигналов станет равняется заданному числу оборотов, схема управления производит сигнал, поступающий к приводу управления защелкой.
Подобная схема управления, которая будет рассмотрена ниже, разрешает задавать однооборотной муфте любое целое число оборотов.
Широким распространением пользуется в станкостроении однооборотная кулачковая муфта, представленная на рис. 3. Периодическое вращение сообщается шестерне, которая сцепляется однооборотной муфтой с непрерывно вращающимся валом. Шестерня вольно сидит на валу и связана скользящими торцовыми поводками с кулачковой муфтой, кроме этого вольно сидящей на валу.
Муфта под действием пружины пытается сместиться влево и сцепиться с муфтой, которая связана с валом. Муфта удерживается в отключённом состоянии пальцем, что входит в углебление торцовой стены канавки муфты. Палец на резьбе ввернут в рычаг, что может поворачиваться около оси. При включении муфты правый финиш рычага опускается вниз и палец освобождает муфту, которая сцепляется с муфтой.
шестерня и Муфта начинают вращаться. Рычаг под действием пружины пытается возвратиться в исходное положение. Наряду с этим торец пальца опирается на поверхность муфты, которая сейчас смещена влево. В то время, когда вырез а муфты совместится с пальцем, то последний под действием пружины переместится вверх. При предстоящем вращении муфты скос выреза а набегает на палец.
Палец, нажимая на скос, сместит муфту вправо, причем зубцы муфт выйдут из зацепления. Расцепление происходит под действием крутящего момента, передаваемого муфтой муфте. Так как в момент расцепления крутящий момент не передается, то для окончательного вывода зубцов из зацепления помогает фиксатор.
Фиксатор установлен в головке одноплечего рычага, поворачивающегося около оси. Призматический финиш фиксатора входит в V-образное углубление муфты. Под действием фиксатора муфта дополнительно поворачивается, наряду с этим скос выреза муфты набегает на палец и муфта приобретает дополнительное смещение право, причем зубцы муфт всецело выходят из зацепления.
Для регулирования положения муфты в момент выключения палец расположен эксцентрично довольно резьбового стержня, с которым он выполнен за одно целое. При повороте резьбового стержня в отверстии рычага палец будет смещаться на протяжении оси муфты и тем самым возможно установлен в требующееся положение.
Команда для включения муфты подается путевыми упорами, устанавливаемыми на диске. Путевые упоры, действуя на собачку, поворачивают рычаг. Собачка установлена на оси и под действием пружины поворачивается по часовой стрелке.
При действии путевого упора диска собачка сперва поворачивается около собственной оси, а вслед после этого происходит поворот рычага; когда верхняя точка путевого упора пройдет мимо собачки, последняя под действием пружины повернется около собственной оси и не будет мешать возврату рычага в исходное положение. При отсутствии откидной собачки время подъема рычага имело возможность бы появляться больше времени одного оборота муфты и муфта не была бы вовремя отключена.
Муфты этого типа смогут быть использованы при относительно маленьком числе оборотов, которое в большинстве случаев не превышает 120—150 об/мин. Они находят широкое использование в ряде моделей одношпиндельных токарно-револьверных автоматов для периодического включения приводов разных механизмов.
В приводах токарных станков с цифровым программным управлением нашли использование мелкозубые однооборотные муфты. Периодическое вращение сообщается валу от непрерывно вращающихся шестерен. Шестерни жестко связаны со ступицей мелкозубой муфты.
Мелкозубая однооборотная муфта связана торцовыми поводками с поводковой муфтой, закрепленной на валу. Под действием пружины муфта пытается сцепиться с муфтой. Между ступицами муфт установлен поводковый диск и упорный шарикоподшипник.
На торце ступицы муфты и поводкового диска имеются V-образные вырезы, в которых помещаются шарики. В то время, когда при вращении муфты поводок поводкового диска упирается в якорь электромагнита, то скосы V-образных вырезов муфты набегают на шарики и муфта смещается вправо. Шарики занимают наряду с этим положение. При смещении муфты вправо торцовые зубцы муфты расцепляются с торцовыми зубцами муфты.
Окончательное расцепление происходит так же, как в прошлом случае под действием фиксатора, выполненного в форме качающегося рычага, ролик которого под действием пружины западает в вырез фиксирующего диска.
Включение однооборотной муфты производится посредством электромагнита, что, притягивая якорь, освобождает поводок. В один момент с включением муфты посредством электромагнита выключается фиксатор.
Рис. 4. Однооборотная мелкозубая муфта.
