Реслинг как способ выйти замуж
Дочь монгольского правителя Хайду и праправнучка Чингисхана Хутулун славилась физической силой, превосходным владением и высоким ростом боевыми искусствами. По легенде, она решила выйти замуж лишь за того, кто сможет победить ее в поединке. А потому, что таких не пребывало, она продолжительное время оставалась незамужней.
Хутулун стала прототипом литературного образа принцессы Турандот, которая предлагала мужчинам интеллектуальный реслинг: претендент на ее сердце и руку должен был отгадать три загадки, недогадливых казнили. Уникальный метод выйти замуж!
Хутулун ходила с отцом в походы и на поле брани не уступала мужчинам. Для монголов это не было чем-то из последовательности вон выходящим: дамы умели стрелять из лука, ездить верхом и сражаться в битвах. Путешественник Марко Поло продолжительное время пробыл в этих почвах в тринадцатом веке. Хутулун произвела на него такое яркое впечатление, что он обрисовал ее в собственной «Книге о разнообразии мира»: «Была она красиво сложена, высокая да плотная, чуть-чуть не великанша!».
У нее было 14 братьев, каковые и научили ее боевым искусствам.
Марко Поло писал, что Хутулун готова была выйти замуж лишь за того, кто одолеет ее в схватке. При проигрыша парень должен был дать сто лошадей. В общем, табун у девушки был громадный.
В то время, когда Марко Поло встретил ее в 1280 г., у нее было уже 10 тысяч лошадей. Финал данной истории точно не известен: то ли Хутулун в итоге стала женой того, кого полюбила и выбрала сама, то ли она так и погибла незамужней.
Согласно одной из версий, эта история – народная легенда, плод выдумки. Другие утверждают, что она аутентична по той причине, что в ней воспеваются главные для качества и степных народов черты – храбрость, гордость, физическая сила и выносливость.
Хутулун стала примером известной принцессы Турандот. Ученый Франсуа Пти де ла Круа, трудясь над биографией Чингисхана, по окончании путешествия по востоку издал книгу басен и сказок. Героиней одной из них была принцесса Турандот («турецкая дочь» либо «дочь Турана»), давшая обещание выйти замуж лишь за того, кто победит ее в поединке.
Действительно, сражение в сказке было интеллектуальным, а проигравшего казнили. Позднее Лесаж написал по данной сказке комическую оперу «Китайская принцесса», а Карло Гоцци – пьесу «Турандот». Позднее Шиллер перевел ее на германский («Турандот, принцесса китайская»), Гете поставил ее на сцене в 1802 г., а Пуччини создал оперу «Турандот».
Так история о Хутулун в искаженном виде стала театральной постановкой и литературным сюжетом. В европейском варианте этого сюжета принцесса не желает согласиться с тем, что мужчина может превзойти ее не в физической силе, а в интеллекте, и не готова покоряться мужчинам. Исходя из этого образ Турандот – плод тюркского фольклора о агрессивных дамах и европейского феминизма.
Как раз с старой легендой о Хутулун связывают обычай монгольских борцов надевать рубаху-распашонку с открытой грудью. Так оба соперника якобы демонстрируют то, что они – мужчины. А победитель выполняет ритуальный танец, в финале которого разводит руки и медлительно поворачивается, демонстрируя грудь.
Согласно точки зрения Дж. Уэзерфорда, это дань памяти великой даме-борцу в монгольской истории.