Реформирование платежных систем и систем расчетов по ценным бумагам

Реформирование платежных систем и систем расчетов по ценным бумагам

проблемы и Выгоды для заинтересованных сторон от реформы платежных и расчетных совокупностей. // Массимо Чиразино (Massimo Cirasino), старший эксперт политики и Департамента финансового сектора операций Мирового банка. Перевод Н.Ф. Колюшенко. Методический издание «операционная работа и Расчёты в коммерческом банке» №10(63)/2005

Стратегии развития финсектора РФ на период до 2008 года говорится о том, что важным причиной увеличения стабильности функционирования экономики страны и финансового сектора в целом есть предстоящее совершенствование платежной системы РФ. Оно включает в себя построение совокупности валовых расчетов в реальном времени, которая предназначена с целью проведения больших, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг, вторыми пользователями.

Эта совокупность разрешит значительно повысить роль национальной платежной системы в обеспечении действенной работы денежных рынков, и осуществить в будущем ее интеграцию в интернациональные платежные совокупности. Интернациональное денежное сообщество сейчас уделяет большое внимание увеличению эффективности платежных совокупностей.

Их развитие в этом направлении опирается на современную техническую инфраструктуру, разрешающую значительно увеличить скорость и повысить надежность доставки платежных сообщений, сократить время их обработки и повысить степень защищенности совокупности от разных негативных действий. Предлагаем вниманию читателя статью, в которой анализируются неприятности развития платежных совокупностей в государствах — участниках Мирового банка.

системы расчётов и Платёжные системы по акциям в громадной степени зависят от действенного функционирования денежных совокупностей во всем мире. Они снабжают каналы, по которым переводятся деньги между другими организациями и банками для выполнения платежных обязательств, появляющихся на денежных рынках и в целом в экономике. Действенная, надёжная и надежная платежная совокупность уменьшаетстоимость обмена услугами и товарами.

Более того, она есть главным инструментом для действенного воплощения монетарной политики, и для свободного функционирования рынка капитала и денежного рынка. Она кроме этого есть каналом расчетов по всем вторым типам транзакций, включая трансграничные денежные потоки. Платежная совокупность, которая, напротив, неэффективна, небезопасна и ненадежна, может отрицательно сказаться на денежной совокупности и содействовать системным кризисам.

В случае если риски, характерные ее функционированию и строению, не хватает ограничиваются, денежные потрясения (первоначально в форме недочёта ликвидности, за которой может последовать дефолт либо кроме того банковскоебанкротство) смогут переходить с одного участника на другого. Потому, что неприятности банка с ликвидностью в большинстве случаев становятся очевидны в платежных совокупностях, в которых он участвует, эти совокупности по определению уязвимы для большого последовательности потрясений.

Действенная платежная совокупность содействует упорядоченному росту и экономическому развитию. В особенности широкий и рентабельный последовательность платежных инструментов нужен для удовлетворения потребностей клиентов в рыночной экономике. Кое-какие транзакции просто не смогут иметь место в отсутствие определенных платежных инструментов.

Более того, надёжное и действенное применение денег как средства обмена в розничных транзакциях особенно принципиально важно для стабильности валюты и есть фундаментом доверия общества к ней. Честная и открытая розничная платежная совокупность, если она способна дотянуться до сегмента населения с недостаточным уровнем обслуживания и обеспечить его дешёвыми услугами и платёжными услугами по переводу денег, играется серьёзную социальную роль.

К примеру, способные к сотрудничеству сети для обработки платежей с минимальными затратами нужны для обеспечения надлежащего охвата платежных инструментов в стране. В свете указанных выше рассуждений с середины 1980-х годов внимание начало уделяться — первоначально центральными банками, а после этого и другими регуляторами и участниками — конструкции и функционированию платежных систем и систем расчетов по акциям.

Это случилось в связи с возникновением технологических разработок, каковые уменьшилииздержки и увеличили скорость автоматизированной обработки платежных руководств, и стремительным ростом сумм расчетов, проводимых через многие из этих совокупностей. В следствии наблюдаются большие трансформации в использовании и конструкции платежных систем и систем расчетов в большом количестве валют и стран.

Большая часть государств начали реформу собственной платежной системы методом внедрения совокупности валовых платежей в реальном времени (Real Time Gross Settlement — RTGS), которая делается костяком денежной инфраструктуры страны. Но принципиально важно, дабы реформа имела широкую область действия и охватывала все наиболее значимые нюансы, каковые воздействуют на платежную совокупность: законодательство, инструменты и розничные сети, включая действенные совокупности переводов, интеграцию между совокупностями расчётов и переводов средств по акциям и контрольную функцию центробанка.

По мере того как многие государства приступают к модернизации и реформированию собственных платежных совокупностей, важные чиновники сталкиваются со непростой задачей наилучшего конструирования инфраструктур платежных совокупностей в быстроменяющемся технологическом и институциональном окружении. Эта задача всегда усложняется, поскольку инновации и конкуренция подталкивают к поиску лучших сочетаний эффективности, надежности, системной стабильности и безопасности в оказании платежных одолжений боўльшему количеству личных организаций и пользователей. Самым действенным методом преодоления препятствий на пути реформ есть стратегический и кооперированный подход.

Стратегический процесс реформ

Принципиально важно, дабы в следствии реформы было достигнуто согласованное виўдение всеми заинтересованными сторонами будущего национальной платежной системы. Возможно ожидать, что это стимулирует интерес на местах и обеспечит базу для дискуссии с главными заинтересованными сторонами в месяцы, предшествующие запуску реформы. Нужно достигнуть согласия по политическим, организационным, техническим и операционным вопросам перед следующими шагами.