При передаче малых крутящих моментов эта муфта возможно использована при высоких скоростях вращения.
При высоких скоростях и больших крутящих моментах может трудиться роликовая однооборотная муфта, которая возможно кроме этого выполнена реверсивной. В базу роликовой реверсивной однооборотной муфты положена конструкция реверсивной муфты обгона. Ведущая шестерня сидит на шпонке на ступице чашки, вольно вращающейся на валу. На валу на шпонке посажен диск с вырезами.
В вырезах диска расположены ролики, каковые под действием пружин прижимаются к внутренней поверхности чашки. При вращении чашки по часовой стрелке заклинивается пара роликов, против часовой стрелки — пара роликов, каковые и передают вращение от чашки к диску. Выключение муфты производится посредством поводкового диска, поводки которого входят в пространство между роликами.
Поводковый диск снабжен выступами, каковые смогут упираться в якоряуправляющих электромагнитов. В случае если ведущая шестерня с чашкой вращается по часовой стрелке, то выключение муфты производится посредством якоря. Якорь удерживает диск, поводки которого расклинивают ролики.
При включении электромагнита якорь освобождает ролики и поводковый диск снова заклиниваются. При выключении электромагнита, пружина, расположенная в основании электромагнита, поворачивает якорь в рабочее положение и он, останавливая диск, выключает муфту.
Рис. 5. Однооборотная роликовая реверсивная муфта.
Подобная картина имеет место при вращении муфты против часовой стрелки, лишь выключение и включение происходит посредством якоря электромагнита.
Расчет муфты подобен расчету муфты обгона.
При выключении и включении однооборотных муфт в приводе смогут появляться большие динамические нагрузки, величина которых зависит от скорости и приведенного момента инерции. Величина динамических нагрузок возможно выяснена на базе методики, изложенной в первом разделе. При громадном приведенном моменте инерции появляющиеся динамические нагрузки ограничивают скорость перемещения рабочего органа.
Громадная скорость при большем приведенном моменте инерции возможно взята при применении в приводе мальтийских крестов.
Рис. 6. Приводы с мальтийским крестом.
Приводы с мальтийским крестом. Передача с мальтийским крестом снабжает ускорения и плавное изменение скорости. В момент входа ролика водила в паз мальтийского креста скорость равна нулю. После этого скорость медлено возрастает от нуля до максимума, по окончании чего медлено убывает от максимума до нуля в момент выхода ролика из паза.
Плавное изменение скорости исключает появление ударов первого рода, появляющихся при быстром трансформации скорости, характерном для рассмотренных выше механизмов.
Ускорение в момент выхода и входа не равняется нулю и в эти моменты изменяется скачкообразно, на всем же протяжении поворота изменение ускорения пройЬсодит медлено. Быстрое изменение ускорения в момент выхода и входа приводит к появлению ударов второго рода. Динамические нагрузки, появляющиеся при ударах второго рода, меньше динамических нагрузок, появляющихся при ударах первого рода.
Благодаря указанному событию приводы с мальтийскими крестами находят большое использование для периодического поворота многопозиционных столов, барабанов и револьверных головок, имеющих громадный момент инерции.
Приводы с мальтийскими крестами смогут иметь разную схему. В несложной схеме водило мальтийского креста, конкретно связанного с рабочим органом, приобретает постоянное вращение от привода. По окончании поворота рабочий орган фиксируется фиксатором, привод которого трудится синхронно с вращением водила.
При рассмотренной схеме все другие перемещения рабочих органов должны выполняться в промежутке между двумя смежными поворотами рабочего органа. Время, которое возможно использовано на все другие перемещения, зависит от числа оборотов водила в 60 секунд и угла поворота водила за период поворота мальтийского креста. Потому, что при указанных условиях появляется зависимость между временем всех других ходов и скоростью вращения водила, а соответственно и временем поворота рабочего органа, то такое ответ может привести к чрезмерному возрастанию времени поворота, что ведет к понижению производительности станка.
Указанного недочёта возможно избежать при одновременном применении в приводе однооборотной мальтийского креста и муфты. Водило мальтийского креста приобретает в этом случае вращение от вала однооборотной муфты и при отключённой муфте остается неподвижным. При включении одно-оборотной муфты водило делает один оборот и снова выключается посредством однооборотной муфты.
В этом случае время поворота рабочего органа определяется лишь величиной динамических нагрузок, появляющихся при работе мальтийского креста. Динамические нагрузки, появляющиеся при включении муфты, мелки, поскольку в момент включения муфты ускорение приобретают лишь промежуточные передачи и водило.
