Рынок государственных ценных бумаг
Национальные акции являются ответственным денежным инструментом во всём мире. Но существуют страны, в которых в силу исторического развития экономическая совокупность владеет рядом изюминок, благодаря которым как раз национальные акции покупают особенное значение. И не секрет, что русский экономика относится именно к числу таковых: национальные акции во многом являются структурообразующим причиной отечественного фондового рынка.
Виды национальных ценных бумаг
Определение национальных ценных бумаг легко и ясно – это долговые акции, эмитентом которых есть государство. Так, данный вид бумаг есть собственного рода долговой распиской, которую государство выдаёт своим (либо зарубежным) гражданам в подтверждение того, что забрало у них взаймы определённую сумму. Национальными ценными бумагами есть множество разных долговых обязательств, гарантированных страной. Главные из них:
- долговременные казначейские обязательства: срок их погашения образовывает десять и более лет, по ним выплачиваются купонные проценты и по окончании указанного в них срока их обладатели смогут взять их цена наличными либо иными ценными бумагами подобной цене;
- среднесрочные казначейские векселя: казначейские обязательства со сроком погашения от одного до пяти лет, производимые в большинстве случаев с условием выплаты фиксированного процента;
- казначейские векселя: кратковременные национальные обязательства, погашаемые в пределах годичного срока и по цене ниже номинала;
- национальные (казначейские) облигации: разновидность средне- и долговременных казначейских обязательств, в некоторых случаях смогут распространяться посредством нерыночных механизмов.
Задачи рынка национальных ценных бумаг
Но нужно осознавать, что заимствования средств у бизнеса и населения есть хоть и серьёзной, но отнюдь не единственной задачей эмиссии национальных ценных бумаг и функционирования рынка, на котором эти бумаги обращаются. Задачи эти смогут самыми разнообразными и эксперты насчитывают их много. Но в случае если пробовать приводить это разнообразие к некоему единому знаменателю, то возможно выделить следующие задачи выпуска страной ценных бумаг и деятельности данного специального рынка: финансирование текущего бюджетного недостатка; обеспечение выполнения госбюджета; формирование уровня доходности по разного рода полезным бумагам; обеспечение коммерческих банков ликвидными резервными активами; регулирование инфляционных процессов; нормализация нестабильной денежной обстановке благодаря сложностей с поступлением налоговых платежей; погашение ранее размещённых займов; регулирование финансовой массы в стране; помощь социально организаций и значимых учреждений; финансирование целевых программ общегосударственного и регионального масштаба; корректировка курса национальной валюты.
В соответствии с разными задачами, каковые государство возлагает на рынок ценных бумаг, выпускаются и разные виды национальных ценных бумаг. Это смогут быть среднесрочные и долговременные долговые акции, каковые выпускаются для покрытия хронического недостатка госбюджета. Это смогут быть акции, производимые с конкретной целью залатать временную «брешь»в гос бюджете.
Речь заходит о так называемых кассовых разрывах, каковые появляются в тех случаях, в то время, когда отмечается стабильность затрат при нестабильности доходов. Другими словами из казны средства тратятся систематично, а вот в неё поступают от случая к случаю. И на определённом этапе может появиться обстановка, в то время, когда деньги израсходованы, а налоги ещё не поступили – временный недостаток бюджета.
В случае если же речь заходит о необходимости обслуживания госдолга, то для этих целей производят уже другую разновидность национальных ценных бумаг. Так, скажем, в Российской Федерации в середине 1990-х годов такими бумагами были казначейские обязательства, которыми государство расплачивалось по долгам, и каковые в будущем могли быть перепроданы на вторичном рынке ценных бумаг.
Наконец, стране смогут пригодиться средства для реализации в полной мере конкретных, локализованных во времени и пространстве, но очень дорогостоящих проектов. К примеру, для постройки больших предприятий либо объектов инфраструктуры (железных дорог, плотин, АЭС и тому аналогичного). При таких условиях государство занимает средства у физических и юрлиц при помощи выпуска целевых облигаций.
Александр Бабицкий