Успешный первый ход потребует активного участия от главных заинтересованных сторон как на политическом, так и на организационном уровне. Центральные банки в большинстве случаев берут на себя ведущую роль в воплощении и формулировании в судьбу стратегии модернизации платежной системы, действуя в интересах совокупности в целом. Менее возможно, что центральные банки (как нейтральныйагент) спровоцируют борьбу среди кредитных организаций и замедлят прогресс.

Центральные банки также возможно помогут созданию безграничного виўдения будущего национальной платежной системы.

Удовлетворяя потребности заинтересованных сторон

Развивающаяся на арене денежных услугтехнология меняет методы сотрудничества фирм, денежных университетов, общественности и правительств. Для действенного развития платежной системы и системы расчетов по акциям принципиально важно идентифицировать потребности каждой группы пользователей.

Потребителям требуются рентабельные и действенные платежные инструменты для обслуживания их разных потребностей; наряду с этим они надеются на провайдеров, дабы они сняли риски, которые связаны с их применением (к примеру, подделка, мошенничество). Компании и корпорации нуждаются в надежных и стремительных одолжениях, каковые смогут уменьшить процедуры в их бэк-конторах и будут несложными в применении.

Финсектор и его надзорные и осуществляющие контроль органы требуют, дабы платежная совокупность сняла системные риски и до большого уровня поглощала вероятные потрясения ликвидности методом устранения репутационного риска для центробанка. Задачей госсектора есть разработка низкозатратных, легкодоступных и несложных в применении способов денежных транзакций, помимо этого, он обязан идти в ногу с развитием денежных разработок.

Принимая к сведенью большое количество и итоговую сумму платежей, каковые кабинеты министров отправляют и приобретают ежегодно, и количество физических и юрлиц, каковые приобретают либо направляют эти платежи, возможно утверждать, что потенциальная польза для общества и правительства будет большой. В некоторых государствах, где госсектор отстал от частного сектора в эффективности применения платежных инструментов, он не смог достигнуть действенной интеграции с финсектором.

Неприятности внешнего окружения воздействуют на реформу

Развитие современных системы расчётов и платёжной системы по акциям зависит от качества национальной инфраструктуры, но выходит за пределы IТ-совокупностей. Серьёзные неприятности, которые связаны с внешним окружением, каковые направляться принимать к сведенью при разработке и контроле платежной системы и системы расчетов по акциям, включают: демографию страны, физическую инфраструктуру, вовлеченность в финансовые транзакции и международную торговлю, экономическую структуру, структуру финсектора, законодательства и регулирующих органов, возможности бизнеса.

Законодательнаябаза имеет особенное значение. Фундаментальное требование к стабильной и надёжной платежной совокупности — функционирование в строго очерченном правовом окружении, которое закрепляет права иобязанности как в обычных, так и в негативных условиях каждой стороны, участвующей в передаче платежа через совокупность. Это требует предсказуемости инструкций и применения правил органами надзора и операторами системы, и судами.

Правовая среда обязана охватывать как платежные инструменты, так и совокупность.

надзор и Управление

Действенное управление платежной совокупностью нужно чтобы обеспечить все потребности пользователей. Действенно управляемые организации должны соответствовать определенным базисным требованиям. Механизмы управления должны быть четко сформулированы, последовательны, понятны и всецело прозрачны.

Механизмы управления должны стремиться к минимизации распрей между целями собственников, пользователей и других заинтересованных сторон, а при необходимости к разрешению вероятных распрей. Тут направляться кроме этого подметить, что денежные рынки трудятся самый действенно, в то время, когда их участники имеют доступ к соответствующей информации довольно рисков, которым они подвергаются, а следовательно, смогут принять меры для управления этими рисками.

Роль центробанка как органа, надзирающего за платежной совокупностью, в особенности значима для обеспечения надёжных и действенных системы расчётов и платёжной системы по акциям через надежную и надлежащее управление и эффективную инфраструктуру ею. Прямое участие центробанка в управлении клиринговой и расчетной совокупностями было во многих государствах первым шагом в управлении неспециализированной функционированием и структурой платежной системы страны и обеспечении того, дабы желание сократить системный риск, в особенности в сфере платежных совокупностей, оперирующих с солидными суммами, было принято во внимание надлежащим образом.

В любых ситуациях в целях соблюдения публичного интереса в системе расчётов и платёжной системе по акциям другие регуляторы и центральные банки должны обеспечить, дабы совокупности, которыми они управляют, следовали установленным ими основным направлениям и принципам. Как органы надзора, они должны обеспечить денежную и операционнуюнадежность иэффективность клиринговой и расчетной совокупностей, которыми они управляют.

Роль Мирового банка

В следствии растущего интернационального интереса к вопросам, связанным с платежными совокупностями, Всемирный банк все больше вовлекается в эту сферу, помогая государствам-участникам установить стандарты и проводить в судьбу их использование. В этом отношении Всемирный банк действует через разные инструменты, включая техническую помощь, проектную помощь, как на уровне отдельной страны, так и на региональном уровне, а с недавних пор и оценку уязвимостей платежной и расчетной совокупностей в отдельных государствах-участниках как часть совместной программы МВФ и Мирового банка оценки финсектора (Financial Sector Assessment Programme — FSAP).

Ежегодный семинар для клиентов по результатам 2016 года


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: