Шлифование фанеры и применяемое оборудование
Для ровной поверхности выравнивания и листа его по толщине, царапин и устранения загрязнений клееную фанеру шлифуют.
Эту операцию делают на шлифовальных станках, каковые бывают трех- и четырехбарабанные — для одностороннего шлифования, шести- и восьмибарабанные — для двустороннего шлифования. Для подшлифовки пепрошлифованных мест применяют ленточные станки.
На фанерных фабриках в большинстве случаев используют трехбара-банные шлифовальные станки. По собственной конструкции трехбарабанные станки смогут быть с верхним либо нижним размещением барабанов. Различаются они по методу навивки шлифовальной шкурки на барабан и механизму подачи — вальцовой, гусеничной либо ленточной.
На рис. 1 продемонстрированы схемы главных видов шлифовальных станков: с нижним расположением и вальцовой подачей шлифовальных цилиндров, с гусеничной либо верхним расположением и ленточной подачей цилиндров.
Шлифовальные цилиндры I, II, III вращаются против подачи. Первый вал делает черновую шлифовку, снимая неотёсанные неровности, и сглаживает поверхность; второй шлифовальный вал удаляет следы от неотёсанных зерен первого вала, а третий совсем зачищает поверхность, снимая шероховатости и ворс,«покинутые вторым валом. Пыль с страницы фанеры снимает щеточный валик.
У станков с вальцовой подачей лист движется по плите, которая возможно закреплена жестко либо на пружинах. Через прорези в столе выступают нижние подающие валики. Верхние валики подают материал, а подпружиненные валики прижимают лист фанеры к шлифовальным барабанам и создают нужное давление для шлифования.
Рис. 1. Схемы барабанных шлифовальных станков: а — с нижним расположением и вальцовой подачей цилиндров, б — двусторонний станок с вальцовой подачей, в — с гусеничной либо верхним расположением и ленточной подачей цилиндров; 1 —рама, 2 — нижние подающие валики, 3 — плита станка, 4 — верхние подающие валики, 5 — прижимные вальцы, 6 — щеточный валик, 7 — конвейер; I II, III — шлифовальные цилиндры
Станок с гусеничной либо ленточной подачей имеет шлифовальные цилиндры I, II, III, расположенные над столом.
Лист фанеры лежит на поверхности конвейера. Прижимные вальцы находятся между шлифовальными цилиндрами. Шлифовальные цилиндры регулируют по высоте для нужного рабочего давления шлифовальной шкурки на изделие.
Для одновременного шлифования фанеры с двух сторон используются двусторонние шести- либо восьмибарабанные станки с вальцовой подачей.
Шлифовальный трехбарабанный станок с вальцовой подачей ШлЗВ имеет три шлифовальных барабана, укрепленных в подшипниках на станине и соединенных с электродвигателями эластичными муфтами. Электродвигатели установлены на отдельной станине. Для увеличения качества производительности и улучшения шлифовки шлифовальные барабаны приобретают осевое колебательное перемещение от особых устройств, укрепленных на балке.
Электродвигатель помогает для привода щетки.
Подают страницы клееной фанеры восемь вальцов, из которых четыре укреплены на нижнем столе, а остальные в верхней части станка И. Вальцы приводятся во вращение от электродвигателя через зубчатые передачи и редуктор. Для прижима между шлифуемым барабанами и материалом в станке имеются прижимные ролики. Для вертикального перемещения верхней части станка помогает винтовой механизм подъема, приводимый в воздействие от электродвигателя 5 через редуктор.
Правильная установка верхней части и регулировка силы прижима роликов выполняется вручную посредством маховика. Верхняя часть поднимается, дабы возможно было поменять фетр и шлифовальную шкурку на барабанах.
По методу крепления шлифовальной ленты различают шлифовальные барабаны с винтовой и с цилиндрической навивкой.
При винтовой навивке абразивная лента шириной 300—450 мм навивается по винту так, что край первого витка нахлестывается на край следующего витка. Утолщение, образуемое нахлесткой, утопляется в винтовой паз, образованный в барабане. В этом же пазу помещается край фетровой ленты, навиваемой кроме этого по винту.
Финиши навитой ленты крепят затяжным бандажом, а особый пружинный механизм в барабана формирует натяжение и компенсирует ослабление ленты.