Привод с однооборотной мальтийским крестом и муфтой обширно употребляется в одношпиндельных токарно-револьверных автоматах для поворота револьверной головки.
Вместо однооборотной муфты для периодического поворота водила мальтийского креста возможно использован кроме этого отдельный электродвигатель, связанный через соответствующую понижающую передачу с валом водила. При повороте рабочего органа подается сигнал для включения электродвигателя. По окончании поворота рычаг фиксатора, трудящегося синхронно с водилом, нажимает на конечный выключатель и подает сигнал для выключения двигателя. При выключении двигателя привод включает тормоз.
Непостоянство в положении водила в момент остановки не имеет никакого значения, поскольку эта неточность не отражается на ходе поворота мальтийского к^ста, потому, что водило в момент остановки не находится в зацеплении с крестом, а накопление неточностей неимеетвозможности появиться.
Подобные приводы употребляются для поворота многопозиционных столов агрегатных станков.
Чтобы при выходе и входе ролика кривошипа не появлялся твёрдый удар первого рода ось кривошипа 0хс должна быть в эти моменты расположена под прямым углом к оси Ос паза.
Рис. 7. ускорения изменения и График скорости мальтийского креста.
Рис. 8. Мальтийские кресты.
Благодаря наличию зазоров в зубчатой передаче фиксация рабочего органа не снабжает в этом случае правильной фиксации самого мальтийского креста. Исходя из этого при наличии промежуточной передачи появляется необходимость в дополнительной фиксации мальтийского креста, которая осуществляется посредством диска, сидящего на одной оси с водилом.
Упрочнения, появляющиеся на валу водила, складываются из статических нагрузок, появляющихся под влиянием сил трения в направляющих перемещающегося рабочего органа, и динамических нагрузок, появляющихся
под влиянием ускорений. Как статический, так и динамический моменты: изменяются в функции угла поворота водила, причем максимумы моментов не совпадают. Для упрощения расчета примем, что громаднейший момент на валу водила равен сумме громаднейшего статического и динамического моментов, что отправится в запас прочности.
Не разглядывая выводов, на базе которых определяется статический и динамический моменты, приведем окончательные формулы для определения их величины.
Мальтийские кресты имеют разное конструктивное оформление. Пазы мальтийского креста смогут быть прорезаны в целом диске. При термически обработанных крестах такая конструкция требует применения очень трудоемких процессов шлифования пазов. Сборный крест, складывающийся из отдельных секторов либо отдельных планок, не требует столь трудоемких процессов обработки, но при сборке креста появляется необходимость в особых сборочных приспособлениях.
Цельный крест может кроме этого иметь форму сборного креста, представленного на рис. 8, е, что разрешает упростить разработку обработки. Кресты громадных размеров примущественно выполняются сборными, а малых— цельными.
сборки и Технология обработки обязана снабжать высокую точность углового размещения и ширины пазов.
Во многих случаях используются пазы с внутренним зацеплением, имеющие более компактную конструкцию, но требующие громадного угла поворота водила за время поворота креста.
Приводы с храповыми механизмами. В приводах для периодического перемещения рабочих органов используются как храповые муфты, так и храповые шестерни. Храповые муфты выполняются с торцовыми несимметричными зубцами. Одна добрая половина муфты сидит на шпонке на валу рабочего органа, а вторая жестко связана с ведущей шестерней. Полумуфты сцепляются под действием пружины.
При повороте шестерни против часовой стрелки зубцы полумуфты, которая связана с шестерней, захватывают рабочий и зубцы полумуфты орган поворачивается вместе с шестерней. При повороте шестерни в обратном направлении полумуфта отжимается вправо и рабочий орган остается неподвижным. Привод фиксатора трудится синхронно с шестерней. Шестерня может приобретать реверсивное перемещение от разных видов приводов.
В случае если вращение шестерни в обоих направлениях происходит с постоянной скоростью, то в момент конца и начала перемещения смогут появляться большие инерционные нагрузки. ускорения и Плавное изменение скорости возможно получено при применении в приводе кулачкового механизма той либо другой конструкции. На схеме кулачок информирует перемещение качающемуся рычагу с зубчатым сектором, что зацепляется с шестерней.
Механизмы для того чтобы рода используются в отдельных случаях для поворота многопозиционных барабанов.
Рис. 9. Приводы с храповым механизмом.