Рис. 2. Методы крепления шлифовальной ленты на цилиндрах:
а — с навивкой по винту, б — с винтовой навивкой по шлифовальному барабану, в — с цилиндрической навивкой; 1 — бандаж, 2 — первый виток, 3 — второй виток, 4 — винтовой паз. 5 — абразивная лента, б — фетровая лента, 7 — барабан, 8 — шайба, 9, 17 — шестерня, 10 — натяжная шайба, 11 — пружина, 12 — стержень. 13 — шайба, 14 — упорный выступ. 15 — винтовой паз, 16 — палец, 18— вал, 19 — левая шайба, 20 — металлическая лента, 21 — подвижный палец, 22 — неподвижный палец, 23 — винт, 24 — рычаг, 25 — валик, 26 — зазор
На рис. 2,б продемонстрировано устройство шлифовального барабана с винтовой навивкой абразивной ленты. Металлическая лента (бандаж) закреплена на шайбах, посаженных на валу.
Поворотная шайба помогает для крепления финишей шлифовальной ее натяжения и ленты.
На внешних торцах шайб насажены неподвижный и подвижный пальцы, на каковые надеваются финиши металлической ленты, закрепляющей край навитой шлифовальной ленты. Натягивают металлическую ленту винтом, что, нажимая на выступ рычага, поворачивает его около оси вала.
Для закручивания по винту и тугого натяжения навитой шлифовальной ленты помогает смещения и механизм поворота по оси концевой шайбы. Стержни с квадратной головкой несут шестерню, при повороте которой через зубчатый венец шестерни происходит поворот шайбы около оси вала.
Через винтовой паз на внутренней поверхности пальца и обода, связанного с поворотной шайбой, в один момент с поворотом шайбы происходит и осевое ее перемещение. Пружины поддерживают натяжение ленты на протяжении работы.
При повороте шайбы, опирающейся на упорный выступ, натяжная шайба займет исходное положение.
При цилиндрической навивке финиши ленты зажимаются между двумя валиками, и она натягивается на барабане при помощи натяжного механизма. Наряду с этим финиши шкурки не стыкуются. Между ними образуется зазор 26 шириной 2—3 см на всей протяженности барабана. Данный зазор нарушает равномерность работы шлифовального барабана.
Но наряду с этим существенно упрощается способ навивки ленты и понижается время установки шлифовальной ленты если сравнивать с способом винтовой навивки.
Для обычной работы станка нужно в зависимости от размещения барабанов верно подбирать номера шкурки.
Для двухстороннего шлифования клееной фанеры шлифовальные трехбарабанные станки с нижн-им размещением барабанов устанавливают спаренно друг за другом, но со смещением по оси. По окончании шлифования на первом станке фанера поступает на устройство, которое переворачивает фанеру шлифованной стороной кверху и опускает лист на рольганг. С рольганга фанера поступает на второй шлифовальный станок, на котором шлифуется ее вторая сторона.
При установке спаренных шлифовальных станков с нижним, а после этого с верхним размещением барабанов поворотного устройства для фанеры не нужно.
При шлифовании фанеры вероятны следующие недостатки: сошлифовка верхних рубах (особенно углов) до клеевого слоя; недошлифовка; неотёсанное шлифование; неравномерная толщина фанеры; загар.
Сошлифовка верхних рубах может происходить из-за неравномерной толщины фанеры, неправильного обжима при шлифовании, неисправности станка (изношенность подшипников вала барабана), неправильной намотки шлифовальной ленты, изношенности фетра.
Неотёсанное шлифование происходит из-за нехорошего качества шлифовальной недостаточного рабочего и ленты давления. Загар (тёмные пятна на странице) появляются при работе с изношенной шлифовальной лентой.
Недошлифовка фанеры происходит по большей части по тем же обстоятельствам, что и сошлифовка.
Чтобы шлифовальный станок трудился нормально и создавал качественное шлифование, нужно делать ряд условий.
Отклонения по толщине страниц фанеры до шлифования не должны быть больше ±0,5 мм. Замеры толщины фанеры перед станком рекомендуется создавать предельными калибрами.
Скорость шлифования (окружная скорость шлифовальных барабанов) должна быть в пределах 18—24 м/сек. Скорость подачи при шлифовании фанеры рекомендуется 7—8 м/мин.
Регулируют прижимные валики на ходу станка при пропуске через станок первых страниц. Прижим определяется по величине силы тока, для чего любой электромотор привода барабана должен быть снабжен амперметром. Рекомендуемая сила тока —в пределах 8—12 а.
Чтобы не было срыва шлифовальной шкурки на первом барабане рекомендуется создавать подачу страниц фанеры в станок под углом 25—30° к оси барабанов.
На рабочем месте станочника не должно быть материалов и посторонних предметов. Необходимо, дабы все части станка были легко доступны для управления и осмотра. По окончании работы станок направляться шепетильно убирать.