В приводах с храповыми шестернями храповая шестерня, которая связана с рабочим органом или конкретно, или через промежуточную передачу, приобретает перемещение от собачки, которая связана шарнирно или с качающимся рычагом, или с поступательно движущимся толкателем. Рычаг совершает качательное перемещение и при ходе по часовой стрелке поворачивает собачкой храповую шестерню, а при ходе назад собачка откидывается и храповая шестерня остается неподвижной.
Рычаг может приобретать качательное перемещение от разных приводов. На схеме перемещение рычага заимствуется от кривошипного диска, что связан с рычагом шатуном. Переставляя палец кривошипа по пазу диска возможно изменять угол качания рычага, а соответственно и угол поворота храповой шестерни.
При постоянном угле качания рычага угол поворота храповой шестерни возможно изменять посредством щитка. Поворотом щитка возможно перекрыть часть зубьев храповой шестерни, находящихся в пределах угла качания рычага. При повороте рычага против часовой стрелки щиток приподнимает собачку и на участке, перекрытом щитком, собачка не захватывает храповую шестерню.
Конструкции храповых механизмов очень многообразны. Приводы с храповыми механизмами рассмотренного типа в разном конструктивном оформлении находят широкое использование для осуществления периодических перемещений подачи в шлифовальных, поперечно-строгальных и других станках.
В случае если иногда поворачивающийся рабочий орган расположен на салазках, совершающих прямолинейное перемещение, то смогут быть использованы приводы, схемы которых представлены на рис. 9, виг. Схема, представленная на рис. 9, в, характерна для револьверных головок.
На одной оси с револьверной головкой сидит храповая шестерня. На неподвижных направляющих рабочего органа расположена собачка. При ходе рабочего органа влево зуб храповой шестерни упирается в собачку и при предстоящем перемещении рабочего органа храповая шестерня вместе с револьверной головкой поворачивается на соответствующий угол.
Привод фиксатора снабжает ввод фиксатора и своевременный вывод.
Схемы, подобные представленной на рис. 9, г, используются при фрезеровании и других операциях и шлифовании зубьев. При ходе рабочего органа влево ролик штока с зубчатой рейкой набегает на неподвижный кулачок. Шток перемещается вверх и поворачивает шестерню, связанную храповой муфтой с рабочим органом.
При ходе рабочего органа вправо пружина опускает шток вниз и шестерня поворачивается в исходное положение.
Расчет храповых муфт с торцовыми зубцами подобен расчету самовыключающихся муфт.
Значительным недочётом храповых механизмов есть возможность появления больших ударных динамических нагрузок. В конце хода вероятен кроме этого перебег поворачиваемых звеньев, имеющих запас кинетической энергии.
Поршневые приводы. Гидравлические и пневматические поршневые приводы находят большое использование для периодического поворота рабочих органов.
На штоке нарезана зубчатая рейка, зецепляющаяся с шестерней, которая связана с кулачковой муфтой. Кулачковая муфта возможно сцеплена с кулачковой муфтой. При включении муфты вращение передается рабочему органу. Включением муфты руководит привод. При ходе поршня в одном направлении, к примеру влево, муфта включается и рабочий орган поворачивается. При ходе поршня в обратном направлении муфта выключается и рабочий орган остается неподвижным.
Синхронно с приводом поворота трудится привод фиксатора. Приводы кроме этого выполняются гидравлическими, или пневматическими.
Рис. 10. Поршневые приводы.
Гидравлические и пневматические приводы употребляются кроме этого совместно с храповыми механизмами. От пневматического либо гидравлического поршневого двигателя может приобретать перемещение шестерня храповой муфты приводов, изображенных на рис. 9, а яг. Очень простое конструктивное ответ возможно получено при установке собачки конкретно на штоке поршневого двигателя.
Таковой вариант обширно употребляется в приводах подач шлифовальных станков. Величина хода поршня, а соответственно и угол поворота храповой шестерни, регулируется установочным винтом, ограничивающим перемещение поршня.
Шаговые электродвигатели. В шаговых электродвигателях цепь питания электродвигателя включается иногда. При каждом включении цепи питания ротор электродвигателя поворачивается на определенный совершенно верно фиксированный угол.
Включение цепи питания может происходить с громадной частотой. У некоторых моделей шаговых электродвигателей частота включения достигает 6000 гц.
При громадной частоте включений ротор электродвигателя фактически вращается непрерывно, но останов ротора происходит с высокой точностью в соответствии с заданным числом включений. Изменяя частоту включения возможно изменять скорость вращения ротора. Суммарный угол поворота ротора задается числом включений посредством соответствующей совокупности управления.
Конструкции шаговых электродвигателей очень многообразны. Несложную конструкцию имеют электромеханические шаговые электродвигатели, в которых электромагнит приводит в перемещение собачку храпового привода. Такие шаговые электродвигатели трудятся с низкой частотой и развивают маленькой крутящий момент. Они применяются в аппаратах управления, к примеру в шаговых искателях.
Намного более широкое использование смогут отыскать шаговые электродвигатели с электромагнитной связью статора и ротора. Разглядим одну из принципиальных схем шагового электродвигателя. Ротор имеет последовательность полюсов, а статор складывается из трех свободных секций.
На рис. 11, б статора и полюса ротора изображены в увеличенном виде. Ход полюсов ротора равен у0. Полюса секции статора расположены симметрично относительно линии Ос; полюса секции смещены на 1/3 у0 относительно линии Ocv расположенной под углом 120° к линии Ос, а полюса секции — на 2/3у0 относительно линии 0с2, расположенной под углом 240° к линии Ос.
В разглядываемый момент полюса ротора смещены относительно полюсов секции статора на угол х/3 у0, соответственно полюса ротора, расположенные под углом 120° к полюсам, будут смещены на 2/3у0 относительно полюсов секции статора, а полюса ротора смещены на угол у0 относительно полюсов секции статора.
Рис. 11. Шаговые электродвигатели.
При включении обмотки секции статора полюса ротора совместятся с полюсами секций и ротор повернется на угол 1/3у0, наряду с этим полюса ротора окажутся смещенными на 1/3у0 относительно полюсов секции статора, а полюса ротора на 2/3уо относительно полюсов секции статора. При выключении обмотки секции и включении обмотки секции статора полюса ротора совместятся с полюсами секции статора и ротор повернется снова на угол 1/3Yo полюса ротора займут положение, при котором они будут смещены на угол 1/3у0 относительно полюсов секции статора. При выключении обмотки секции и включении обмотки секции полюса ротора совместятся с полюсами секции статора и ротор снова повернется на угол VaYo; наряду с этим следующая пара полюсов ротора займет такое положение, при котором они будут смещены относительно полюсов секции статора на 1/3у0 и целый процесс включения обмоток повторится.
Секции статора размещены на протяжении оси двигателя; число полюсов статора равно полюсов ротора. Любая секция статора развернута довольно предыдущей на угол Х/Зу0.
Последовательное включение обмоток осуществляется посредством распределителя импульсов совокупности управления.
Вращающий момент шаговых электродвигателей, трудящихся в совокупности управления, 2—ЮкГ-см, силовых шаговых электродвигателей до 300 кГ-см.
Шаговые электродвигатели с малым крутящим моментом употребляются в силовых приводах совместно с гидравлическим усилителем моментов. Гидравлический усилитель моментов представляет собой гидравлический двигатель вращательного перемещения с поворотным распределительным устройством. При повороте распределительного устройства на тот либо другой угол на такой же угол поворачивается ротор гидродвигателя.
Распределительное устройство приводится в перемещение шаговым электродвигателем с малым крутящим моментом, ротор гидродвигателя, поворачивающийся синхронно с распределительным устройством, развивает громадной крутящий момент.
Принцип действия гидроусилителя моментов иллюстрирует принципиальная схема, изображенная на рис. 12. Гидродвигатель связан с сливным трубопроводом и насосом через распределительное устройство. От насоса масло поступает в выточку корпуса распределительного устройства, а выточка связана со сливным трубопроводом. С выточками связаны соответствующими каналами отверстия гидродвигателя.
Выточки корпуса смогут сообщаться между собой через отверстия втулки, вращающейся вместе с валом гидродвигателя, и продольные канавки пробки, вращающейся вместе с валом шагового электродвигателя. При повороте шагового электродвигателя по часовой стрелке отверстие соединяется с канавкой и масло из выточки поступает через кольцевую проточку пробки к отверстиям и потом через выточку к отверстию гидродвигателя. Вал гидродвигателя кроме этого поворачивается по часовой стрелке.
Масло, поступающее из гидродвигателя через отверстие, попадает через отверстия и выточку в кольцевую проточку пробки 8 и потом через отверстие и продольную канавку 11’ в кольцевую выточку, которая связана со сливным трубопроводом.
При вращении вала шагового электродвигателя против часовой стрелки отверстие соединяется с продольной канавкой и масло, поступающее от насоса, направляется через выточку пробки и проточку отверстия к отверстию гидродвигателя, вал которого начинает вращаться против часовой стрелки. Масло, поступающее от гидродвигателя через отверстие.