Вблизи станка обязан пребывать шкаф с нужным инструментом для наладки, предметами для рабочего места и уборки станка, смазочными материалами и др.
В целях надёжной работы на шлифовальном станке необходимо делать следующие правила.
Шлифовальный станок должен быть оборудован прекрасно действующей установкой для отсасывания пыли. Нужно, дабы ременная передача станка, приводные шкивы и электродвигатель имели ограждения. Пол у станка должен быть ровным, чистым и нескользким.
регулировка и Чистка станка должны производиться лишь на протяжении его остановки. Запрещено останавливать (притормаживать) шлифовальные барабаны руками.
В бригаду входятдва станочника, но при шлифовании фанеры толщиной более 9 мм бригада возрастает еще на два рабочих. В обязанности рабочих, обслуживающих шлифовальный станок, входит подача вагонеток с фанерой к станку и их откатка на расстояние до пяти метров.
Производительность шлифовального трехбарабанного станка при толщине фанеры 3—18 мм при одностороннем шлифовании (скорость подачи 8,6 м/мин) образовывает 1900 страниц в смену, а при двустороннем шлифовании 950 страниц.
Рис. 3. Ленточный шлифовальный станок ШлПС-2М:
1 — направляющие стола, 2 — воронка пневмотранспортера, 3 — шлифовальная лента 4 — утюжок, 5 — направляющие утюжка, 6 — натяжной шкив, 7 — стол, 8 — изделие, 9 — ролики
По окончании обработки страниц фанеры на барабанных шлифовальных станках время от времени нужно выполнить ее дошлифовку. Для этого употребляются ленточные шлифовальные станки. На рис. 77 продемонстрирован станок ШлПС-2М с шириной шлифовальной ленты 350 мм.
Таковой станок имеет двухтумбовую станину, на которой консольно закреплены два шкива, один из которых приводной. Натяжной шкив, которым натягивается лента, перемещается винтовым механизмом.
Между тумбами в особых направляющих закреплены опорные балки, по которым на роликах возможно вручную передвигать стол станка. На цилиндрической направляющей подвижно укреплен кронштейн с утюжком, что прижимает шлифовальную ленту с тыльной стороны к подробности. Для компенсации неровностей, имеющихся на ленте и детали, контактную поверхность утюжка покрывают фетром.
Шкивы ленточного шлифовального станка должны вольно вращаться в подшипниках. Пара смещая холостой шкив в сторону приводного, снимают шлифовальную ленту и вручную поворачивают шкивы, замечая за их вращением.
Один финиш ленты длиной 50 мм перед склеиванием шепетильно очищают от абразивных зерен. Надевать ленту на шкивы направляться так, дабы наружный финиш в шве был расположен по ходу перемещения шкива. Регулируют натяжение ленты, перемещая холостой шкив.
Так как лента в начале работы (первые 10—15 мин) вытягивается, ее нужно натягивать перемещением шкива, для получения нужного натяжения. После этого устанавливают и закрепляют ограждения шкивов.
Стол обязан вольно перемещаться по направляющим под действием легкого нажима. Поднимая и опуская стол, контролируют механизм его подъема. При настройке стола на него укладывают лист фанеры и устанавливают его по высоте так, дабы он отстоял от нижней ветви шлифовальной ленты на 10—15 мм. При холостом ходе лента обязана идти ровно, не рукоплескать и не смещаться в сторону с обода шкива.
Убедившись в верном ходе станка, включают отсос и создают пробную шлифовку. При шлифовке лента не должна скользить на шкивах и смещаться в сторону.
Для шлифования большеформатной фанеры возможно применять ленточные шлифовальные станки.
Для сошлифовки загрязнений, недошлифовок, для снятия пятен при починке фанеры употребляются ручные переносные шлифовальные машинки.
Шлифовальный станок должен быть оборудован прекрасно действующей установкой для отсасывания пыли. Приемник шлифовальной пыли в один момент обязан являться ограждением для шкива шлифовальной ленты.
приводные шкивы и Электродвигатель должны иметь ограждения.
Чистка, надевание и регулировка станка шлифовальной ленты должны производиться лишь на протяжении остановки станка.
По окончании шлифования фанеры обнаруживаются недостатки склеивания, каковые вероятно исправить.
На многих фанерных фирмах заделка сучков, трещин производится особыми пастами. Паста разогревается, намазывается на дефектное место и затвердевает. Затвердевшая паста зачищается циклей и зашлифовывается.
Для устранения пузырей верхнюю рубаху подрезают по длине волокна, в надрез вдавливают связующее и зажимают лист фанеры до затвердения связующего.