Рис. II. 13. Ручные делительные приводы.
Так как число последовательностей отверстий ограничено, то не все числа делений смогут быть взяты таким несложным методом. Для расширения возможностей делительного устройства используют дифференциальный способ деления.
В случае если в прошлом случае делительный диск был неподвижным, то при дифференциальном делении делительный диск кроме этого может поворачиваться.
Полученное выражение помогает для определения передаточного отношения сменных шестеренок, каковые должны быть установлены при нарезании заданного числа делений.
На базе рассмотренных принципиальных схем трудится большая часть современных делительных головок.
Устройства для устранения зазоров в кинематических цепях. В случае если при периодическом повороте фиксируется положение ведущего вала, а не ра.
Рис. 14. Устройства для устранения зазоров в червячных передачах.
бочего органа, как это имеет место в приводах с однооборотной муфтой, в ручных других случаях и делительных приводах, то на точность положения рабочего органа воздействуют зазоры в кинематической цепи. Громаднейшее влияние оказывают в большинстве случаев зазоры в последних звеньях цепи — в передачах винт — гайка и в червячных передачах. Вопрос об устранении зазоров в передачах винт—гайка рассмотрен в главе четвертой настоящего раздела.
Для устранения зазоров в червячных передачах употребляется последовательность разных конструктивных ответов.
Червячное колесо возможно произведено разъемным в плоскости перпендикулярной оси. Поворачивая одну часть довольно второй оси и стягивая их винтами ликвидируют зазор между зубцами червячного колеса и витками червяка. Но непостоянство зазора по окружности колеса не разрешает устранить зазор всецело. Для автоматического устранения зазора в одной из частей разъемного колеса выфрезе-ровываются дуговые канавки, куда закладываются пружины.
Со второй частью связываются пальцы, каковые входят в канавки первой части. Пружины, действуя на пальцы, стремятся развернуть одну часть колеса довольно второй и непрерывно ликвидируют зазор между зубьями колеса и витками червяка. Пружины должны развивать достаточное упрочнение.
Недочётом данной конструкции есть, то что нагрузка передается лишь половиной ширины зуба.
В конструкции по рис. 14 регулировка зазора производится трансформацией межосевого расстояния червячной передачи. Червяк смонтирован в эксцентрично расположенных отверстиях гильзы.
Поворачивая гильзу изменяют положение оси червяка и уменьшая расстояние между осями червячного колеса и червяка тем самым ликвидируют зазор.
При тяжелых нагрузках для устранения зазоров используется совокупность с двумя червяками. Червяк смонтирован как в большинстве случаев и неимеетвозможности перемещаться в осевом направлении, червяк же смещается в осевом направлении или в ходе регулировки, или под действием пружины. При смещении червяка червячное колесо поворачивается около собственной оси , пока поверхности
зубьев колеса не придут в контакт с поверхностью витков червяка. По окончании регулировки червяк фиксируется в требующемся положении. При регулировке червяк перемещается или вместе с опорами, или на протяжении оси вала.
Во многих станках для устранения зазора в червячной передаче употребляются червяки с двойным шагом (т. е. с переменной толщиной витка). Для устранения зазора червяк смещается в осевом направлении и в зацепление с колесом вводится часть червяка с большей толщиной витка.
При отсутствии червячных передач либо передач винт—гайка на точность перемещений рабочих органов оказывают значительное влияние зазоры в цилиндрических и конических зубчатых передачах. Эти передачи смогут быть выполнены разъемными подобно конструкции червячных передач, представленной на рис. 14, а. Для устранения зазоров в цилиндрических зубчатых передачах используются кроме этого сдвоенные косо-зубые колеса.
Косозубые колеса с разным направлением зуба жестко связаны между собой, а колесо под действием пружины перемещается в осевом направлении на шлицах либо на шпонке. При осевом смещении колеса оно, действуя на сдвоенные колеса, поворачивает их около оси , пока поверхности зубьев колеса не придут в контакт с поверхностями зубьев колеса.
Рис. 15. Устройства для устранения зазоров в цилиндрических зубчатых передачах.
Неточности в других элементах и шаге передач кинематической цепи также будут сказываться на точности перемещений рабочих органов. Но влияние указанных факторов делается значительным лишь при высоких требованиях к точности. Появляющиеся неточности смогут быть исправлены посредством коррекционных устройств, вопрос о которых рассматривается в следующей главе.